То ли традиция, то ли навязчивая идея, но каждый декабрь мы с подругой смотрим разные воплощения балета "Щелкунчик".
Вживую в театр мы попадали всего несколько раз (в Большой, в МАМТ и смотрели детский отчетный концерт в Доме Музыки, которые по эмоция перекрыл все постановки).
А вот "Театр в кино" полюбили нежно и трепетно, и каждый сезон они добавляют новые записи спектаклей с различных мировых площадок❤️
Слава техническому прогрессу, съемки очень классные, монтаж общего плана и близких кадров, на огромном экране кинотеатра картинка любого "Щелкунчика" смотрится шикарно: видны костюмы с детальками (иногда черезчур, дырки на колготках🙈), лица с макияжем, отыгрыши, игровые фишки танцоров, лампочки и игрушки на елке в конце концов рассмотреть можно! Честно забываю, что это запись, тянет ахать и апплодировать.
На этот декабрь нам выпал "Щелкунчик" в хореографии Нуреева, постановка Венской Оперы, запись 2012 года. Костюмы и сценография осовременены, но идея той первой постановки 1968 года читается.
Сцена в Вене небольшая, танцоры все собирались компактно, потому ощущение камерности (и гостиной в чьем-то доме) не пропадало.
Художник поместил действо в эпоху модерна (явно в России), в атмосферу блестящего дореволюционного общества (роскошный рождественский прием и золотые балерины-цветочки прямо звенят богатством, что в реалиях лаконичного современного театра непривычно).
Намешано всё и сказочно, с налетом то ли грустинки, то ли загадочной Петербургской ночи. Стилизация стилизацией, но отсылка к известным художникам Серебряного века читается, и это невероятно приятно и красиво.
Невероятный задник для сцены "Сказочное королевство". Невероятный, потому очень художественный, попадающий в эстетику работ русских мастеров эпохи модерн. Остроумова-Лебедева, Добужинский, манера художников объединения "Мир искусства". И невероятный-непонятный, ибо причем тут сказка и королевство? Напоминает или зимний Питер или кладбище с ангелами😳
Мне картинка в "Щелкунчике" напомнила вот эти работы мастеров начала 20 века.
Хороши и нарядны "снежинки" в версии 2012 года. Ромбы на костюмах великолепны. Орнамент для сценического костюма вообще очень подходит: геометрический узор видно издалека, он хорошо читается, он "раздражает" глаз и контрастирует с плавными женскими силуэтами. Орнамент любили художники Дягилевских балетов (Бакст, Головин), а этих художников явно любит сценограф "Щелкунчика".
Не знаю, насколько удобно танцевать с такой короной на голове, но образ выглядит законченным, наконец девушки в этой сцене получили всё: внимание художника, камеры, зрителей.
Головные уборы - это боль всех танцоров (попробуте накрутить красоту на голове и вращаться). И боль художников (ну почему балерины должны ходить с простыми прическами, они же красивые, добавим им корон!).
Камерность и отсутствие долгих пробежек в кулисы в этой постановке обеспечили художнику поле для экспериментов. Причудливые конструкции на головах солисток похожи и на короны и на кокошники и на модный элемент. Мужчины в шапках разной пушистости (повыше, пониже, пошире). Самая высокая и самая пушистая шапка - у куклы Щелкунчика, которая спасала Клару от мышей.
Кокошники и их всевозможные стилизации - обожаемая тема русских художников Серебряного века, решивших обратиться к корням, и превратить эти корни если не в искусство, то в моду и тренды.
В постановке волшебник и принц - один исполнитель. Дроссельмейер будто пришел из "Маскарада" Головина. С повязкой на глазу, в высокой шляпе...то ли пират, то ли Казанова, очаровывает не по-детски😅
Художником-сценографом постановки Нуреева указан Николас Георгиадис. Известный и именитый.
Родился в Афинах, учился там же в Мецовском национальном университете, окончил Школу изящных искусств Феликса Слейда в Лондоне. Тесно сотрудничал с Рудольфом Нуреевым над балетом "Щелкунчик" (1968)
Кто выполнял художественные "адаптации" для Вены, для Парижа (идет сейчас в Опере Бастилии) мне не удалось найти. А жаль, любопытно сравнить свои впечатления и историю поисков художника.
Причина ежегодного упрямства постоянства и просмотра всех версий "Щелкунчика": не надоедает. И даже не вникая в разницу хореографии, режиссуры и прочих важных моментов любого прочтения, можно назвать важный фактор - отличие сценографии (костюмов, головных уборов, декораций). Работа художника - вот что привлекает меня, "Щелкунчик" - благодартная тема для творца и для зрителя.
А вы смотрели "Щелкунчика"? Вникали ли в тонкости постановки?