Мир автомобилей полон аббревиатур: АБС, АКБ, ЕПТС, ДВС и прочие ГИБДД встречаются повсеместно и могут смутить начинающего водителя. Что уж говорить про электрокары — эти транспортные средства только начинают свой путь, по крайней мере, на российском рынке, и при этом имеют огромное количество разнообразных типов, видов и классификаций. Если вы когда-нибудь ломали голову над тем, что такое BEV, PHEV, E-REV и ZEV — эта статья точно для вас.
Who is who: начнем с перевода
Ключевая формулировка в случае с электрокарами — это, конечно, EV, electric vehicle. В переводе с английского — электрическое транспортное средство. Но букв-приставок к этому базовому EV существует множество:
- BEV (battery electric vehicle) — электромобиль традиционный, аккумуляторный, на батарее
- PHEV (plug-in electric vehicle) — подключаемый (или подзаряжаемый) гибридный электромобиль
- HEV (hybrid electric vehicle) — гибридный электромобиль
- E-REV (extended range electric vehicle)— электромобиль с увеличенным запасом хода
А еще есть такие понятия, как ZEV, NEV, FCEV и AFC. Давайте разбираться, who is who!
Сколько существует гибридов и зачем так много
Для начала разберемся с определением: гибрид — это автомобиль, использующий для привода ведущих колес более одного источника энергии. Современные автопроизводители часто прибегают к совместному использованию ДВС и электродвигателя. Это позволяет избежать работы ДВС в режиме малых нагрузок, а также реализовывать рекуперацию кинетической энергии. Про рекуперацию расскажем в отдельном тексте — она заслуживает особого внимания.
Теперь разделим гибриды на три основных вида:
1. Последовательный гибрид: здесь ДВС играет роль большого генератора. Он установлен под капотом, но никак не связан с колёсами. Обороты двигателя всегда оптимальны, коробка передач также не требуется. Единственная задача двигателя — вырабатывать ток для электромотора, который и вращает колёса машины.
Кстати, последовательная конструкция гибрида была придумана еще на заре автомобилестроения Фердинандом Порше, а рабочий прототип Lohner-Porsche Hybrid появился в 1901 году. На поверку гибридный автомобиль — почти ровесник бензинового, но своего часа ему пришлось ждать целый век: при дешевом топливе в технически сложных гибридах просто не было смысла. Да и экология в XX веке мало кого заботила.
По сути, последовательный гибрид — это автономный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Такие гибриды эффективны в условиях частых остановок, где нет высоких скоростей, зато нужна хорошая тяга. Прежде всего, это городской общественный транспорт и карьерные грузовики. Самый известный последовательный гибрид — БелАЗ, крупнейший самосвал в мире: огромный дизель этого монстра вырабатывает ток, а колеса вращают электромоторы.
Примеры: Lixiang L7, ВОЯ Dreamer, Chevrolet Volt, Opel Ampera, Nissan Note
2. Параллельный гибрид: в этой конструкции и двигатель внутреннего сгорания, и электромотор связаны с колёсами, работая как по отдельности, так и совместно (параллельно).
Первые параллельные гибриды были довольно примитивными. Электромотор в них был электрическим помощником, а не полноценной силовой установкой: ездить на чистой электротяге такие гибриды не могли, как и заряжать батарею от двигателя во время движения.
Современные параллельные гибриды ушли далеко вперёд, а некоторые даже научились «перевоплощаться» прямо на ходу. В таких авто на небольших скоростях бензиновый двигатель отключен от ведущих колес, и автомобиль движется только за счет электромотора. С ростом скорости машина вновь превращается в параллельный гибрид, подключая двигатель внутреннего сгорания автоматическим сцеплением.
Примеры: BYD Song Plus, Geely Galaxy L7, Honda Insight, Mitsubishi Outlander PHEV
3. Последовательно-параллельный гибрид: двигатель внутреннего сгорания, генератор и электродвигатель механически связаны друг с другом и с колесами посредством планетарного редуктора, что позволяет произвольно изменять потоки мощности между этими узлами. Это делает всю силовую установку единым целым, позволяя управляющей электронике распределять мощность между узлами в любых соотношениях. Эффективность такой системы очень высока.
Примеры: Toyota Prius, Toyota Hybrid Synergy Drive
EV, HEV и их вариации
C EV мы уже разобрались, теперь переходим к другим аббревиатурам:
BEV - это буквально «электромобиль с аккумулятором». Такой автомобиль работает только на электричестве из своей батареи, без использования бензина, водорода или других генераторов энергии. У подобных авто даже нет выхлопной трубы.
Примеры: Zeekr 001, HiPhi Z, Tesla Model X, Porsche Taycan
HEV — это гибридный электромобиль, который имеет и бензиновый/дизельный двигатель, и аккумулятор. Но вы не можете подключить автомобиль к электрической розетке, чтобы зарядить аккумулятор. Батарея в HEV выполняет ограниченную функцию: автомобиль часто работает только от аккумулятора на низких скоростях. Как только машине нужно разогнаться, включается бензиновый/дизельный двигатель. Сам аккумулятор частично заряжается за счет «рекуперативного торможения»: когда вы нажимаете на педаль тормоза, электродвигатель начинает вращаться в обратном направлении и действует, как генератор. В качестве генератора электродвигатель может заряжать аккумулятор.
Примеры: Toyota Yaris Hybrid, Lexus RX450h, Ford Mondeo Hybrid
PHEV – это подключаемый гибрид. PHEV подключается к розетке для зарядки аккумуляторов, а также использует нефтяное или альтернативное топливо для питания ДВС. В поездках на короткие дистанции автомобиль будет работать только на электрическом двигателе. Некоторые PHEV могут проехать 70 км или даже больше только на одной электроэнергии, а не пару километров – по сравнении со стандартным HEV. Для более дальних поездок сначала PHEV будет работать на электричестве, а затем перейдет на расход традиционного топлива.
Примеры: BYD Tang PHEV, ВОЯ Passion, HAVAL H6 PHEV
E-REV - электромобиль с увеличенным запасом хода. Это практически полностью электрическое транспортное средство, вся движущая сила которого обеспечивается электродвигателем, но в него встроен ДВС для выработки дополнительной электроэнергии. Когда аккумулятор разряжается до определенного уровня, ДВС включается для работы генератора, который, в свою очередь, подает питание на электродвигатель и/или заряжает аккумулятор. На умеренных расстояниях электромобили E-REV могут работать в полностью электрическом режиме.
Двигатель внутреннего сгорания выступает в роли «ускорителя», заряжая аккумуляторы, а электроагрегат является основной движущей силой.
Примеры: Lixiang L9, Opel Ampera, Chevrolet Volt
А теперь бонус для тех, кто хочет еще глубже погрузиться в хитросплетения аббревиатур из мира электрокаров:
- ZEV (zero-emission vehicle) — это любое транспортное средство, которое не выбрасывает вообще никаких вредных загрязняющих веществ.
- FCEV или FCV (fuel cell vehicle) — это транспортное средство на топливных элементах, т.е., устройствах, которые производят электричество при подаче кислорода и подходящего топлива.
- AFC (alternative fuel cells) — это транспортное средство, работающее на альтернативном топливе, отличном от бензина или дизельного топлива. Таким образом, энергия может поступать от аккумуляторов (BEV), водорода (HFCV) или, возможно, биотоплива не на нефтяной основе.
- NEV (new energy vehicle) — это автомобиль с новой энергией. Это термин, используемый китайским правительством для обозначения транспортных средств, производство которых происходит в том числе при участии государственных субсидий. Как правило, это касается BEV и PHEV.
Во вселенной электрокаров столько всего захватывающего — есть, чему удивиться, и точно есть, чем восхититься. А чтобы легче было ориентироваться, на сайте REVOCARS есть каталог с фильтрами: в нем можно выбрать полностью электрический автомобиль или гибрид, отфильтровать авто по типу кузова и по бренду. Заходите, там много интересного!
Телефон: +7 (812) 770-62-21
WhatsApp: +7(958)111-98-88
Сайт: revocars.ru