Ее звезда зажглась стремительно, и столь же стремительно потухла. Пожалуй, более трагичной судьбы в мире театра и кино найти сложно. Валентина Караваева жила творчеством всю жизнь. Но в 22 года из-за аварии она лишилась всего. И больше 40 лет провела в нищете, забвении и шизофрении, а умерла в луже холодной воды в маленькой московской квартирке. Как же складывалась ее судьба?
Своенравная и нищая девочка
С золотой ложкой во рту в те тяжелые времена никто не рождался. Вот и Аллочка (так Караваеву изначально назвали родители) появилась на свет в сыром бараке в семье нищих рабочих. Казалось бы, какие перспективы... Но, как говорится, тяжелые времена рождают сильных людей. Вот и Караваева была сильной личностью. Уже, будучи совсем юной девочкой в школе она поняла, что станет актрисой.
Повлияла на нее классическая литература, которой та зачитывалась в библиотеке - там уборщицей работала ее мать, и часто брала дочь с собой. Потребовала у родителей смены имени на более благозвучное - Валентину, и вечно пропадала в школьном театре. В 14 лет она пишет письмо Сталину с просьбой зачислить ее в театр.
Ответ Иосифа Виссарионовича, часто отвечавшего на письма сограждан, в архивах не сохранился, но факт остается фактом. Девочка через несколько месяцев уехала в Москву, оставив родителям записку: "Уехала в столицу, чтобы стать актрисой". Там одно из училищ взяло девочку под опеку.
Жизнь в Москве лихо закрутилась. Караваеву под крыло взял Юлий Яковлевич Райзманн. К 1940 девушка закончила актерскую школу при Мосфильме, и настолько запала в душу руководству - своим талантом и миловидной внешностью - что уже в 42-ом ей дают главную роль в фильме "Машенька". Успех картины был грандиозным, а 21-летняя Караваева была удостоена Сталинской премии, став самым молодым лауреатом.
Авария, которая изменила все
Будущее актрисе прочили великое. После "Машеньки" предложения о сотрудничестве посыпались как из рога изобилия. Но в 23 года актерская карьера в одночасье оборвалась. В Куйбышеве по дороге на съемки фильма "Небо Москвы" автомобиль Караевой попал в аварию. Трамвай при столкновении "смял легковушку" - водитель погиб на месте, а актриса очнулась только в госпитале, еще не зная вердикт врачей и последствий ДТП.
А последствия были ужасными. Мало того, что из-за полученных травм Караваева больше не могла иметь детей, так еще огромный шрам - от уха до подбородка - поставил крест на ее творческой карьере. В истории сохранился разговор еле живой пациентки с врачом:
"К сожалению, полученные травмы очень серьезные. Мне очень, жаль, но детей вы иметь не сможете".
"А Играть, играть-то я смогу?"
(Повисла Пауза)
"На этот счет тоже есть большие сомнения"
Только рассмотрев свое лицо в зеркало, Караваева все поняла. Никто снимать в кино ее больше не будет. Возможно, в театре удастся построить карьеру, и то не факт. Но актриса не сдавалась. В 1945 году, оклемавшись после ДТП, судьба предоставила ей шанс - режиссер Юрий Завадский пригласил актрису в театр Моссовета и сразу в чеховскую "Чайку" на роль Нины Заречной.
Караваева была настолько гениальна, что театральные критики ей рукоплескали, называли лучшей героиней спектакля. Казалось бы, вот она.... возможность перезапустить карьеру и вернуться на Олимп - только теперь уже театральный. Но актриса рассорилась с режиссером, хлопнула дверью и со скандалом ушла. На что надеялась - непонятно. Но кое-какой план вскоре появился.
В 45-ом судьба свела Караваеву с британским дипломатом. Она пишет письмо Сталину с просьбой разрешить выезд за границу. Главная цель - пластическая операция.
"Из-за страшной аварии, я не могу больше сниматься в кино. Я востребованная актриса, лауреат Сталинской премии. Я прошу вас разрешить выехать мне за границу, чтобы сделать пластическую операцию. Это единственная возможность остаться в профессии".
Разрешение было получено. Но ставка на швейцарских врачей не сыграла. Шрам полностью убрать не удалось, к тому же хирурги совершили грубую ошибку - задели нерв. В итоге часть лица у актрисы онемела. Общее состояние еще больше ухудшилось. 5 лет Караваева промыкается в Европе.
Создаст свой театр в Женеве, но карьерного взлета добиться не сможет, да и низкий уровень театрального искусства ее сильно беспокоил. Поэтому актриса, несмотря на сопротивление уже бывшего мужа (на тот момент они развелись, но британец предлагал ей денежное содержание), возвращается на Родину - вникуда - снова попытать счастье.
Шизофрения и печальный конец
Опять же, на что рассчитывала Караваева, возвращаясь домой - непонятно. Денег у нее особо не было, квартиры - тоже. А потом и ее вовсе определили в провинциальный театр в Вышнем Волочке.
Влачила, надо сказать, жалкое существование, перебиваясь заработками с озвучивания иностранных фильмов - благо голос у актрисы еще был. Писала письма Фурцевой, другим чиновникам от культуры, но отдельной квартиры для себя так и не добилась. В какой-то момент актриса стала терять рассудок, начала создавать какой-то свой альтернативный мир в крохотной съемной квартирке, организовав там свой личный театр - театр одного актера.
Больше 20 лет, приходя домой с непостоянных заработков, голодная и без гроша за душой, она занимается постановкой собственных спектаклей с собой в главной роли. И снимает это все на пленку. Больше 22 лет... В одиночестве. Соседи то и дело слышали через стенку чеховские монологи, аплодисменты, плач и громкий хохот. В квартире бурлила жизнь. Жизнь талантливой актрисы, которую подкосила судьба и лишилась былой красоты.
Зимой 1997 г. постановки закончились. Соседи вызвали бригаду скорой помощи. В квартире они обнаружили Караваеву - без дыхания. Она лежала в луже холодной воды (у нее в квартире прорвало трубу), раскинув руки, как настоящая актриса - в черном кружевном платье. Как будто бы умерла прямо на сцене. Пролежала она в таком состоянии несколько дней.
Вот такая трагичная история.