Найти тему

Родина предков. Заонежье.

В 1891 году в Толвуйский приход входило 38 селений, в том числе и деревня Долгая Нива, Загубы, Горушка, Тарутинское, родина наших предков. Крестьяне в местных деревнях делились на государственных и обельных. Все обельные произошли от двух семейств – Глездуновых и Тарутиных. В отдаленных от церкви деревнях строили часовни, куда приходили помолиться и поставить свечку местные жители. В большие праздники в церковь Толвуи съезжались все жители окрестных деревень.

Наряду с официальной православной церковью, существовало среди местных жителей и учение раскольников. Семена раскола были заброшены в северный край коломенским епископом Павлом, сосланным по осуждению собора в Палеостровсий монастырь. Раскольничьи идеи развивались в Толвуйской волости выходцами из Данилова скита, находящегося в 65 верстах от Толвуи. Усилению раскола способствовало то, что священники были людьми малообразованными, не подготовленные церковью к борьбе с этим злом. Поэтому они не могли противостоять влиянию учителей раскола.

В самом начале семнадцатого столетия (около 1601 - 1605) года в Толвуйском погосте заключена была супруга Федора Никитича Романова и мать родоначальника царствующего дома Романовых Михаила Федоровича инокиня Марфа Иоановна. Преданий о царственной узнице в Толвуе почти не сохранилось. Вела она уединенный образ жизни и с местными житилями общалась мало. Зато она делала богатые взносы в пользу церкви. Помогал инокине Марфе толвуйский священник Ермолай Герасимов, за что получил от царя Алексея Михайловича в 1646 году обельную грамоту, в которой он и его потомки освобождались от всех податей и платежей в царскую казну. Потомки Ермолая и до сих пор живут в Челмужском погосте. Такая же грамота дарована царем Михаилом Федоровичем двум крестьянским семьям - Глездуновым и Тарутиным. Потомки Тарутиных живут в деревне Тарутинской и являются обельными крестьянами. Подлинная жалованная грамота хранится у крестьянина деревни Ивана Степанова. Наша бабушка Анна Андреевна Григорьева родилась в деревне Тарутинская, значит и она является потомком обельных крестьян Тарутиных. Обельными крестьянами назывались потомки людей, оказавших услуги Отечеству и Царскому дому, преимущественно в Смутное время в Петрозаводском, Повенецком и Олонецком уезде.