18 декабря в Большом Театре был впервые исполнен новый государственный гимн Российской Империи: «Боже, царя храни!». Где, когда и кем был написан первый государственный гимн Российской Империи.
История гимнов как государственных символов началась относительно недавно. Старейшим из используемых в современности гимнов является голландская песня «Het Wilhelmus», написанная во второй половине XVI века. Она сочетала в себе темы борьбы за независимость и прославления правителя – основные мотивы почти всех государственных гимнов.
Россия не имела официального гимна до 1816 года. Первые образцы относятся к концу XVIII века, но они не утверждались в статусе государственных символов, хотя часто исполнялись на важных церемониях.
После изгнания наполеоновской армии из России в 1813 г. поэт Александр Востоков перевёл на русский язык текст прусского королевского гимна: «Heil dir im Siegerkranz», посвятив его Александру I.
Как и прусский гимн, «Песнь русскому царю» исполнялась на популярную в те времена мелодию британского гимна «God save the King». Эта музыка воспринималась как «гимн монархической солидарности» в борьбе с Наполеоном. В 1816 году, была утверждена как новый гимн России, правда, с другим текстом. Автором «Молитвы русского народа» стал В. А. Жуковский.
На фоне подъёма национального самосознания использование английской мелодии всё чаще воспринималось как неуместное и неоригинальное. По приказу императора Николая I в 1833 году был устроен конкурс на создание новой мелодии с сохранением изменённого текста Жуковского.
Предпочтение монарх отдал сочинению Алексея Фёдоровича Львова, офицера, известного при дворе своим музыкальным талантом. Из-за службы он не мог выступать публично, но был отличным композитором.
Он написал простую, запоминающуюся и торжественную мелодию, без изысков, но производящую сильное впечатление. С новым названием – «Боже, царя храни!» гимн Львова и Жуковского стал официальным символом Российской Империи, сохраняясь в этом статусе до 1917 года.
Мелодия Львова оказалась достаточно «гибкой» для разнообразных аранжировок. Её мотив использовали для создания маршей, религиозных песнопений, даже застольных песен и сатирических куплетов.
Крупные композиторы эпохи также не обошли вниманием «Боже, царя храни»: наиболее часто применяли мелодию гимна в своём творчестве П.И. Чайковский, И. Брамс и Ш. Гуно. Сейчас «Боже, царя храни» часто слышится в исторических фильмах, современных записях и на концертах классической музыки, например, в увертюре «1812 год» П.И. Чайковского.