Найти в Дзене

Щелкунчик в Венской Опере. Кто художник постановки?

То ли традиция, то ли навязчивая идея, но каждый декабрь мы с подругой смотрим разные воплощения балета "Щелкунчик". Вживую в театр мы попадали всего несколько раз (в Большой, в МАМТ и смотрели детский отчетный концерт в Доме Музыки, которые по эмоция перекрыл все постановки). А вот "Театр в кино" полюбили нежно и трепетно, и каждый сезон они добавляют новые записи спектаклей с различных мировых площадок❤️ Слава техническому прогрессу, съемки очень классные, монтаж общего плана и близких кадров, на огромном экране кинотеатра картинка любого "Щелкунчика" смотрится шикарно: видны костюмы с детальками (иногда черезчур, дырки на колготках🙈), лица с макияжем, отыгрыши, игровые фишки танцоров, лампочки и игрушки на елке в конце концов рассмотреть можно! Честно забываю, что это запись, тянет ахать и апплодировать. На этот декабрь нам выпал "Щелкунчик" в хореографии Нуреева, постановка Венской Оперы, запись 2012 года. Костюмы и сценография осовременены, но идея той первой постановки 1968
Оглавление

То ли традиция, то ли навязчивая идея, но каждый декабрь мы с подругой смотрим разные воплощения балета "Щелкунчик".

Снежинки в "Щелкунчике" 2012 года, Венская Опера
Снежинки в "Щелкунчике" 2012 года, Венская Опера

Вживую в театр мы попадали всего несколько раз (в Большой, в МАМТ и смотрели детский отчетный концерт в Доме Музыки, которые по эмоция перекрыл все постановки).

А вот "Театр в кино" полюбили нежно и трепетно, и каждый сезон они добавляют новые записи спектаклей с различных мировых площадок❤️

Слава техническому прогрессу, съемки очень классные, монтаж общего плана и близких кадров, на огромном экране кинотеатра картинка любого "Щелкунчика" смотрится шикарно: видны костюмы с детальками (иногда черезчур, дырки на колготках🙈), лица с макияжем, отыгрыши, игровые фишки танцоров, лампочки и игрушки на елке в конце концов рассмотреть можно! Честно забываю, что это запись, тянет ахать и апплодировать.

Балы, шампанское, модерн
Балы, шампанское, модерн

На этот декабрь нам выпал "Щелкунчик" в хореографии Нуреева, постановка Венской Оперы, запись 2012 года. Костюмы и сценография осовременены, но идея той первой постановки 1968 года читается.

Сцена в Вене небольшая, танцоры все собирались компактно, потому ощущение камерности (и гостиной в чьем-то доме) не пропадало.

У дам разные платья, разный макияж, разные прически. Мужчины-военные в форме, гражданские - во фраках.
У дам разные платья, разный макияж, разные прически. Мужчины-военные в форме, гражданские - во фраках.

Художник поместил действо в эпоху модерна (явно в России), в атмосферу блестящего дореволюционного общества (роскошный рождественский прием и золотые балерины-цветочки прямо звенят богатством, что в реалиях лаконичного современного театра непривычно).

Намешано всё и сказочно, с налетом то ли грустинки, то ли загадочной Петербургской ночи. Стилизация стилизацией, но отсылка к известным художникам Серебряного века читается, и это невероятно приятно и красиво.

Сцена "Снежное королевство"
Сцена "Снежное королевство"

Невероятный задник для сцены "Сказочное королевство". Невероятный, потому очень художественный, попадающий в эстетику работ русских мастеров эпохи модерн. Остроумова-Лебедева, Добужинский, манера художников объединения "Мир искусства". И невероятный-непонятный, ибо причем тут сказка и королевство? Напоминает или зимний Питер или кладбище с ангелами😳

Петербург Мстислава Добужинского
Петербург Мстислава Добужинского

Мне картинка в "Щелкунчике" напомнила вот эти работы мастеров начала 20 века.

Анна Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова-Лебедева

Хороши и нарядны "снежинки" в версии 2012 года. Ромбы на костюмах великолепны. Орнамент для сценического костюма вообще очень подходит: геометрический узор видно издалека, он хорошо читается, он "раздражает" глаз и контрастирует с плавными женскими силуэтами. Орнамент любили художники Дягилевских балетов (Бакст, Головин), а этих художников явно любит сценограф "Щелкунчика".

Действительно искрятся
Действительно искрятся

Не знаю, насколько удобно танцевать с такой короной на голове, но образ выглядит законченным, наконец девушки в этой сцене получили всё: внимание художника, камеры, зрителей.

Головные уборы - это боль всех танцоров (попробуте накрутить красоту на голове и вращаться). И боль художников (ну почему балерины должны ходить с простыми прическами, они же красивые, добавим им корон!).

Наряд и убор главной героини
Наряд и убор главной героини

Камерность и отсутствие долгих пробежек в кулисы в этой постановке обеспечили художнику поле для экспериментов. Причудливые конструкции на головах солисток похожи и на короны и на кокошники и на модный элемент. Мужчины в шапках разной пушистости (повыше, пониже, пошире). Самая высокая и самая пушистая шапка - у куклы Щелкунчика, которая спасала Клару от мышей.

Русский танец и польские шапки
Русский танец и польские шапки

Кокошники и их всевозможные стилизации - обожаемая тема русских художников Серебряного века, решивших обратиться к корням, и превратить эти корни если не в искусство, то в моду и тренды.

Анна Павлова 1911 год
Анна Павлова 1911 год

В постановке волшебник и принц - один исполнитель. Дроссельмейер будто пришел из "Маскарада" Головина. С повязкой на глазу, в высокой шляпе...то ли пират, то ли Казанова, очаровывает не по-детски😅

Эскизы костюмов к "Маскараду" А.Головин 1917 год
Эскизы костюмов к "Маскараду" А.Головин 1917 год
Дроссельмейер включает солдатика
Дроссельмейер включает солдатика

Художником-сценографом постановки Нуреева указан Николас Георгиадис. Известный и именитый.

Родился в Афинах, учился там же в Мецовском национальном университете, окончил Школу изящных искусств Феликса Слейда в Лондоне. Тесно сотрудничал с Рудольфом Нуреевым над балетом "Щелкунчик" (1968)

Кто выполнял художественные "адаптации" для Вены, для Парижа (идет сейчас в Опере Бастилии) мне не удалось найти. А жаль, любопытно сравнить свои впечатления и историю поисков художника.

А Кларе снятся волшебники
А Кларе снятся волшебники

Причина ежегодного упрямства постоянства и просмотра всех версий "Щелкунчика": не надоедает. И даже не вникая в разницу хореографии, режиссуры и прочих важных моментов любого прочтения, можно назвать важный фактор - отличие сценографии (костюмов, головных уборов, декораций). Работа художника - вот что привлекает меня, "Щелкунчик" - благодартная тема для творца и для зрителя.

А вы смотрели "Щелкунчика"? Вникали ли в тонкости постановки?