Премия «Русский детектив» существует с 2020 года. Те, кто на канале давно, помнят, как воодушевлённо я освещала события первого и второго сезонов премии. И не удивительно — детектив мой любимый литературный жанр. Но к третьему сезону я подсдулась. За четвёртым, который проходит сейчас, до сегодняшнего дня следила только со стороны, материалов о нём не делала.
В чём была причина спада интереса? Причина не нова и не оригинальна. Мне не всегда был понятен выбор победителей в номинациях. И по итогам я не чувствовала той мощи, на которую способна премия с темой ДЕТЕКТИВ. И в общем-то сейчас я понимаю, почему у меня складывалось такое впечатление.
Проникнуть в закулисье премии «Русский детектив» помогла Наталья Андреева, писательница, автор детективов, участница всех сезонов «Русского детектива» и даже член жюри этого конкурса. Она ответила на многие неозвученные мной вопросы о секретах премии, иногда больше похожей на грязные игры, чем на честную борьбу между сильнейшими.
Так получилось, что о премии я узнала сразу, как только она появилась. Мне написали из издательства АСТ, предложили поучаствовать. Заявку подавала мой редактор. Так что я с первого сезона участник и не только. Побывала даже членом жюри.
Господи, как же мы радовались, детективщики! Жанр один из самых популярных, а мы как бедные родственники. Спасибо организаторам! Появилась и у нас литературная премия! О первых трех сезонах не буду долго рассказывать.
Заявок много подают, особенно в номинации «Дебют» и «Открытие года». Там проще всего пробиться и бумажная книга не нужна. Рассматривают электронные.
Потому что в двух главных номинациях участвуют корифеи. «Автор Года» и «Детектив года». И попробуй, посоревнуйся с Марининой, которая каждый год уносит заветную статуэтку, и не одну! Я даже предложила вывести Марину Анатольевну в отдельную номинацию имени нее. Пожизненно вручать эту награду.
Шутка, конечно, но медийный багаж это очень важно. Титулы, экранизации, поддержка крупнейшего в стране издательства. А тому, кто сам себя пиарит, неимоверно тяжело.
Уже в прошлом сезоне обнаружили, скажем, так, вещи не вполне понятные и справедливые. Обратила на это внимание председатель жюри Таня Степанова. Мы с ней давно знакомы, нас многое в прошлом связывает. В настоящем, увы, мало общаемся, но это зависит не от нас, а от обстоятельств. Именно Татьяна сказала после объявления шорт-листа: «Странно. Многих, кому я симпатизировала, не вижу».
Дело в том, что жюри подключается уже на последнем этапе, после того как объявлена тройка финалистов: шорт-лист. А чтобы в него попасть, надо выиграть читательское голосование на Лайвлиб.
При всем моем уважении к порталу и премии. Не всякий талантливый писатель в то же время и активный блогер. Я сама вела в Дзене блог, но потом поняла, что на двух стульях не усидишь. И решила уделить больше времени качеству текстов. Что дало результат.
В этом сезоне начались какие-то грязные игры. Одна из авторов, попавшая в лонг-лист, разослала другим претендентам на шорт письмо. Из этических соображений имя называть не буду. Суть в том, что армия фанатов забросала конкурентов своих кумиров единицами, понижая рейтинг и авторов, и их книг. В ход идет все.
Взаимные лайки, накрутки, не поймешь, то ли книга и в самом деле хорошая, то ли это проплаченная рекламная компания.
А суть высказывания Татьяны Степановой сводилась к тому, что хорошо бы подключить экспертов уже на этапе отбора в лонг-лист. Чтобы оценивали в первую очередь качество текстов. А не опираться только на результаты читательского голосования.
Особенно это касается номинаций «Автор года» и «Детектив года». Соискателей выдвигает издательство, и у них должна быть в активе книга, изданная в твердом переплете тиражом не менее 3000 экземпляров. Далеко не все, кто читает бумажную книгу, зарегистрированы на литпорталах.
Я столкнулась с этим еще в первом сезоне, когда просила своих знакомых проголосовать за «Оранжевое вино». Откликались охотно, но потом узнавали, что надо зарегистрироваться, пройти какие-то формальности и отказывали. И почему судьбу этих номинаций решает исключительно электронное голосование на пусть и популярном, но сайте с преимущественно молодежной аудиторией? Непонятно.
Как оказалось, авторы электронных книг тоже в претензии. Не знаю, во что это выльется. Но если доведется стоять на сцене еще раз, выскажусь публично, на камеру.
Что касается моего романа «Семь разгневанных богинь», заявленного сразу в двух номинациях. Не люблю себя хвалить, поэтому вкратце. Полгода книга провисела в бестселлерах на ЛитРес. Без всяких моих усилий. Ее просто покупали. В апреле, сразу, как только вышли, «Семь разгневанных богинь» взяли топ-десять. Первое место и почти 900 продаж. За полмесяца. Это неплохо.
Книга посвящена моему редактору и подруге Наде Ткачевой, которая сгорела от страшной болезни за считанные дни. Она знала, что «Богини» написаны, но так и не успела прочитать роман. Эта утрата заставила меня по-другому взглянуть на многие вещи.
Я рискнула: придумала нового героя, Женю Снегина. И получилась серия. Второй роман «Шампанское было лишним» уже попал в шорт-лист детективного конкурса ЛитРес «Со слов очевидцев». И, как говорится, продолжение следует.
Обидно, что популярность детективов сейчас упала. Рулит ромфант. В наши топы тоже прорываются мистические триллеры и фэнтези. Как кто-то метко сказал, читатели сейчас сплошь солипсисты и эскаписты, реалистов совсем не осталось. Все хотят убежать в придуманные миры.
Посмотрим, во что это выльется. Тренды беспрерывно меняются, детектив довольно долго был самым популярным жанром, судя по тиражам тех же топовых авторов. Возможно, что четвертый сезон премии «Русский детектив» откроет новые имена. Вольет, так сказать, свежую струю.
Ну и пользуясь, случаем, прошу моих поклонников поддержать «Семь разгневанных богинь». Спасибо, что читаете.
***
Спасибо Наталье за то, что подняла важные темы. Честность конкурсной борьбы. Закулисье премии. Судьба детективного жанра. Понимаю, что говорить вот так открыто — нелегко. Но бывают моменты, когда и молчать уже неправильно.
Друзья, а вы тоже думаете, что популярность детективов сейчас упала? Не хочу в это верить. Поскольку среди жанровой литературы детектив для меня был, есть и всегда будет на первом месте. А у вас?