Мало кто знает, но писатель Паоло Коэльо мог быть не столь популярным в постсоветском пространстве, если бы не случай: его с треском провалившуюся книгу решили переиздать, дополнив иллюстрациями украинского художника Владислава Ерко. Книгу расхватали как горячие пирожки, а сам Коэльо пришел в дикий восторг от иллюстраций к другой книге, классической сказки Андерсена «Снежная королева», которую иллюстрировал тот же художник. В этом материале Ёлка Тренд расскажет о самом художнике-оформителе и его работах.
Да будет вам известно, что сказка «Снежная королева» была удостоена титула «Лучшая детская книга-2006» в США. В 2008 году издание Шекспира «Гамлет» было удостоено Гран-При Львовского Форума издателей. А до того в 2002 году Владислав Ерко был назван лучшим художником года по версии издания «Книжный обзор». Различных наград в копилке художника много, неплохой итог для мальчика, который рос в неполной семье, воспитывался в интернате и не имел никакого начального художественного образования.
Сам Ерко никогда не считал себя живописцем. Ему хотелось творить в связке с каким-то текстом. Он не сразу понял, что это называется иллюстрированием. Однако до этого было еще далеко. Отучившись в киевском отделении Львовского полиграфического института, Ерко начал работать в издательстве «Укррекламфильм», где создавали плакаты к фильмам Параджанова, Тарковского, Михалкова. Однако проработать там ему пришлось года четыре, Минкульту не понравились трактовки плакатов, чиновники возмущались: если в фильме играет Янковский или Смоктуновский, надо рисовать именно их, а не нечто непонятное.
Владислав Ерко перешел на работу в издательство «Молодь» где печатали жуткие книжные серии о пролетариате и колхозниках. Книги, как можно догадаться, спросом не пользовались, и тогда главный художник издательства дал Ерко добро, мол, рисуй, что хочешь. И когда возмущённые авторы, не увидев на иллюстрациях доярок и комбайнеров, прибегали с жалобами, им отвечали: если какой-нибудь дурак и купит вашу книгу, то лишь из-за картинок.
Пробные иллюстрации к «Снежной королеве» и «Сказкам туманного Альбиона» появились в 1993 году. Художник обошел с ними несколько издательств, везде получив отказ: работы показались издателям слишком заумными, слишком западными, и вообще не детскими. И только в издательстве «А-ба-ба-га-ла-ма-га» работе Ерко дали зеленый свет, да так, что о художнике сразу заговорили.
Однажды украинское издательство «София» выкупила права на издание книги «Алхимик» Паоло Коэльо. Книгу до того печатали в Санкт-Петербурге, опыт оказался неудачным, роман с треском провалился. Владислав уговори директора издательства переиздать книгу с десятком иллюстраций. Успех оказался ошеломительным, а сам писатель от иллюстраций пришел в восторг. После Владислав Ерко иллюстрировал и другие книги Коэльо, Ричарда Баха, Карлоса Кастаньеды, а позе он иллюстрировал украинское издание «Гарри Поттера». По признанию художника, он никогда не делает эскизов или макетов, всю жизнь его преследует беспорядок. Если нужно, он начинает сразу с 20-й иллюстрации, если в голову пришла подходящая идея.
Рисует Владислав Ерко не для детей, а для самого себя, поскольку только одного ребенка он понимает полностью, маленького Славика Ерко, даже собственная дочь для него загадка. Поэтому все иллюстрации получаются такие необычные и душевные. Сам Ерко говорит: когда рисуешь не для себя, начинаешь просчитывать, превращаешься в Спилберга, а это неинтересно.
В своей работе Ерко использует не только акварель, гуашь, карандаш, перо, но и графический планшет. Художник не отвергает технический прогресс, ведь по сути иллюстрации при помощи планшета, это просто ручное рисование физическим карандашом в виртуальной плоскости. К примеру, в «Сказках туманного Альбиона» есть три работы, нарисованные на планшете, и никто до сих пор не понял, какие.
«Сказки Туманного Альбиона» и «Снежная королева» с иллюстрациями Владислава Ерко сегодня выходят в 20 странах мира. Однако знаменитостью он себя не ощущает, лишь очень везучим человеком. О современных изданиях детских книг Ерко говорит с легким сожалением, отмечая, что многие превратили в какое-то подобие Диснея, и родители ни за что не купят ребенку книгу с образной иллюстрацией, далекой от образов мультипликационных Белоснежек. И это не слишком хорошо, поскольку именно отсутствие стандартной красоты а-ля Барби позволяет развиваться воображению ребенка. И это мировая проблема. Художнику рассказали, что в США существуют материнские педсоветы, которые определяют, как нужно иллюстрировать детские книги, причем сидят в них далекий от искусства люди. То есть, если книгу бы проиллюстрировал, скажем Да Винчи или Шишкин, это якобы может унизить ребенка, он подумает: как здорово нарисовано, я так никогда не смогу. Поэтому большая часть американских книг так примитивно иллюстрирована, а иллюстраторы ищут себя в других направлениях.
А вам понравились работы Владислава Ерко? Обязательно подпишитесь на наш Дзен, и мы расскажем вам и о других художниках, которые рисовали на снежную тему.