Впервые опубликовано на сайте Сапа
Российские города не выдерживают испытания зимой. Каждый год коммунальные аварии застают врасплох автолюбителей. Из-за прорыва канализационных труб машины тонут и вмерзают в воду. Иногда на их крыши обрушиваются сосульки. Почему происходят ЧП, и можно ли получить компенсацию за пострадавшее имущество — узнала «Сапа».
Затопило по самые окна
6 декабря в Уфе произошла авария. На парковке, расположенной на проспекте Салавата Юлаева, прорвало канализационный коллектор. В результате около двадцати машин утонули в грязной воде. Осложнялась ситуация тем, что на улице было -10℃.
«Вода хлынула с такой силой, что смыла все на своем пути. Растопила лед и заполнила парковку. Некоторые машины поплыли», — написал в соцсетях сотрудник местного автосалона.
На место аварии выехали экстренные службы, а также глава Октябрьского района Сергей Плотников. Утечку локализовали, а аварийный участок отключили. Однако пострадавшие автомобили это не спасло.
Владельцы рассказали Telegram-каналу «Новости Уфы», что их транспорт затопило по самые окна.
«В салоне вода до бардачка дошла. Я не знаю, что делать. Заводить нельзя, стекло разбили, машину стукнули при эвакуации других авто», — поделился мужчина, автомобиль которого повредило из-за прорыва.
Осмотрев место происшествия, в «Уфаводоканале» со ссылкой на специалиста по взаимодействию со СМИ Данила Якупова сообщили, что прорыв предположительно случился из-за перепадов температуры.
Заинтересовались ЧП и правоохранительные органы: по факту коммунальной аварии прокуратура Башкирии начала проверку.
Знакомая история
Аварии в холодный сезон — не редкость. Например, в этом году с началом первых холодов одна из них произошла в Ростове-на-Дону. Из-за прорыва водопровода диаметром 1000 миллиметров несколько авто затопило. Кабина одного из них полностью ушла под воду. Кроме того, оказались подтоплены близлежащие дворы и дороги, что вызвало пробки.
Еще один инцидент случился в первых числах декабря в центре Батайска. Из-за аварии затопило улицу — машинам пришлось буквально «проплывать» по грязному месиву. Выйти из них владельцы не могли.
Одну же из самых громких историй рассказали очевидцы в Красноярске. За пять дней там случилось три аварии. В первый раз жители дома на улице Лесопарковой 12 часов сидели без воды, во второй — в домах Советского района батареи остыли из-за того, что тепловую камеру затопило холодной водой.
Наконец, прорвало трубу на улице Вильского. В итоге залило единственный выезд из четырех домов и парковку. Из-за низкой температуры на улице две машины оказались «замурованы» во льду.
«Выглядело все удручающе, — рассказала «Сапе» местная жительница Светлана. — Владельцы долбили лед подручными средствами, чтобы добраться до своих машин. Сами при этом тонули в воде».
По словам коммунальщиков все это не случайности, а системная история. Многие аварии связаны с износом труб, свою лепту также вносят морозы и резкие перепады температур.
На обновление оборудования необходимо финансирование, но у регионов и муниципалитетов его зачастую просто не хватает.
Льдины на крыше
Коммунальные аварии не единственная угроза для автовладельцев. Куда выше вероятность того, что на машину с крыши здания упадет сосулька, снег или ледяная глыба. Чаще всего подобное происходит в начале или конце зимы, когда климат неустойчив, и регулярно наступают потепления.
Специалисты компании «Согласие» подсчитали: сумма убытка, который наносят застрахованным по каско (добровольное страхование, которое защищает интересы владельца транспортного средства — прим. ред.) автомобилям снег и сосульки в среднем составляет 96,2 тыс. рублей.
Если говорить об общей сумме, то с начала текущего года владельцы машин заявили претензии на 1,5 миллиона рублей. Большинство происшествий (45 %) произошли в столичном регионе. Однако далеко не все собственники знают куда обращаться с жалобой, а значит — зафиксировать точное количество пострадавших невозможно.
Одним из тех, чья машина была повреждена от обрушения льда, стала 50-летняя Светлана из Москвы. Женщина оставила авто на парковке в центре города и ушла в магазин. Свой транспорт она обнаружила засыпанным снегом и с поцарапанной крышей.
«Увидела, что прямо над парковкой была крыша зданий, на которой заледенели огромные сосульки, а на машине разрезы и вмятина, — рассказала она «Сапе». — Учитывая мой рабочий график, у меня просто не было времени на разборки — проще отремонтировать все за свой счет».
Кто компенсирует ущерб
Согласно закону РФ, за содержание любой постройки, а соответственно и за произошедшие из-за нее нарушения, отвечает ее владелец либо ответственная организация. Они и должны компенсировать пострадавшему ущерб за прорыв трубы или падение льдины.
Вторые подключаются, если объект — это многоквартирный жилой дом (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) или городские владения.
Однако и тут есть свои нюансы: если та же сосулька висела на застекленном балконе, а он был модифицирован жильцом (например, застеклен), то ответственность также на частном владельце.
Юрист Оксана Никитина в разговоре с «Сапой» отметила, что если действовать грамотно – шанс получить компенсацию есть.
«Прежде всего, повреждения необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки – до начала записи видео не нужно ничего менять на месте происшествия и не переставлять авто. Затем вызвать полицию и написать претензию в соответствующую организацию, в дальнейшем обратиться в суд. Материальная компенсация напрямую зависит от объема ущерба и определяется при помощи экспертизы», — объяснила она «Сапе».
Эксперт подчеркнула, что не стоит пускать подобные ситуации на самотек. В ином случае владелец машины будет из своего кармана оплачивать ошибки коммунальщиков или безответственных частников.
Автор: Антонина Матвеева