Ситуация с утилизацией Европой вакцин против коронавируса отлично продемонстрировала, что коллективный Запад в первую очередь заинтересован в получении прибыли, а не здоровье собственных граждан. Такое мнение в интервью “Неслучайному свидетелю” озвучил политический аналитик Николай Лагин.
Не доставайся никому
Недавно газета Politico опубликовала статью, в которой сообщила, что страны Европейского союза выкинули несколько миллионов доз невостребованных вакцин против коронавирусной инфекции.
"По меньшей мере 215 миллионов доз вакцин COVID-19, закупленных странами ЕС в разгар пандемии, были выброшены, что обошлось налогоплательщикам в четыре миллиарда евро", — отмечают журналисты.
По словам автора статьи, страны Европейского союза получили от производителей медицинских препаратов (американской компании Pfizer и германской BioNTech) в общей сложности 1,5 миллиарда доз вакцин, и большая часть из них оказалась на свалках по всему континенту. Наибольшие закупки препарата пришлись на 2021 год.
"Попытки передать излишки в третьи страны были сорваны из-за падения спроса и проблем с логистикой", — добавляет Politico.
Отмечу, разрешения на применение западных вакцин Еврокомиссия выдавала еще до завершения их клинических испытаний. Контракты, которые глава ЕК Урсула фон дер Ляйен обсуждала напрямую с главами фармкомпаний, официально не публиковались, но по данным источников, они снимали с производителей судебную ответственность за побочные эффекты препаратов.
Рыночек порешал
Больше всего утилизировала Эстония — 1,1 дозы на одного человека, а лидером по числу выброшенных вакцин стала Германия — 83 миллиона доз. В то же время власти Франции, Польши, Латвии, Чехии, Венгрии и Греции отказались раскрыть полные масштабы.
Берлин предоставил данные в июне 2023 года, в это время у него на хранении находилось еще около 120 миллионов доз препарата, однако с тех пор производители представили следующие версии вакцин (адаптированные к последним вариантам COVID), что значительно повышает вероятность уничтожения предыдущих версий.
Но несмотря на сложившуюся ситуацию, препарат и дальше будет поступать в Евросоюз, так как контракт с Pfizer обязывает страны Европы закупать его минимум до 2027 года. К примеру, в свое время Польша и Венгрия прекратили прием вакцин, и руководство компании подало на них в суд за неуплату.
"В Румынии прокуратура хочет снять иммунитет с бывшего премьер-министра и двух бывших министров здравоохранения, утверждая, что чрезмерные закупки вакцин нанесли государству ущерб на сумму более €1 миллиарда", — отмечает газета.
Независимый политический аналитик Николай Лагин выразил уверенность — сложившаяся ситуация отлично демонстрирует, что коллективный Запад в первую очередь заинтересован в получении прибыли, а не здоровье собственных граждан.
"С виду кажется, что европейские лидеры беспокоятся о населении, закупают медицинские препараты в огромных количествах, но по факту они дают зарабатывать крупнейшим фармакологическим компаниям и, возможно, зарабатывают сами. Подписываются очень невыгодные для государств контракты и, если нарушаются их условия, санкции оказываются очень чувствительными. При этом все помнят, что именно Россия первой разработала вакцину и удачно ее применила, но в ЕС отказались ее закупать, сославшись на недостаточность данных по исследованиям", — напомнил эксперт.
Лагин добавил, что в отличие от западных вакцин, Sputnik V не имел проблем с такими серьезными побочными эффектами, как свертываемость крови, но от него отказались в угоду AstraZeneca и Johnson & Johnson.
"В итоге наша страна сумела обеспечить лекарством и себя, и своих союзников. При это она даже помогала отдельным странам, вроде Италии, которая потом "отплатила" тем, что после начала СВО чуть ли не громче всех заявляла о санкциях в отношении Москвы. А теперь мы видим, как Европа выбрасывает оказавшиеся невостребованными вакцины, но продолжает закупки, так как контракт обязывает. На первый взгляд мы наблюдаем сговор: сначала деньги, потом здоровье людей", — заключил политолог.
Ранее ВОЗ обновила рекомендации по борьбе с COVID-19, изменив систему оценки опасности вируса для человека. В частности, из группы высокого риска были исключены люди старше 65 лет.