Найти тему
Русская армия. История.

"Расстрелянный" комиссар Одишария. Что с ним стало на самом деле

Одишария Мириан Леванович. Пленный военный комиссар 148-й стрелковой дивизии
Одишария Мириан Леванович. Пленный военный комиссар 148-й стрелковой дивизии

К комиссарам и политработникам в Красной армии во время войны складывалось довольно разное отношение. В первую очередь все, конечно, зависело от поведения человека. Например, разведчик Поженян Григорий Михайлович выбросил за борт политработника за трусость. Во время Эльтигенского десанта тот, якобы, уснул на борту судна с десантниками. Обнаружили его только на обратном пути. Говорят за это Поженяну отказали в присвоении звания Героя Советского Союза.

Я его представил к званию Героя Советского Союза! А он потом во время Эльтигенского десанта выбросил за борт политработника!.. Естественно, последовала жалоба в Военный Совет. Стали затевать трибунал. Но опомнились и ограничились тем, что ликвидировали представление к Герою (Иван Стаднюк. Исповедь сталиниста. "Патриот", 1993)

Были среди комиссаров и политработников и те, кто не доходили до фронта, а все время отсиживались в тылу. О таких можно почитать у Виктора Астафьева в его "Проклятых и убитых" или у Николая Никулина в его "Воспоминаниях о войне". Или вот еще воспоминания танкиста И.Л. Дегена:

...майор Смирнов - невысокого роста жирненький мужичок, кругленький, весь такой правильный и благообразный, сверкающий шевровыми сапожками и тщательно выбритой физиономией, после каждой операции бригады неизменно "ловивший на грудь" очередной орден БКЗ. Трус и доносчик". (Интервью Артему Драбкину. Я дрался на Т-34.)
Красноармейцы поднимаются из окопов в атаку
Красноармейцы поднимаются из окопов в атаку

Но было бы несправедливо огульно обвинить всех политруков и комиссаров в трусости. Среди них, несомненно, были храбрые и мужественные люди, что рисковали своей жизнью, мужественно дрались с захватчиками, своим примером воодушевляли бойцов и поднимали в атаку товарищей. Об одном из таких хотелось бы сегодня написать.

Одишария Мириан Леванович родился в 1902 году в Грузии. Проживал в Тбилиси с супругой (в девичестве Попова Маргарита). В 1935 году получил военно-политическое образование в Москве в Военной академии Толмачева. Войну Одишария встретил в звании комиссара и заместителя командира соединения по политической части в 148-й стрелковой дивизии Приволжского военного округа.

Первый бой Мириан Леванович принял под белорусским городом Кричев 16 июля 1941 года. Уже 1 августа того же года его 148-я стрелковая дивизия заняла оборону на правом берегу реки Остер у деревни Микуличи в Смоленской области. Нужно было удержать мост через реку, который планировали взять под контроль войска Гудериана.

Советский пулеметный расчет
Советский пулеметный расчет

В самый разгар боя немцами был уничтожен расчет станкового пулемета. Одишария не долго думая занял место павших пулеметчиков и продолжил вести огонь по противнику. В этом бою он получил ранение и не смог отступить вместе со своим подразделением. Его захватили в плен солдаты 3-й танковой дивизии 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой Группы армий "Центр". Комиссара доставили на допрос деревню Звенчатка.

Существует ошибочное мнение, что Одишария был после допроса сразу же расстрелян. Сохранились снимки немецкого военного врача 2-го взвода 522-й санитарной роты 3-й танковой дивизии Германа Тюрка, которые немец опубликовал в 2015 году в своей автобиографической книге. Сегодня эти снимки часто публикуют в интернете с подписью "через 10 минут его расстреляют".

На самом деле Мириан Леванович не был в тот день расстрелян. На допросе он практически ничего не сказал немцам и был направлен в лагерь для военнопленных в польском городе Замостье, где располагался офицерский филиал шталага-325. Там его видели в последний раз:

...По утверждению озвученного выше свидетеля, он как-то в полу сумерках тайком прокрался к ограждению барака № 11 и полушёпотом окликнул находившегося на вечерней прогулке М.Л. Одишария, обратившись к нему по уставу: «Товарищ полковой комиссар…». М.Л. Одишария собеседника сразу узнал и в коротком разговоре просил впредь не называть его по истинному воинскому званию, поскольку среди пленных он скрывается как полковник… Больше свидетель полкового комиссара М.Л. Одишария не видел (Источник: Военный альбом. Фотографии Второй мировой и Великой отечественной войны (1939-1941)
Одишария на допросе в немецком плену
Одишария на допросе в немецком плену

Таким образом Мириан Леванович действительно погиб в нацистском плену. Но обстоятельства его гибели до конца не ясны. Что ни в коем случае не умаляет его подвиг перед Родиной. Военный комиссар Одишария остался верен долгу, после гибели товарищей не струсил и занял их место. Вел огонь по противнику пока это было возможно. Раненый попал в плен, но никакой помощи врагу не оказал.

Не важно какую должность занимал человек, не важно в каком подразделении он служил. Принадлежность к соединению ничего не говорит о человеке. Были на войне храбрые люди. Были люди малодушные. Нельзя забывать о героях. Именно они должны служить примером всем нам. И полковой комиссар Одишария именно такой пример.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.