Найти тему
RT на русском

18 декабря исполняется 50 лет главному ледовому продюсеру страны Илье Авербуху

    Илья Авербух РИА Новости Александр Вильф
Илья Авербух РИА Новости Александр Вильф

Илья Авербух после завершения спортивной карьеры сделал для развития российского фигурного катания, возможно, больше, чем кто-либо из его коллег. В наши дни уже сложно представить мир шоу-бизнеса без ледовых шоу талантливого продюсера, хоть и поставленных на поток, но по-прежнему неизменно отличающихся высочайшим качеством. При этом сам призёр Игр в Солт-Лейк-Сити предпочитает оставаться в тени и искренне радуется успехам тех, кто воплощает его самые смелые идеи. Возможно, именно поэтому он встречает 50-летие в лиге, где ему нет равных.

Сейчас уже кажется, что в том профессиональном статусе, в котором все мы сейчас его знаем, Илья Авербух был всегда. Мне же запомнилась история, как много лет назад всемирно известный американский ледовый импресарио Том Коллинз договорился о совместном шоу с федерацией фигурного катания Санкт-Петербурга.

Туда пригласили многих российских фигуристов, в том числе Авербуха и его партнёршу по танцам на льду Ирину Лобачёву. Шоу прошло блестяще, и, когда все закончилось, Илья очень аккуратно, и даже не сам, а через знакомых агентов, поинтересовался, положен ли за выступление какой-либо гонорар.

Фигуриста несколько часов продержали в неведении, потом выяснилось, что деньги за выступление оставлены на другом конце города в какой-то гостинице у консьержа, и когда в три часа ночи Илья приехал туда и открыл конверт, то увидел, что там лежат $500.

Даже по тем временам это была унизительно маленькая сумма. И несмотря на то, что деньги были отчаянно нужны, Авербух оставил их в конверте, на котором написал: «Большое спасибо. Возможно, эта сумма поможет вам больше, чем мне».

Именно тогда он впервые сказал себе: «Ну ничего. Вы к нам ещё приедете». И, официально завершив карьеру в 2004-м, взялся за иную, не слишком знакомую для себя профессию.

С одной стороны, Илья был не первым, кто пытался создать в рамках фигурного катания коммерческий проект. В середине 1980-х появился и довольно успешно просуществовал десять с небольшим лет ледовый театр Татьяны Тарасовой, но он развалился, когда тренер вернулась в спорт. Свои шоу в Питере пытались делать олимпийские чемпионы Алексей Урманов и Артур Дмитриев, но опыт завершился для обоих плачевно — продажей квартир, чтобы рассчитаться с кредиторами. Чемпионку мира Марию Бутырскую аналогичная попытка привела к долгу в $200 тыс.

Авербуху было и легче, и тяжелее. С одной стороны, он постарался максимально учесть ошибки предшественников и заручиться поддержкой спонсоров. С другой, даже в своём профессиональном кругу экс-фигурист не имел ни веса и авторитета Тарасовой, ни титулов Урманова или Дмитриева. В начале 2000-х ещё были слишком сильны советские представления о значимости спортивного результата. Серебряная медаль, пусть даже Олимпийских игр, означала, что ты проигравший. То есть никто.

Потребовалось несколько лет, чтобы начать разговаривать с бизнес-партнёрами на равных. А тогда Илья обивал пороги, чувствуя себя попрошайкой, раз за разом получал отказы и возвращался домой зелёный от злости и пережитых унижений.

    Илья Авербух выступает на юбилейном гала-концерте в честь своего 50-летия. / РИА Новости / Александр Вильф
Илья Авербух выступает на юбилейном гала-концерте в честь своего 50-летия. / РИА Новости / Александр Вильф

Сейчас всё это воспринимается как история, которую хорошо рассказывать внукам, сидя у камина, но, если серьёзно, Авербух как никто другой заслуживает награды, которую во многих международных залах спортивной славы вручают за вклад в развитие и продвижение собственного вида спорта. За этой сухой и несколько бюрократической формулировкой — огромная, предельно насыщенная жизнь множества людей, занятых в шоу и спектаклях, разрабатывающих всё новые и новые проекты, каждый из которых не похож на предыдущий.

Собственно, даже те тысячи детей, которых ежегодно приводят на катки мамы и бабушки, — во многом заслуга телевизионных проектов Ильи, его способности донести до людей, в общем-то, суть любого достижения: в жизни нет ничего невозможного. Нужно просто работать. Подсадить на иглу фигурного катания едва ли не весь шоу-бизнес страны — тоже нетривиальное достижение, аналогов которому в мире просто не существует.

«Работа с Авербухом — это коридор, в котором для всех нас постоянно открываются новые двери», — сказал олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити Алексей Ягудин. И, наверное, это не просто слова, если спортсмен рвётся на лёд всего через два месяца после сложной операции на колене и катается на этом льду так, что перехватывает дыхание. И, наверное, совершенно неслучайно именно у Ильи, на его юбилейном шоу встал на коньки после тяжелейшей трагедии Роман Костомаров.

Отношения Авербуха со звёздами, большинство из которых куда более титулованные, нежели он сам, — отдельная история. В самом известном и престижном из мировых шоу Cirque du Soleil вообще никогда не делали ставку на выдающихся исполнителей, прекрасно понимая стандартную для любого шоу вещь: если спектакль сделан с упором на звезду, у человека тотчас же появляются рычаги, чтобы шантажировать менеджмент, партнёров, обслугу. Здесь же картина прямо противоположная. Такого количества олимпийских чемпионов никогда не было ни в одном шоу мира. Иногда даже кажется, что Илье доставляет особенное удовольствие оставаться в тени, в то время как его артисты открывают в себе всё новые и новые таланты.

«Мечтаю о том, что когда-нибудь сяду в кресло-качалку перед камином, завернусь в плед и ничего не буду делать. Если вдруг надоест, начну раскачиваться», — сказал сегодняшний юбиляр, уходя из спорта.

Возможно, действительно спустя десяток-другой лет фигурное катание надоест Авербуху до такой степени, что обременённый возрастом и заботами продюсер задумается о качалке. Но почему-то мне кажется, что поставит её Илья в центре катка. И всё, что происходит на льду, будет по-прежнему крутиться вокруг него.

Этого, собственно, и желаю. С днём рождения, маэстро!