132 подписчика

ФРОНТОВАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ. Чем является икона из бабушкиного шкафа?

К истории, которую я хочу рассказать, я всегда относилась недостаточно серьезно, и потому, будучи журналистом и редактором, никогда не рассматривала ее в качестве своей темы, да и темы в основном были другие. Лишь недавно, погрузившись в историю Православной Церкви советского периода, осознала подлинный смысл собственной семейной истории и ее место в общем историческом потоке. Изображений, аналогичных хранящемуся у нас образу, в открытых источниках я не нашла. Впрочем, не исключено, что он окажется не единственным.

«Самая Сильная», в подвенечных ризах

Из моего детства, прошедшего в 1980-е годы, я хорошо запомнила, что Пресвятая Богородица одна, а иконы Ее бывают такие: Казанская, Владимирская, Семистрельная, Почаевская и… Фронтовая. Все они хранились у бабушки в шифоньере, на полочке рядом с выходной одеждой. Они были уложены на импровизированном иконостасе, только горизонтальном, а не вертикальном — на крышке из-под большой коробки — и регулярно доставались. И тогда бабушка благоговейно возносила перед ними переписанные от руки молитвы, а мне вновь и вновь рассказывала о них и о том, почему хранит святыни в шкафу.

Икона Божией Матери «Фронтовая». Семейная реликвия советских времен
Икона Божией Матери «Фронтовая». Семейная реликвия советских времен

Бабушка, Диана Александровна Козина, в крещении Нина, была, как и дедушка, членом партии, а до выхода на пенсию — инженером-конструктором, передовиком производства в ЦКБ завода «Красное Сормово». Ее отец, Александр Федорович Барулин, старый большевик и вместе с тем некогда член правления Нижегородской потребкооперации, в 1929–1932 годах отбывал срок в Белбалтлаге по обвинению в продвижении интересов «бывшего элемента». Вернулся, многое поняв и повидав. Возможно, и вернулся-то только благодаря усиленным молитвам, а молились о нем не только родные, но и, по их просьбе, монахини, жившие при закрытом Сормовском Спасо-Преображенском соборе. По словам бабушки, отец хорошо научил ее тому, «как на Колыму не попасть». Привычка хранить иконы в шкафу сложилась у нее исходя именно из этого знания.

Большинство бабушкиных икон были простенькие, бумажные, времен духовного голода в СССР. Кроме двух: венчального образа Спасителя в дореволюционном окладе, которым еще бабушка моей бабушки благословляла свою дочь, и странного удлиненного изображения Божией Матери (черно-белая не то картинка, не то снимок), с любовью и тщанием оформленного в белую тканевую рамку. Это и была та самая Фронтовая Божия Матерь, совершенно особо почитавшаяся бабушкой. Портниха-самоучка, она сама сшила для нее облачение из парчи, купленной в 1974 году на свадебное платье моей маме. И украсила советским тканевым флердоранжем. Словно не сочтя и этот декор достойным Царицы Небесной, бабушка всегда держала поверх своей любимой иконы нитку жемчуга. Снаружи все это было заключено в пакет и заклеено скотчем. Внутри лежала записка с чужим почерком.

Бабушка рассказывала, что Фронтовая Божия Матерь любую ее мольбу слышит и помогает, а однажды даже явилась ей во сне и сказала: «У тебя есть белые бусы — укрась Меня!» Молитву перед этим образом бабушка, в выражениях народно-приходского лексикона, считала самой «сильной». По ее словам, икону ей подарила ее знакомая тетя Шура, про которую я, к сожалению, ничего не запомнила, кроме того, что ее имя упоминалось всякий раз, когда бабушка шла в храм или советовалась по разным духовным вопросам.

В 2008 году моя бабушка умерла, нитка жемчуга куда-то потерялась, а икону я забрала и поставила уже в свой шкаф, книжный, только вертикально и за стеклом. Я почти забыла о ней, а особенно о записке, прикрепленной на обороте.

Оригинал молитвенной записки
Оригинал молитвенной записки

Из дебрей путаных словес

Как и само фото, записка была переснята, возможно и не раз, с оригинала, написанного простой малограмотной женщиной, получившей, в свою очередь, заветный снимок от старушки, чья дочь, медсестра, умершая от ран, привезла его с фронта. Да, по описанию, это был именно фотоснимок, а не рисунок, возможно, дополнительно обведенный ретушью, как тогда было модно, — снимок явления Божией Матери солдатам Великой Отечественной войны.

Читать записку из-за ее малограмотности довольно трудно, однако считаю своим долгом привести ее подстрочник, с сохранением орфографии. Он ценен именно своей непосредственностью и стремлением посильно донести историю представленного фото со всей максимальной конкретикой.

«Воимя Отца и Сына и Святводуха Аминь. 3 дня Господи блавослови. Явленая Присвятая Богородица на Явилась подмосквой расейскому Армию. вовремя отечественый войны. немцы подходили блиска москву. Из (неде?) самолёта бросали листовки писали завтра будем москве. Вам гитрел давал предложение здаватся доброволна вы не согласились он приказал нам собрать вашых отцов матерей братьев сестер жон и детьей сожеч огнём прикас ево мы выполнили. ивам хорошево небудет нашы камандиры им ответили двараза не умирать однво не миновать. Расию нездали добровольна и нездадим до последний силы будем сражатся свами расия не победимая приехала Фронтовая хухня салдаты стали обедать. и. явилась Присвятая Богородица сыном младенцем поняла руку и говорит а севодне враг будет пятица назат победа будет расейская расея победит немцов. салдаты нерастерялись её фотографировали, и, она исчезла. блиска была врач русская а работала ташкенте и медсестра руская они попросили фото им дали фотографий, успели обедат приехал сибирский фронт камандир был Ветошкин дал салдатам каманду оружайтесь дозубов для немцев привезли всево. взяли немцов плен, и наскора приехала сормовская катюша и победили немцав. От явление Фронтовй Присвятой Богородицы Волгоградье поставили Мать родины, от ее явление. Я Гиколина Ал. А., 1970 г приехала ташкент гости племяницам у меня Ташкентье жыли 3 племяницы и 2 племяника я уних жыла 10 месяцов. Церкву ездила 7 раз. последний раз ездила праздник Петра Павла. шла из церквы догнала женщину старушку взяла заруку и пришли доэлектрички доехали до своей станцыи г. Ахангаран она меня пригласила себе и сняла из набожницы эту икону расказала што за икона откуда ей попала. Немцы отступали ставили за собой мины врач попала на мину сразу убилась а доч мою осколками поранила привезла эту фото врачебную и свою доч от ран померла я осталась одна. Она меня этой иконой блавословила пожелала всевохорошево. Я привезла взяла церкву Печорской храм отец николай её просветил 8 ноября я ездила Алькирею Карповку он дал мне 10 р. и попросил штобу я её фотографировать одала и привезла я увеличельной фото. 4 января я ему отвезла. он очень был довольный. и пропали у дочери денги 40 р. я пол намыла и поставила её перед собой напол пала на колени просила её штобы вернули нам их. просила так напусти на этово человека тоску как море волна бед берега. как буйныи ветры ломают дерева как на огне кипит вода на разум(?) человека на 3 день положи(?) все 40 ру калидор почтовой ящик».

Итак, что мы узнаем из этого текста? Что Ал. А. Гиколина (та самая бабушкина знакомая тетя Шура?), живя у родственников в Ахангаране (районный центр в Ташкентской области), познакомилась с пожилой воцерковленной женщиной, чья дочь, медсестра, умершая уже в тылу от ран, привезла с собой два экземпляра фотографии, полученной от солдат Великой Отечественной войны. Второй экземпляр принадлежал напарнице медика — врачу, погибшей на месте. На фотографии запечатлено явление Пресвятой Богородицы во время обороны Москвы, в час, когда солдаты обедали. Она, якобы, не только явилась зримо, но и произнесла ободряющие слова. Важная деталь: солдаты «не растерялись, Ее фотографировали», а затем распространили снимки. Видимо, один из экземпляров, оставшихся от дочери, мать погибшей медсестры «благословила» в дар своей знакомой Александре Гиколиной. Вернувшись в город Горький, автор записки первым делом освятила изображение в Спасо-Преображенском Печорском храме. Он был одной из трех действовавших в те годы в городе церквей. Ее настоятелем был священник Николай. Затем 8 ноября 1971 года Ал. А. представила уже освященный образ архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Флавиану (Дмитриюку) (архиерей принимал при Карповской Преображенской церкви), и тот благословил его увеличить и откопировать, выделив для этого средства. От почитаемого уже в качестве иконы изображения по молитвам Божией Матери Ал. А. Гиколина получила помощь — были возвращены украденные деньги.

Памятник «Родина-мать зовет!» в г. Волгограде
Памятник «Родина-мать зовет!» в г. Волгограде

А теперь что в этой записке смущает

Во-первых, самым непосредственным образом изложенный текст молитвы о возвращении денег. Он мало напоминает православное молитвословие как по стилю, так и по содержанию, и составлен в традициях народных заговоров, с призыванием бедствий на обидчика и образами природных стихий. Тем не менее, Богородица откликнулась на вопль страждущей души, пусть неискусной в речах, зато проявившей благоговейное почитание («намыла пол», «пала на колени»).

Во-вторых, народный фольклор присутствует и в изложении фронтовых событий. Факты в нем явно перемешаны с параллелями их восприятия. Как известно, немецкие листовки, во множестве разбрасываемые из самолетов, не содержали угроз, а тем более и информации о совершившихся преступлениях против советского мирного населения. Известное обращение к жителям Москвы в 1941 году, в частности, призывало лишь к восстанию против коммунистического правительства. Автор записки живописует некий «былинный диалог» с атакующим неприятелем: в ответ на угрозу фашистов, подошедших с сердцу Родины, советский солдат (собирательный образ) отвечает крылатой суворовской фразой: «Двум смертям не бывать, одной не миновать», и т. д.

В-третьих, автор записки указывает много конкретных имен и названий, вплоть до командира Ветошкина в составе некоего Сибирского фронта, но не упоминает даже имен главных хранительниц Фронтовой Божией Матери, ни старушки, ни ее дочери. Что касается Сибирского фронта, как известно, «сибирские подразделения» — 17 дивизий и 6 бригад, сформированные в Сибирском военном округе — действительно участвовали в контрнаступлении под Москвой, и во многом благодаря своей боевой выучке и физической закалке внесли решающий вклад в разгром немецких войск в 1941 году. А вот сведений о Ветошкине найти не удалось, возможно, он не был значительной фигурой. В записке подчеркивается еще одна причина успеха обороны столицы — использование легендарных минометных установок «катюша», выпускавшихся в том числе и в Сормове — рабочем районе Горького. Вклад малой родины в Победу невольно подчеркивается. Таким образом, фактография подана выборочно и подтверждается частично.

Наконец, в-четвертых. В записке упоминается Волгоград и Родина-мать, в прямой связи с явлением Богородицы — вот только где? В самом Сталинграде или в Москве? Дважды подчеркнуто: «От явления Фронтовой Пресвятой Богородицы в Волгограде поставили Мать-Родину, от ее явления»! Возникает интересная параллель: поднятая десница Богородицы на иконе отдаленно напоминает воздетую руку Родины-Матери, и то, что в народном сознании зафиксирована такая ассоциация, могло быть неслучайным. Возможно, это был след бытовавшего в церковных кругах мнения о памятнике, поставленном в благодарность Царице Небесной за спасение Отечества.

А возможно даже большее. Автор записки не могла знать, что спустя два-три десятилетия самарский историк В. Н. Якунин издаст несколько книг о так называемом Сталинградском явлении Божией Матери на основании документа, найденного им в архиве Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР и многих других собранных им свидетельств. Отправной точкой исследований послужил отчет уполномоченного по УССР Ходченко председателю Совета полковнику НКГБ Георгию Карпову. В 1943 году Ходченко сообщал в Москву, что целая воинская часть из состава армии генерала Чуйкова оказалась свидетельницей чуда. Так или иначе, ныне широко известный эпизод военной и духовной истории связан с 11 ноября 1942 года, когда защитники и жители осажденного Сталинграда многократно и в разных местах наблюдали явление Царицы Небесной с Богомладенцем, видимое как на небе, так и на земле.

Могла ли малограмотная женщина, передавая общую канву фронтовых событий со слов знакомой старушки, просто перепутать Москву со Сталинградом?

Иконографический двойник

На нашей Фронтовой иконе Божией Матери мы видим Пресвятую Деву в полный рост, с Младенцем Христом, сидящим на Ее левой руке, правая же рука поднята и отведена в сторону; на плаще, как бы развевающемся, — глубокие складки. Именно такова иконография другой известной иконы Божией Матери — Августовской. В ней отражено аналогичное явление Царицы Небесной русским войскам, только совсем в другое время — 1 сентября 1914 года близ города Мариамполя (ныне территория Польши, Белостокское воеводство). Разницу составляет лишь отсутствие в нашем случае внизу иконы солдат, лицезреющих явление. В 1914 году тоже шла война с немцами, только не Вторая, а Первая мировая, заложившая исторические предпосылки Второй. Можно сказать, что, по сути, это была единая цепочка событий, растянувшаяся в первой половине XX века, и жест Божией Матери, указывающий на запад, похож на призыв российским солдатам наступать и громить неприятеля именно в этом направлении.

Еще об исторических параллелях. В 1941 году описываемое явление Божией Матери и Ее слова: «Сегодня враг будет пятиться назад» ясно связываются со спасительным переломом в ходе битвы за Москву. В году 1914-м (всего две цифры переставить), через две недели после явления Пречистой Девы кирасирам Царскосельского полка и донским казакам, ободренные русские войска перешли в наступление и 20 сентября одержали первую в ходе боев победу под городом Августом, отсюда и название образа.

Тем не менее, в обстоятельствах явления есть разница. В Первую мировую Божия Матерь появилась в ночное время, в звездном небе, в сиянии, в нашем случае, как следует из записки, — среди дня, когда солдаты обедали. Так, значит, никакой связи?

Интересно продолжение первой истории. Узнав о чудесном явлении, император Николай II повелел отпечатать армейские листовки с изображением явления Божией Матери под Мариамполем значительным тиражом, с небольшим пояснением, а Синод благословил «чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». Иконы, именуемые «Августовская», создавались в 1915–1917 годах, но после революции окончательное прославление образа приостановилось.

Может быть, фронтовые снимки 1941 года были теми самыми армейскими листовками 1914-го или их поздним вариантом? И, может быть, описанное у В.Н Якунина чудо, о котором многие знали, имело место в Сталинграде, а снимки, напоминающие «Августово явление русским войскам на фронте» распространялись уже с первых дней войны, в том числе под Москвой, и оказались связаны с более поздним, сталинградским явлением в единую цепочку?

Икона Божией Матери «Августовская»
Икона Божией Матери «Августовская»

Вопросы, которые не обесценивают

Вновь и вновь всматриваюсь в хранящуюся у меня святыню. Для меня это, безусловно, святыня, не только благодаря ее церковному освящению, причем в те годы, когда атеистическая идеология царила в стране, но и благодаря личному доверию между каждым из участников цепочки, сохранивших этот  артефакт веры и благочестия в богоборческие годы.

Но все-таки что же это в действительности было? Не описанное в истории Церкви явление Божией Матери (именно под Москвой, а не в Сталинграде), промыслительно продолжающее историю русских побед? Или напоминание защитникам Родины о событии 27-летней давности, в ободрение и назидание? Возможно, в сознании Ал. А. Гиколиной смешались и Августовская, и Московская, и Сталинградская битвы.В любом случае, это живой факт сохранения благочестия в народе, который стал советским, но не перестал быть православным, несмотря даже на безграмотность и языческие пережитки. И подтверждение того, что именно за благочестие посылается свыше чудесная помощь.

Автор: Лилия Шабловская