Сейчас ото всюду льется целый поток обсуждений на тему: "Китайцы - хорошо или плохо". И этот проблемный вопрос примерно такой же острый и актуальный, как и разговоры о бесконечном повышении цен на машины, об отечественном автопроме или о чем угодно еще, перекликающимся с этими спорами, перерастающими в "жаркие" дискуссии.
Я уже много раз говорил о том, что пока понять насколько надежны нынешние китайские автомобили, довольно непросто. Слишком мало времени прошло для того, чтобы собрать всю необходимую статистику, чтобы конкретно заявлять: вот эту марку (модель) можно смело брать, а вот эту лучше обходить стороной.
И пока есть только догадки о возможном сроке службы китайских машин, штучные отзывы на них и крупицы опыта от реальных владельцев, на которые тут же налетает гора экспертов и критиков.
Однако нельзя не отметить одну очень интересную и важную тенденцию, которая, между прочим, началась уже давно. От китайских машин массово избавляются их хозяева, причем происходит это не на каких-то больших пробегах, да и речь не идет о великовозрастных автомобилях.
Достаточно зайти на любую доску объявлений о продаже автомобилей на вторичном рынке, чтобы найти там немало "китайцев", которым ещё и года нет. Что уж говорить о 2-3 летках, их объявлений тысячи.
Причин у этого явления несколько, лично я выделил всего три основные.
Но давайте пройдемся по каждой из них, чтобы понять, что движет людьми сначала ввязываться в покупку далеко не дешевых авто, а затем спустя короткий срок спешно избавляться от своей "китайской мечты".
И самая первая, которая сразу же приходит в голову при упоминании авто китайских марок - возможная ненадежность этих машин и связанные с этим поломки, отказы, гарантийные ремонты и прочие неприятности, связанные с низким качеством автомобилей из Поднебесной.
В действительности, поломки и вправду имеют место быть. Чего только стоят возгорания "Хавалов" на парковке или знаменитая история с Дромовским "Москвичом", коробка которого приказала "долго жить" на смешном мизерном пробеге.
И хотя случаи эти, зачастую, штучные, простым покупателям они покоя не дают. Да и периодически все же всплывают истории, когда владельцы относительно свежих китайских машин, не доехавших даже до первого ТО, встревают на замену двигателя или коробки.
Нередки проблемы с электрикой, в частности, отказы всех систем, "гирлянда" на большом и красивом цифровом экране приборной панели. Все это оставляет отпечаток на владельцах, насмотревшись подобных отзывов, кто-то спешит поскорее избавиться от недавнего приобретения.
Но на деле эта причина, честно говоря, притянута "за уши".
На новый автомобиль, как минимум, есть гарантия, до истечения срока которой хозяева данных машин ездят и "в ус не дуют". Сломалось - починят, нельзя починить - заменят.
И в это парадигме я более склонен доверять другой причине избавления от китайского авто на раннем сроке владения. Если внимательно присмотреться к пробегам, то кроме совсем мизерных - от 10 до 20 тысяч километров, есть определенная масса объявлений авто с пробегом под 50 тысяч километров.
И это тот самый "рубеж надежности", за который владельцы попросту не хотят заступать, ведь конец гарантии близок, а проверять на своем опыте сколько автомобиль прослужит, чтобы потом расплачиваться своим временем и деньгами, хотят далеко не все.
Отъездил 2-3 года, до конца гарантии машину выкатал - можно смело продавать и брать что-то свежее, новее. Мировые автопроизводители уже давно ведут к такому алгоритму эксплуатации авто, в противном случае они просто не заработают на продажах новых моделей.
На эту тему можно дискутировать бесконечно долго, припоминая тот самый "заговор автопроизводителей", направленный на заведомое снижение ресурса узлов и агрегатов, а также срока службы автомобилей.
Однако есть в наших реалиях и еще одна, как мне кажется, основная причина тенденции массовых продаж "китайцев" на малых пробегах.
Некоторые автомобильные порталы сделали следующий вывод, с которым я не согласен, дальше объясню почему.
Одним из факторов появления большого количества китайских авто на вторичном рынке эксперты называют желание "подзаработать" на перепродаже. Схема, по их мнению, следующая - владелец, ранее купивший Chery, Haval, Geely или что угодно еще, спустя год или даже несколько месяцев может запросто перепродать его с выгодой до нескольких сотен тысяч рублей.
Эдакий "народный бизнес" - взял дешевле, продал дороже, остался в "плюсе".
Конечно, такая схема имеет место быть, но давайте рассуждать здраво. Не все готовы налево и направо сорить деньгами и каждое воскресенье ездить в автосалон за покупкой новой машины.
Ведь так заведено, что у нас в стране, чаще всего, приобретение нового авто - это взвешенный со всех сторон процесс, на который покупатель решался, возможно, не один месяц, а то и год, с целью купить машину на долгий срок.
Конечно, некоторые наши граждане располагают средствами на такое многомиллионное приобретение (очень рад за них), в виду своей финансовой состоятельности они могут себе позволить менять машину хоть каждый месяц. Однако в процентном соотношении их меньшинство.
Основная масса все-таки приобретает автомобиль в кредит или в долг. И многие из них покупали машину, чтобы банально успеть до подорожания или до дефицита: "Берем, пока есть возможность, кто знает, что будет дальше, будут ли вообще машины на рынке".
Теперь же все эти многочисленные объявления, на мой взгляд, - это плоды таких вот спонтанных приобретений и нерациональных покупок. Купившие авто в кредит попросту не тянут финансовую нагрузку и не вывозят эти долговые обязательства. Дальше все просто - машина летит на продажу в счет погашения злосчастного кредита.
Само собой, рынок сыграл не в пользу автолюбителей, да и в общем и целом сложившаяся ситуация хорошо прослеживается не только по этим "китайцам" с мизерными пробегами на площадках с объявлениями.
Народ стал искать способ пересесть на машины попроще, подешевле в содержании, обслуживании и эксплуатации. Все больше стареньких иномарок и "восставших" с чермета "Жигулей" рассекает по дорогам городов, далеких от Москвы. Это, опять же, закономерный итог того, что жить стало ощутимо дороже и тут уже не до роскоши - лишь бы было на чем доехать.
Конечно, всем хочется жить на широкую ногу и ездить на современном и теперь уже в любом случае дорогом автомобиле, пускай даже и на "китайце". Но ситуация на авторынке диктует свои правила - доступных машин мы в ближайшее время вряд ли увидим. Поэтому ругать китайские авто за то, что это откровенный "хлам" можно бесконечно долго, какой в этом смысл, если позволить их себе мы все равно не можем?
Что вы думаете на этот счет, обязательно делитесь своими рассуждениями на этот счет в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.