Найти тему
РИАМО

«Индиана Джонс», «Список Шиндлера», «Челюсти»: самые заметные фильмы Стивена Спилберга

   Режиссёр Стивен Спилберг ©Екатерина Чеснокова РИА Новости
Режиссёр Стивен Спилберг ©Екатерина Чеснокова РИА Новости

Стивен Спилберг, который отмечает свой день рождения 18 декабря, считается одним из самых богатых людей Голливуда, отличается невероятной работоспособностью и креативностью, а его фильмы неоднократно устанавливали кассовые рекорды. Самые яркие картины знаменитого режиссера – в материале РИАМО.

1. «Челюсти» (1975)

Один из самых знаменитых триллеров семидесятых снимался так долго и трудно, что создатели картины впоследствии говорили: зная заранее обо всех проблемах, никогда не взялись бы за эту работу. Во-первых, огромное количество эпизодов предполагало подводную съемку. Во-вторых, нужно было создать механическую акулу, которая вела бы себя как живая и при этом не тонула и не теряла управляемости. В-третьих, нельзя было обойтись без присутствия в кадре настоящей акулы с настоящей акульей свирепостью.

Проблемы решали по мере поступления: для подводной съемки арендовали и закупили массу дорогого оборудования, тяжелую механическую акулу с некоторым трудом «приучили» держаться на плаву, а в сценах с живой акулой использовали сравнительно небольшую рыбу, которая, несмотря на все предосторожности, едва не разгрызла клетку с актером. Бюджет картины был превышен почти вдвое и составил девять миллионов долларов против запланированных пяти.

Но все старания окупились сторицей: «Челюсти» собрали невероятную для того времени кассу в 100 миллионов долларов, а остров Мартас-Винъярд, где снималось кино, стал настолько популярным, что туристический поток увеличился втрое.

В главных ролях: Рой Шайдер, Роберт Шоу, Ричард Дрейфусс, Лоррэйн Гари

2. «Близкие контакты третьей степени» (1977)

Один из самых культовых фильмов про инопланетян и НЛО рассказывает о встрече с непознанным и неведомым, а также о давней мечте человечества – найти в космосе братьев по разуму.

Идея создания кино про контакт с инопланетным разумом увлекала Спилберга еще с юности, а предварительное «добро» на съемки режиссер получил еще в 1973 году. Однако разработка сценария застопорилась, и, возможно, к лучшему: в 1975 году Спилберг снял ставшие невероятно популярными «Челюсти», в результате чего получил общественное признание и возможность снимать интересных ему пришельцев с серьезным бюджетом в 20 миллионов долларов.

Во время подготовки к съемкам Стивен Спилберг постарался как можно лучше ознакомиться с темой НЛО: изучал всевозможные газетные заметки и свидетельства о встречах с инопланетянами, встречался с «контактерами». Сам Спилберг впоследствии отмечал, что НАСА было категорически против съемок «достоверного фильма об НЛО», и это только укрепило уверенность режиссера в том, что он идет по правильному пути.

Многие критики полагали, что после «Челюстей» Спилберг вряд ли снимет что-то столь же кассовое, да и тема инопланетян была в кино далеко не нова. Однако «Близкие контакты третьей степени» оказались настолько успешными, что картина получила 9 номинаций на «Оскар» и в итоге взяла две статуэтки. А лично Стивен Спилберг получил премию «Сатурн» как лучший режиссер.

В главных ролях: Ричард Дрейфусс, Франсуа Трюффо, Тери Гарр, Мелинда Диллон

3.«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981), «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008)

История Индианы Джонса началась еще в середине семидесятых, когда режиссер Джордж Лукас задумал снять фильм про удачливого авантюриста, который из самых опасных путешествий возвращается целым, невредимым и с магнитиками. В 1977 году идея наконец оформилась: Джордж Лукас привлек к созданию сценария Стивена Спилберга и Лоуренса Кэздана, вместе они придумали целый список захватывающих приключений и невероятных опасностей, с которыми должен будет столкнуться Индиана (это имя Лукас, кстати, «позаимствовал» у своего любимого пса).

В итоге этой совместной работы Стивен Спилберг стал неизменным режиссером сначала первого, а потом и трех последующих фильмов об Индиане Джонсе, а также сериала о его молодости. Лукас занимался продюсированием. Съемки проходили во Франции, Англии, Тунисе, на Гавайях и в Калифорнии.

Успех первого же фильма был невероятным: профессор Джонс (а с ним и исполнитель главной роли Харрисон Форд) стал практически национальным героем, а сама картина при двадцатимиллионном бюджете собрала кассу в $ 390 миллионов. Последующие приключения неунывающего археолога также собирали полные залы.

В главных ролях: Харрисон Форд, Карен Аллен, Кейт Кэпшоу, Шон Коннери, Кейт Бланшетт, Шайа ЛаБаф

4. «Парк юрского периода» (1993), «Парк юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)

Первый фильм про парк динозавров снимался всего три месяца – с августа по ноябрь 1992 года. В процессе съемок и постпродакшна использовались прорывные на тот момент технологии: компьютерная графика позволила показать доисторических рептилий «как живых», кроме того, в ряде сцен использовались динозавры-аниматроники в натуральную величину. Для того, чтобы имитировать голоса древних животных, звукорежиссеры соединяли голоса слонов, тигров, аллигаторов и гигантских черепах.

Поскольку фильм планировался остросюжетным, на роли главных героев-детей требовались ребята, умеющие убедительно кричать от ужаса. Ариана Ричардс, сыгравшая девочку по имени Лекси, получила роль отчасти благодаря своим душераздирающим воплям, которые очень впечатлили Спилберга на прослушивании.

Впервые «Парк юрского периода» показали в нью-йоркском National Building Museum, все вырученные на премьере средства были направлены на благотворительность. После выхода картины миллионы детей буквально «заболели» динозаврами и, кстати, выяснили, что большинство героев фильма жили вовсе не в юрском, а в меловом периоде. Что, впрочем, не помешало Спилбергу снять вполне успешное продолжение истории про доисторических монстров.

В главных ролях: Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм, Ричард Аттенборо, Джулианна Мур, Ариана Ричардс, Винс Вон

5. «Список Шиндлера» (1993)

Фильм основан на реальных событиях: во время Второй мировой войны член нацистской партии Оскар Шиндлер спас жизни 1200 евреев, работников его фабрики.

В основу сюжета легла книга «Ковчег Шиндлера», написанная на основе воспоминаний одного из спасенных евреев, Полдека Пфефферберга. Кинокомпания Universal приобрела права на экранизацию почти сразу после выхода книги в свет, рассчитывая, что Стивен Спилберг охотно возьмется за съемки. Однако тема оказалась настолько тяжелой для сценарной переработки, что режиссер все время откладывал «Список Шиндлера», не решаясь взяться за него всерьез. В итоге он договорился с руководством киностудии о том, что приступит к съемкам сразу после «Парка юрского периода». Как рассказывал сам режиссер, все прекрасно понимали, что после фильма о Шиндлере никакого «Парка» он снять бы не смог.

«Список Шиндлера» был номинирован на «Оскар» в 12 категориях и получил 7 статуэток, кроме того, завоевал еще более десятка наград на различных премиях и кинофестивалях. Стивен Спилберг отказался принимать гонорар за фильм, объяснив это тем, что «это были бы кровавые деньги». Сумму, которая ему причиталась, он потратил на основание «Фонда Шоа», основной целью которого стало сохранение письменных и документальных свидетельств о геноциде, фотоархивов и интервью с жертвами нацистской «машины по уничтожению».

В главных ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс

6. «Поймай меня, если сможешь» (2002)

История об изворотливом, обаятельном и по-своему талантливом проходимце и мошеннике, который, благодаря дару убеждения и обмана, способен моментально преображаться и выдавать себя за кого угодно.

Фильм снят по мотивам автобиографической книги Фрэнка Абегнейла, который за свою жизнь успел поработать врачом, адвокатом и даже пилотом самолета.

Умело подделывая документы и чеки, Абегнейл получает возможность беспрепятственно снимать крупные суммы в разных банках страны. Когда размер «заработанного» достигает нескольких миллионов долларов, за розыск и поимку мошенника берется спецагент ФБР. Но изловить талантливого обманщика не так-то просто, он раз за разом ускользает буквально из-под носа преследователя.

Интересно, что реальный Фрэнк Абегнейл сыграл в фильме эпизодическую роль полицейского, участвующего в поимке гениального мошенника.

В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Том Хэнкс, Кристофер Уокен, Мартин Шин

7. «Фабельманы» (2022)

Этот фильм не относится к числу блокбастеров, хотя и получил семь номинаций на «Оскар» и пять – на «Золотой глобус». Интересен он тем, что рассказывает историю детства и юношества самого Стивена Спилберга: от первого яркого впечатления, полученного в кинотеатре, до решения посвятить свою жизнь режиссуре кино. Сценарий был написан за время коронавирусной пандемии, когда у режиссера появилось время реализовать давно задуманные планы.

Актерам перед съемками предоставили доступ к семейным архивам Спилбергов, чтобы они смогли проникнуться жизнью семьи. А актриса Мишель Уильямс, сыгравшая мать будущего режиссера, носила украшения, которые в действительности принадлежали его матери. Очень многие детали в картине воссозданы в том виде, в котором их запомнил Спилберг. Даже любительские короткометражки, снятые юным героем, практически полностью скопированы с фильмов, которые режиссер снимал в детстве.

В главных ролях: Гэбриел ЛаБелль, Мишель Уильямс, Пол Дано