Рядом с кремлёвским комплексом расположены торговые ряды, занимающие целый квартал. Здания предназначались для проведения массовых весенних ярмарок с народными праздниками, театрализованными представлениями. Как и большинство зданий в России первые постройки были деревянными, но затем их сменили каменные здания с широкими арками. Они получили название Емельяновский ряд, по фамилии братьев, спонсирующих их строительство. Ряды были построены в 1780-1798 годах архитектором И. Левенгагеном.
Сейчас "Емельяновский ряд" представляет собой сочетание довольно различных по стилю строений: часть украшена фронтонами, колоннадами, часть представляет собой более простые здания. Украшения в виде портиков и колоннады появились в 1840-х годов во время ремонта, после чего ряд стали называть Московским. Каменный Гостиный двор, окруженный галереей с аркадами, с красующейся над ним белой церковью Спаса на Торгу, был построен в 1841 году после того, как сгорел деревянный Гостиный двор 1820-х годов постройки. Автор проекта - архитектор А.И.Мельников.
Большой, протяженный комплекс Мытного двора был построен в 1831-1832 годах. Название его происходит от слова "мыто" - сбор за провоз товара на торг. Это длинное здание в стиле классицизм, обрамленное с северной и южной сторон галереями с аркадами, разделенными в центре проездными воротами с большими фронтонами. Весной, в дни проведения знаменитой Ростовской ярмарки - третьей в России по размеру - здесь, как и Торговых рядах, шла бурная торговля. Сейчас территорию Мытного двора занимает городской рынок, так что его предназначение по сути за почти что два столетия не изменилось.
Но вернёмся к торговым рядам, а вернее к храму на их территории. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Торгу (Ружная церковь) была построена на средства горожан в 1685-1690 годах. Название "Ружная" указывает на отсутствие у храма собственного прихода: по-видимому, молящимися и жертвователями здесь были купцы с торга. На этом месте храм известен с 1206 года, неоднократно горел и перестраивался; В 1645 году неоднократно горевшее деревянное здание заменили на камень, но в страшный пожар и камень погорел, и тогда в 1685-1690-м годах вместо прежнего храма поставили современное нам здание. Хотя дата постройки - поздняя, архитекторы ориентировались не столько на веяния нарышкинского барокко, сколько на образы Кремля.
Храм расписан поздно (1762-1764), но тоже в манере XVII века до такой степени, что даже специалисту трудно с первого взгляда отличить. Интересная тенденция - когда в кремле все ломали и переделывали, и священники соревновались в том, чтобы поскорее придать забвению напоминание о величии своих коллег, купцы напротив нарочито стилизовали свои постройки под старину - видно, гордились они ею.
В XIX веке к Спасскому храму пристроили обширный теплый придел и небольшую колокольню. В советское время церковь была закрыта, фрески в ней частично забелены. В конце XX века здесь располагалась библиотека. К несчастью, подъем грунтовых вод сильно повредил и оставшиеся фрески, и даже фундамент, поставив под угрозу само существование здания. В 2003 году церковь Спаса на Торгу была включена в программу Всемирного Фонда Памятников по восстановлению исторических зданий. Во время нашего приезда мы не посещали храм, но внешне он выглядел, мягко говоря, не очень, особенно купола.
Недалеко от городского рынка, о котором я упомянул выше, сохранилась колокольня бывшей церкви Воздвижения Честного Креста Господня. На протяжении двух с лишним столетий своего существования храм неоднократно менял свой облик. Каменная Крестовоздвиженская церковь была построена в 1689-1692 годах на средства архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина). Сначала церковь представляла собой характерный образец древнерусского зодчества конца XVII века, затем в конце XVIII или начале XIX веков приобрела черты классицизма, в то же время в ее интерьере были созданы новые иконостасы и настенные росписи, наконец, в 1856-1861 годах храм был радикально перестроен в "русском" стиле на пожертвования купца П.А. Веснина.
Колокольня Крестовоздвиженской церкви была построена в 1856-1859 годах. Крестовоздвиженский храм был уничтожен около 1930 года, уцелела лишь колокольня, да и то потому, что ее решено было приспособить под пожарную каланчу. Для этого ее, разумеется, переоборудовали. Колокола были сброшены, арочные пролеты - заложены, а вместо купола была сооружена крытая смотровая площадка.
Вероятно, в 1930-е годы на колокольне были установлены часы с колокольным боем. Имеются свидетельства, что эти часы были перенесены с колокольни Рождественского монастыря. До сих пор они являются действующими: стрелки указывают время, куранты отбивают часы и четверти, а по истечении каждого часа окрестности оглашаются мелодичным колокольным звоном. Есть в этом что-то символическое - вот уже около ста лет Воздвиженского храма не существует, но пространство, где он когда-то стоял, поныне осеняется звоном колоколов.
На полпути от Кремля до Богоявленского Авраамиевого женского монастыря стоит небольшой храм святых Козьмы и Дамиана. Он был построен в 1775 году на месте бывшей Козьмодамианской обители, о которой имеются весьма скудные сведения, известно лишь то, что она находилась на окраине города, на Чудском конце. Официально, по главному престолу, церковь носит другое наименование - храм Смоленской иконы Божией Матери, но в народе сохранилось его старое название.
Козьмодамианский храм - одноглавый, сооружен из кирпича, по трехчастно-осевой композиции: центральный объем, трапезное помещение и колокольня вытянуты по одной оси. Оформление церкви отличается простотой, изяществом, на окнах - резные наличники, фасады здания разделяют парные пилястры. С западной стороны к основному объему присоединяется низкая трапезная, а к ней - колокольня. Колокольня - высокая, имеет 3 яруса. Она - единственная из всех уцелевших ростовских колоколен, которая завершена шатровой кровлей со звуковыми отверстиями - "слухами".
В 1926 году храм был упразднен, из него были изъяты иконы и драгоценная утварь. Колокольня лишилась колоколов. После закрытия в церковном здании был обустроен пионерский клуб, во время Великой Отечественной войны - казарма. В послевоенные годы здесь появились квартиры, из которых позже люди были выселены, а в здании заработал пункт стеклотары. В 1995 году храм святых Козьмы и Дамиана был возвращен верующим. На пожертвования ростовского Патриаршего подворья были начаты ремонтные работы, а в 2004 году состоялось возрождение приходской общины. Но судя по состоянию на время нашего приезда, в стадии восстановления был только купол церкви.
Однако, посмотрев в интернете нынешние фотографии, можно видеть, что храм всё же восстановлен, по крайней мере, внешний фасад. Непонятно только зачем было закрашивать красивый звёздный купол, который мы видели в 2017 году.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.