Найти тему
© Стася Канабис

«The Apartment» / «Квартира», (1960). Обзор Стаси Канабис.

- Посмотрела на днях старое кино «The Apartment» / «Квартира», (1960) продюсера и режиссера Билли Уайлдера. Оказалось, оно содержит интересный, актуальный и сегодня сюжет.

- Что понравилось?

- Во-первых, я, как художник, дизайнер, не смогла не оценить СТИЛЬНЫЙ ШРИФТ в титрах:

Стильный шрифт в титрах кино. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Стильный шрифт в титрах кино. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Стильный шрифт в титрах кино. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Стильный шрифт в титрах кино. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Браво художникам монтажа!

Фильм «Квартира» черно-белый, действие происходит в прицентральным городском квартале Нью-Йорка 1960-х с характерной красивой архитектурой зданий. Которую, я, как дизайнер и архитектор Мест Силы, тоже не смогла оставить без внимания. И с которой идеально сочетается стильный шрифт в титрах.

И эта ХАРАКТЕРНАЯ КРАСИВАЯ АРХИТЕКТУРА - второй момент, который мне понравился.

Очень эффектная получилась ЭКСПОЗИЦИЯ, если говорить о наполнении структуры сюжета. Также Экспозицию хорошо дополняет голос за кадром, который, потом выясняется, принадлежит главному герою, рассказывающему зрителю о том, что он работает обычным клерком в огромной корпорации, где таких как он – десятки тысяч:

Работа обычных клерков. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Работа обычных клерков. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Так мы знакомимся с главным героем данной истории. Он себя называет « Ка Ка Бакстер» (его инициалы и фамилия):

Работа обычных клерков. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Работа обычных клерков. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но никто его никогда и не называет по имени. Либо – по фамилии, либо «дружище».

Продолжая слушать повествование Бакстера, мы узнаём, что когда заканчивается рабочий день, он не спешит домой, а вынужден задерживаться на работе допоздна. По той причине, что арендуемая им квартира, за которую он отдает 90% своего мизерного заработка, попросту занята.

- Но кем же?

- И тут мы переносимся в другую сцену. Которая происходит непосредственно на квартире, про которую рассказал нам Бакстер.

Свидание с любовницей. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Свидание с любовницей. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Мы видим, что там праздно проводят время какой-то солидный мужчина и веселая элегантная женщина. Но он уже куда-то торопится, чем немного расстраивает её. Выясняется, что он должен был освободить эти апартаменты еще два часа назад. В это время, мы наблюдаем следующую сцену, где наш главный герой Бакстер мерзнет в ожидании на улице, «заговаривая зубы» хозяйке сдаваемой ему квартиры:

Томительное ожидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Томительное ожидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом, Бакстер, подвергаясь претензиям соседей по этажу, по поводу того, что в его квартире очень шумно, наконец, попадает к себе домой.

Обещание замолвить словечко. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Обещание замолвить словечко. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Там он убирает и моет грязную посуду и наводит порядок. А за «оказанные услуги» получает обещание вышестоящего приятеля, попользовавшегося его квартирой, поговорить с кем-то о повышении Бакстера по карьерной лестнице.

Сосед Бакстера, доктор, застав его во время выноса горы пустых бутылок, предлагает ему завещать своё тело колумбийскому университету, так как предполагает, что с таким образом жизни Бакстеру осталось не долго.

Разговор с соседом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Разговор с соседом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Разговор с соседом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Разговор с соседом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Бакстер, прибравшись дома, как ответственная горничная в номере отеля, наконец, поужинав перед телевизором ложиться спать.

Но, не успевает он погасить свет, как у него раздается телефонный звонок. И какой-то очередной приятель настойчиво просит прямо сейчас предоставить ему квартиру, поскольку он только что в баре познакомился с красоткой, очень похожей на Мерлин Монро, и не может упустить такую возможность.

Ночной звонок. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Ночной звонок. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Просьба предоставить квартиру. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Просьба предоставить квартиру. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Безотказный Бакстер, грезящий повышением по службе, наспех собирается и освобождает свою квартиру, оставив ключ от неё, как обычно, под ковриком у входной двери. А сам отправляется досыпать на холодную скамейку в осенний парк.

Однако, рано утром, он должен среди десятков тысяч других работников страховой компании идти на работу.

Утро работников корпорации. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Утро работников корпорации. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Когда он поднимается на свой 19 этаж на одном из нескольких больших скоростных лифтов, мы знакомимся с главной героиней и возлюбленной Бакстера, милой жизнерадостной девушкой, Фрэн Кубилик. Правда, в глазах у нее присутствует некая печаль:

В лифте у Фрэн. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
В лифте у Фрэн. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она тоже работает в этой огромной корпорации лифтёром и ее обязанность заключается в том, чтобы целыми днями развозить людей в лифте по этажам, нажимая кнопки и следя за порядком перевозки.

Да, кстати, меня немного удивило, что такая профессия есть! Ну, или была когда-то в середине прошлого века. Я вообще-то думала, что лифтёр – этот тот, кто ремонтирует лифт, когда он застревает.

С ней Бакстер делится информацией о своих сложностях. О том, что ему не удалось сегодня поспать и он простудился. Фрэн относится к нему с сочувствием. И советует ему полежать дома в постели, чтобы немного поправиться.

Из их милой беседы, мы понимаем, что Бакстер неравнодушен к этой девушке. И она благосклонна к нему.

Наверное, на этом моменте у фильма и происходит т.н. ЗАВЯЗКА. То есть зритель уже понимает, что у героя есть большая проблема с использованием жилья, за которое он отдает почти весь свой заработок, наивно полагая, что таким образом он как-то сможет продвинуться по карьерной лестнице. Потому что, как видит зритель, эти обещания повышения в должности, которые ему щедро дают те «вышестоящие дружки», больше похожи на пустые слова. На самом деле, им просто удобно пользоваться его апартаментами, и они «вешают ему лапшу на уши».

И, кажется, что здесь и кроется ГЛАВНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВОПРОС данного кино. Который формулируется примерно так: «А получит ли всё-таки Бакстер повышение по службе?»

Далее мы наблюдаем, как Бакстер начинает свой рабочий день с того, что звонит «вышестоящему другу», который пользовался его квартирой ночью и просит вернуть ключ от его квартиры. Так как он забыл его оставить под ковриком. А также рассказывает ему о своих злоключениях, связанных с тем, что ему пришлось ехать сегодня на работу прямо с улицы, где он и провел остаток ночи. Потому что ему не удалось попасть в свою квартиру.

На что невозмутимый «начальник» отвечает:

«- Ок, теперь он мне не понадобится. Я уже сделал себе дубликат. Ты ведь помнишь, что на сегодня я бронировал твою квартиру, и я собираюсь воспользоваться своей бронью…

Обещание рекомендации. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Обещание рекомендации. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

…и, Кстати, я собираюсь отправить депешу на самый верх боссу с ходатайством о твоем повышении».

Но, Бакстер, понимая, что он заболел, решает воспользоваться добрым советом лифтерши Фрэн и отлежаться сегодня в постели. Поэтому он сообщает этому своему «приятелю», что сегодня он не может предоставить ему квартиру, что сегодня она крайне необходима ему самому, чтобы поправить своё здоровье.

И, думаю, по структуре сюжета, этот диалог, инициированный героем, можно отметить как ПЕРВЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. Или тот момент, когда главный герой осознал свою проблему. И начинает действовать – просит того, кто в очереди на пользование его квартирой, отменить бронь на сегодня.

Тогда «вышестоящий друг» просит перенести бронь на другой день. Но он может только в среду. И он очень надеется, что Бакстер ему услужит, намекая, что от этого очень сильно зависит повышение Бакстера.

Бакстер, очень хорошо понимая это, открывает свой календарь, в котором на все дни «расписана» по начальникам его квартира. И пытается скорректировать этот график, чтобы освободить хотя бы ближайший вечер и ночь для себя. И у него начинается чихарда с обзвоном всех своих боссов, и перепланирование в своем календаре их броней, согласовывая с каждым из них, как кому будет удобно. Как будто он не менеджер страховой компании, а личный секретарь каждого из них по любовным делам.

Перебронирование. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Перебронирование. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Перенос свидания. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Перенос свидания. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Один из боссов в цепочке, вообще сначала перезванивает своей любовнице, работающей в этой же компании телефонисткой, и с ней согласовывает – будет ли ей удобно в четверг?

Перенос свидания. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Перенос свидания. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Как в четверг? Ты же говорил в пятницу? В четверг – сериал…

- Фильм можно будет посмотреть и в квартире…

А потом он сообщает Бакстеру:

- Ок, Бакстер, четверг подойдет.

В свою очередь, Бакстер обзванивает всех остальных, сообщая дату новой брони:

- Ок, мистер Айзенберг, в пятницу можно…

- ОК, мистер Вандерхофф, в среду можно…

После того, как Бакстер, наконец, согласовав со всеми своими «вышестоящими друзьями» все переносы в календаре брони своей квартиры, кладет трубку, его коллега за соседним столом сообщает ему:

- Из отдела кадров уже 20 минут до тебя не могут дозвониться. Что происходит? Тебя повышают или увольняют?

Бакстера вызывают «наверх», на 27 этаж.

-Хочешь пари?

- я здесь работаю в два раза дольше тебя и ни разу…

- Скажем, на доллар? – явно обрадовавшись, предлагает Бакстер менее удачливому коллеге.

- Идёт… - бросает коллега вслед убегающему «наверх» на радостях Бакстеру, по дороге то и то дело вытирающему сопли:

Он сначала садится в первый лифт, который пришёл. Но потом, увидев, что пришёл другой лифт с мисс Кубилик, к которой он питает нескрываемую симпатию, он перебегает в него.

Наверх. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Наверх. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- 27-й, пожалуйста! Езжайте осторожнее, вы везете ценный груз!..Кадры! – наш герой, не скрывая радость, демонстрирует свой оптимизм, чувство юмора и собственной ценности. Чем вызывает симпатию.

- Может, вы этого не осознаете мисс Кубилик, но я в десятке лучших по эффективности! – продолжает хвастать Бакстер, в надежде заполучить от неё ответную симпатию. - …И возможно, сегодня меня повысят..

- Вы уже начали говорить как мистер Киркиби. – шутит Фрэн, демонстрируя своё чувство юмора.

- Почему бы нет? Раз уж меня вызывают наверх.

- Вы этого вполне заслуживаете…вы единственный, кто снимает шляпу в лифте. – делает Фрэн комплимент Бакстеру.

- Правда?

- Да. Тут такого насмотришься. Что-то происходит с мужчинами в лифте. Видимо, от смены высоты кровь приливает к голове или ещё что…я могла бы такого порассказать.

- А я бы послушал…может быть, мы могли бы пообедать вместе в кафетерии или вечером после работы? – наивно размечтался Бакстер.

- 27-й! – объявила Фрэн, немного приземляя Бакстера.

Приземление. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Приземление. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но тут же она решила смягчить немного свой завуалированный отказ:

- Надеюсь, все пройдет хорошо! – сказала она ему вслед.

- Я тоже, – ответил он, оглянувшись на неё. И тут происходит очень трогательный милый момент, когда она ему вешает свою брошь в виде цветка, как бы искренне благословляя его.

Благословение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Благословение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И в этот момент мы понимаем, что она действительно ему сопереживает. А это значит, что между ними зарождается какое-то взаимное чувство.

- Спасибо…знаете, я заметил ещё в первые дни, когда вы работали на новом лифте, что на вас всегда был цветок.

- Удачи Бакстер, и вытрите нос!

Бакстер радостно идёт по 27 этажу и заходит в приёмную босса, где его отчитывает секретарь, за то что, так долго невозможно было дозвониться до него.

Потом босс, мистер Шелдрейк, интересуется у Бакстера, за какие заслуги начальники отделов, нахваливают Бакстера и протежируют его кандидатуру на повышение.

У Босса. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
У Босса. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Бакстер отвечает, что, видимо, он, действительно, показывает хорошие результаты и выполняет плановые показатели.

Но Шелдрейка не устраивает такой ответ, и он намекает Бакстеру, что до него дошли слухи о том, что он предоставляет своим «вышестоящим дружкам» свою квартиру для их любовных интрижек.

И Бакстеру приходится сознаться, что это действительно так. И он, думая, что босс не одобряет такую ситуацию, уже собирается уйти, повесив нос и понимая, что никакое повышение ему не светит. А пригласили его, чтобы отчитать.

Разговор клерка с боссом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Разговор клерка с боссом. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но когда Бакстер собирается покинуть кабинет Шелдрейка, тот его останавливает.

И начинает всячески намекать, что теперь ключ от квартиры нужен ему. Сообразительный Бакстер быстро понимает босса. И отдает ему ключ.

Компромисс. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Компромисс. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Взамен Бакстер получает от босса два билета в театр. Которые вдруг стали не нужны Шелдрейку. А Бакстеру - очень кстати. Ведь ему вновь нужно будет где-то коротать вечер.

И, разбирая сюжет по структуре, мы можем предположить, что именно на этом моменте, происходит ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ. В котором герой понимает, что его план А, который заключался в том, чтобы сегодня отлежаться дома в своей постели, не сработал. Но, у него тут же рождается уже более амбициозный план Б.

Согласно которому, Бакстер решает воспользоваться прекрасной возможностью и пригласить в театр этим вечером милую лифтершу Фрэн, которая поддерживала его и была добра с ним. Он дожидается ее после окончания рабочего дня.

Ожидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Ожидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она проходит мимо него. Но он её догоняет. И говорит, что ждал именно её.

Она отвечает, что уже идет на свидание с другим мужчиной. Но все же, она дарит Бакстеру надежду, узнав, что спектакль начинается в девять, и сказав, что, возможно, успеет освободиться в половине девятого и сама приедет к театру. Поскольку, как она считает, отношения с тем мужчиной у неё движутся к завершению.

Довольный обещанием романтической встречи у театра и предвкушая сегодняшнее свидание, Бакстер, провожает взглядом убегающую по темным городским улицам, Фрэн:

Улицы города. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Улицы города. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она торопиться в ресторан, где её уже ждет пока ещё секретный для нас мужчина.

Китайский ресторан. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Китайский ресторан. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И вот она проходит в самый дальний уголок заведения и приветствует его:

- Добрый вечер, мистер Шелдрейк…всё ещё боишься, что нас увидят вместе?

Так мы понимаем, что она – любовница босса компании Шелдрейка.

- Давай, я возьму твоё пальто, Фрэн. – принимается он поухаживать за ней.

- Нет, Джеф, - называет она его по имени, - я не надолго…можно мне дайкири со льдом…

- Сейчас подадут …я смотрю ты постриглась?

- Да…

- С длинными мне нравилось больше.

- Я знаю…могу подарить локон.

- Добрый вечер леди, рад вас снова видеть, - приветствует её официант.

Свидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Свидание. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Сколько мы не виделись, Френ? Месяц? – заводит разговор Джеф.

- Полтора, ..но кто считает?

- Я скучал…

- Всё как раньше. Тот же столик. Та же песня…- комментирует Фрэн.

- Это был кошмар…- продолжает Джеф.

- Тот же соус…кисло сладкий…- продолжает Фрэн.

- Ты не представляешь, каково это – день за днём стоят рядом с тобой в лифте…доброе утро, Мисс Кубилик…доброй ночи, мистер Шелдрейк…я всё ещё от тебя без ума, Фрэн…- растекается Джеф в признаниях.

- Не начинай Джеф, пожалуйста…и я только начинаю приходить в себя… Послушай, Джеф, мы провели два чудесных месяца летом. Но это всё! …обычное дело. Жена и дети за городом…а босс заводит интрижку…с секретаршей, маникюршей или лифтершей. Наступает сентябрь. И пикник окончен. Прощай! Дети возвращаются в школу…босс к жене..а девушка…

Здесь актриса, исполняющая роль Фрэн, демонстрирует прекрасную актёрскую игру, списывая эмоции, возникшие от неприятного настолько разговора, что аж слёзы наворачиваются, на претензии к кухне ресторана:

Скрываемая печаль. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Скрываемая печаль. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- …они не так готовят креветок, как раньше…

- Я не прощался с тобой, - начинает оправдываться Джеф.

- …какое-то время ты обманываешь себя, что встречаешься с неженатым мужчиной…а потом он начинает смотреть на часы…спрашивает, нет ли следов помады… - Фрэн с сожалением констатирует факты, подтверждающие то, что её обманули.

- …И бежит, чтобы успеть на поезд…а ты наливаешь себе чашку растворимого кофе…сидишь одна и думаешь…и всё начинает казаться таким отвратительным…

Джеф предлагает ей чего-нибудь выпить.

- Нет, у меня встреча в полдевятого – говорит Фрэн, уже собираясь уходить. Но Джеф продолжает рассказывать ей «красивые сказки» про свой развод и то, что они скоро будут вместе всегда…

В это время, Бакстер, волнуясь, ждёт Фрэн у театра.

У театра. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
У театра. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

А в ресторане, Шелдрейк, заметив, что там стало слишком много народу, предлагает Фрэн покинуть данное месте. И они продвигаются к выходу. При этом, их замечает секретарша Шелдрейка:

Любопытство. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Любопытство. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Выйдя на улицу, Джеф начинает ловить такси. Он держит Фрэн за талию, и мы понимаем, что он её никуда не собирается отпускать.

- Джеф, у меня встреча помнишь?

- Я тебя люблю, помнишь?

- Куда мы едем? Только не на ту дырявую посудину… - сказав это, Фрэн дала всем понять, что уже согласилась поехать с Джефом.

Примирение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Примирение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Обещаю…- осталось ему лишь успокоить её. И они уезжают на такси. Так мы понимаем, что они едут на квартиру Бакстера. Поскольку именно от неё сегодня Джефу дали ключ.

А возле театра в это время в полном одиночестве стоит Бакстер. И мы понимаем, что он уже не дождётся Фрэн. И даже на спекталь уже не сходит. Потому что тот давно начался. А как известно всем, после третьего звонка, не пускают.

Не пришла. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Не пришла. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Поэтому, на данном этапе мы можем сказать, что и план Б главного героя – не сработал! Он остался один у театра. А его возлюбленная предпочла провести остаток вечера с Шелдрейком, который вновь навешал ей кучу лапши на уши.

Таким образом, в фильме возникает НОВЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВОПРОС:

– А что будет дальше с этим любовным треугольником?

И, казалось бы – как так? Неужели в фильме два главных драматических вопроса?

Но далее, мы наблюдаем, что тот вопрос, который нам казался главным драматическим вопросом в начале – закрывается!

А именно вопрос повышения по карьерной лестнице.

Неудачник в любви, Бакстер, тем не менее, наконец-то получает долгожданное повышение по службе.

- Поздравляю! – грустно провожает его, проспоривший ему доллар, коллега:

Повышение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Повышение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

На этаже повыше, где сидят начальники отделов, на двери кабинета Бакстера вешают табличку с его именем:

Повышение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Повышение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Его дружки, долгое время пользовавшиеся его квартирой для своих любовных интрижек, приходят к нему, поздравить его. А главное – выставить всё так, как будто его повышение – это их заслуга, и теперь он им должен:

Но потом приходит главный босс Шелдрейк и просит всех оставить их наедине с Бакстером.

Поздравления. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Поздравления. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И зритель понимает, что именно благодаря ему, произошло повышение Бакстера.

Беседа. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Беседа. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Шелдрейк откровенничает с Бакстером о своей «нелегкой жизни женатого любовника». А Бакстер передает ему женский аксессуар, который он нашёл у себя в квартире, после того, как Шелдрейк проводил там время со своей любовницей. Это маленькая пудреница с разбитым зеркалом внутри.

Пудреница. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Пудреница. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Да…она запустила ей в меня…рано или поздно у них случаются истерики. – поясняет Шелдрейк, забирая пудреницу. - Знаете, как это бывает…ты встречаешься с девушкой раз или два в неделю. Она воображает, будто ты разведешься с женой…разве это справедливо?

- Нет сэр, особенно по отношению к жене… - комментирует Бакстер.

- Знаете, Бакстер, я вам завидую. Холостяк, все девушки ваши, никаких проблем, никаких сложностей…запишите меня снова на четверг.

Следующим понравившимся моментом в данном фильме, отмечаю отличную РЕЖИССЕРСКУЮ РАБОТУ в сочетании с прекрасной актерской игрой. АКТЁРСКУЮ ИГРУ я отмечаю здесь не в первый раз, и далее буду еще отмечать в самых интересных моментах.

Что я имею в виду? Это оригинально показанные и сыгранные сцены. Например, интересно было наблюдать, как реагируют телефонистки компании на сообщении о рождественской вечеринке:

- Да, Консолидейтит лайфт. С рождеством! Кто-нибудь последите за моей линией, на 19 этаже – вечеринка!!!

И все они спешат сорваться со своих рабочих мест и бегут на вечеринку:

Спешка на вечеринку. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Спешка на вечеринку. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Интересно показана «вакханалия» обычных, до того момента скромных и исполнительных работников компании, когда они празднуют корпоративное рождество. Женщины танцуют на столах кан-кан:

Кан-кан. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Кан-кан. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

По углам страстно целуются подвыпившие влюбленные парочки, у которых служебный роман. А кто-то безудержно и весело изображает изощренные танцевальные пируэты:

Корпоратив. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Корпоратив. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Кто-то, поднимаясь на лифте к месту массовой корпоративной гульбы, ведёт праздные разговоры и не отказывает себе в удовольствии посплетничать с подругами:

Сплетни. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Сплетни. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- И я ему сказала – больше никогда! Найди себе машину побольше или девушку поменьше…

И тут наш главный герой вновь встречает свою возлюбленную. Между ними завязывается диалог:

Встреча. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Встреча. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Мисс Кубилик! Счастливого рождества!

- Спасибо. Я думала, вы меня избегаете. За последние 6 недель вы только раз поднимались в моём лифте и не сняли шляпу.

- Вообще-то я обиделся, когда вы не пришли в тот вечер, - поясняет ей Бакстер.

Он уже немного подвыпивший. И предлагает выпить ей.

- Мне не следует пить на работе… - отвечает она.

- Вы правы. Данной мне властью, объявляю данный лифт сломанным. – находит оригинальный выход из положения Бакстер и вешает на лифт табличку. - Присоединимся к аборигенам!

Фрэн поначалу немного удивлена такой смелостью Бакстера, но потом она с удовольствием соглашается с его предложением:

- А почему бы и нет?…они кажутся дружелюбными)

- не верьте…скоро начнутся человеческие жертвоприношения…контрорских работников засунут в компьютеры и наделают в них маленьких квадратных дырочек – шутит Бакстер и заставляет Фрэн смеяться.

- Сколько вы выпили? – интересуется она.

- Три стакана

- Я так и подумала

- Минутку, мне кажется, где-то течет вода…- опять отшучивается Бакстер, - я сейчас вернусь…

Бакстер отлучается, а в это время ревнивая и завистливая секретарша Шелдрейка «открывает глаза» Фрэн на всю правду о Джефе, рассказывая о его похождениях, о том, что Фрэн - не первая и не последняя, кому Шелдрейк обещал развестись с женой…

Горькая правда. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Горькая правда. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Возвращается Бакстер, и приглашает, уже расстроенную неожиданными новостями Фрэн, посмотреть его новое рабочее место, которое теперь в отдельном кабинете.

Там, Бакстер, хвастая перед Фрэн тем, что сам босс компании благосклонен к нему, уважает его как хорошего сотрудника и друга, показывает Фрэн рождественскую открытку, которую прислал ему Шелдрейк. На открытке – фото Шелдрейка с его семьей – женой, детьми. И он выглядит там очень счастливым. Это ещё больше огорчает Фрэн.

Фото. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Фото. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Затем, Фрэн достает свою пудреницу, и Бакстер, узнает её. Он понимает, что именно Фрэн – та девушка, с которой Шелдрейк, втайне от своей жены и всех остальных, встречался на его квартире.

И в это время в кабинете у Бакстера звонит телефон. Это Шелдрейк. Он вновь просит предоставить ему квартиру для его «рождественского» свидания.

А Фрэн в это время, под предлогом, что, если не работа, то она хочет уйти пораньше, покидает его.

И, можно сказать, что в этом моменте, второй главный драматический вопрос, который у нас появился параллельно с тем, как вопрос с повышением Бакстера закрылся, получает более сильное развитие.

Здесь как будто происходит ЗАВЯЗКА новой линии сюжета. И у главного героя возникает новая боль. Неразделённая любовь.

Корпоратив. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Корпоратив. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Расстроенный Бакстер, покидает шумный корпоратив, не поддаваясь на уговоры коллег остаться.

Сцена растворяется как в дымке, и ей на смену проясняется уже другая сцена, где мы видим, что Бакстер сидит в баре и просто заливает свое горе алкоголем:

В баре. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
В баре. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Ему нужно как то занять себя и убить время, пока на его квартире Шелдрейк развлекается с его возлюбленной. Теперь он знает, кто любовница босса. И от этого ему ещё печальнее, чем раньше.

Как ни странно, но герой не предпринимает никаких активных действий для разрешения своей проблемы. Он предпочитает молча грустить. И эта любовная проблема героя показывает нам его характер немного с новой стороны. В плане выбора им способа для решения своих проблем. Ведь если вспомнить, как он решал задачу со своим повышением, то он был сама активность и целеустремленность.

Печаль. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Печаль. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Кстати, здесь, чтобы как-то разрядить немного трагическое настроение нашего главного героя, появляется забавный КОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ – пьяный Санта-Клаус, требующий у бармена налить ему ещё бурбона:

Веселье. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Веселье. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Эй, Чарли, плесни мне бурбону, я спешу!...Мои сани мешают движению…га ха ха..

Веселый Санта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Веселый Санта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Санта Клаус веселится и заливается пьяным хохотом. Но при столкновении с нашим героем взглядами, мы наблюдаем, как у него происходит неожиданная смена настроения. Это можно считать отличной актерской игрой и режиссерской работой.

Смена настроения. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Смена настроения. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Далее, некая мадам, пытается изо всех сил привлечь внимание нашего грустного героя, выдувая в него бумажками от трубочек:

Случайная мадам. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Случайная мадам. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но он настолько погружен в свои внутренние переживания, что словно ничего не замечает вокруг.

Невменоз. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Невменоз. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но настойчивая мадам решила не сдаваться и сама подошла к Бакстеру и начала диалог:

– Купишь мне выпить? А я закажу музыку…Коллинз с ромом.

На самом деле, она, видимо, тоже была очень одинока, и искала компанию, чтобы провести рождественский вечер.

Присоседилась. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Присоседилась. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Это стало понятно из того, что для развития разговора, она стала спрашивать Бакстера о всякой ерунде:

- Тебе нравится Кастро? Что ты о нём думаешь?

- Какой Кастро?

- Ну тот тип с Кубы…с такой странной бородой…

- А что с ним?

- По-моему, он мерзавец…две недели назад написала ему письмо…и ни ответа, ни привета…

- Да ну?

- …а я только хотела, чтобы он отпустил Мики на рождество…

- Кто это?

- Мой муж…он в Гаване…в тюрьме…

- Он связан с революцией?

- Мики ничего такого не делал…он жокей. Его застукали с допингом для лошади…

- Ну…ни всегда же выигрывать…

После ещё нескольких бесполезных подобных фраз, она спросила Бакстера, женат ли он. И, получив ответ, что нет, предположила, что

- …наверное, одиноко в такую ночь идти в пустую квартиру?

- Я не говорил, что моя квартира пустая. – ответил Бакстер.

А в это время, на квартире Бакстера, Шелдрейк и Фрэн выясняют отношения:

Ссора. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Ссора. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Френ, хватит дуться! Ты так и будешь сидеть в пальто? Когда ты женат уже 12 лет… нельзя просто так сказать за завтраком: – «передай мне, пожалуйста, сахар, я хочу развестись» …все не так просто… Френ, перестань. Это не похоже на тебя! Ты всегда такая задорная. С тобой весело…

Слёзы. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Слёзы. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она плачет, рассказывая ему о причине своего расстройства.

- Ну да…весёлая идиотка…умора…В офисе со мной случилась забавная вещь. Я наткнулась на твою секретаршу…мисс Олсон…ну помнишь…динь-динь…чуть не померла со смеху…… надо же быть такой дурой, пора уже поумнеть…когда ты влюблена в женатого мужчину, нельзя красить ресницы…

Потом она вручает ему подарок:

- Счастливого рождества!

- О! что это? – берет он подарок в руки. Это пластинка с музыкой, которую они слушали в китайском ресторане, где встречались.

- Оу…наш друг из китайского ресторана…лучше оставить ее здесь…И у меня для тебя есть подарок…Я не знал что тебе подарить…да, и мне неловко как-то ходить по магазинам…поэтому вот тебе 100 долларов, купи себе что-нибудь сама.

Сто долларов. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Сто долларов. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она не берет купюру из его рук, поэтому он берет её сумочку и закидывает купюру туда сам:

- В Бергсдорфе есть отличные сумки из крокодиловой кожи…

Она, словно смирившись с такой своей ситуацией, начинает раздеваться, снимая с себя перчатки:

Смирение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Смирение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Я уже не могу задерживаться…- вдруг говорит Джеф, - уже четверть седьмого…мне пора на поезд…если бы мы не потратили столько времени втустую…

- Хорошо…- отвечает Фрэн, и объясняет, - я подумала, раз уж ты заплатил…

- Не говори так Френ…не веди себя как дешёвка…

- 100 долларов? Я бы не сказала, что это дешёвка…к тому же, ты ведь кому-то платишь за использование квартиры.

- Перестань, Френ!

- Ты опоздаешь на поезд…

- да…

Он собирается уходить:

- Ты идёшь? – задает он ей вопрос.

- нет, беги…хочу привести себя в порядок, - отвечает Фрэн.

- Не забудь выключить свет, увидимся в понедельник.

- Конечно...в понедельник…и в четверг…потом опять в понедельник и четверг…

- Так будет не всегда, Фрэн…я тебя люблю.

Он обнимает и целует её на прощание.

- Осторожно, помада, - предостерегает она его.

- Счастливого рождества! – желает ей Джеф, и уходит.

И она остается одна в этой злосчастной квартире для встреч с любовницами.

Ставит подаренную пластинку и начинает рыдать.

Одиночество. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Одиночество. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом идёт в ванную, чтобы умыться.

И здесь мы наблюдаем прекрасную актерскую игру. Я уже неоднократно говорила выше об АКТЁРСКОЙ ИГРЕ. Но отдельной похвалы заслуживает игра ОЦЕНКИ ФАКТА героями.

Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Актриса блестяще отыгрывает оценку факта. Даже, я бы сказала, целую цепочку таких оценок. Как минимум, две. И это всё без слов! А зритель всё понимает, и как будто читает мысли героини.

Что это за оценки факта? Первая, это то, как она случайно увидела баночку со снотворным.

Оценка факта - Снотворное. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта - Снотворное. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Снотворное. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Снотворное. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она берёт этот пузырек в руки, читает надпись. Об этом нам сообщает голос за кадром: «-Снотворное».

Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Ставит его обратно на полку.

Но зритель уже догадывается, что в голове героини промелькнули какие-то странные и неоднозначные мысли.

Затем Фрэн достает из сумки небрежно брошенную туда 100-долларовую купюру. И это вторая оценка факта. Она разглядывает эту купюру. И зритель понимает, что у неё возникают неприятные чувства, связанные с этой купюрой. От неё как будто откупились и бросили. И она вновь поглядывает на снотворное.

Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом вдруг берёт с полки стакан. Вынимает из него зубную щетку, и набирает в стакан воды. И зритель понимает, что именно задумала Фрэн. Хотя с момента, когда она осталась в квартире одна, она не произнесла ни слова!

Ещё раз подчеркну – это блестящий ОТЫГРЫШ АКТРИСОЙ ЦЕЛОЙ ЦЕПОЧКИ ОЦЕНКИ ФАКТОВ.

Почему я заостряю на этом внимание? Потому что в театральных вузах невозможно сдать экзамен без навыка игры оценки факта. А на кинопробах именно по этому навыку, часто оценивают профессионализм актёра.

Кстати, в этот момент, появляется ещё один, более острый драматический вопрос. Что будет с несчастной Фрэн? Она покончит с собой и умрёт? Или её всё-таки успеют спасти?

В это время сцена меняется. И мы видим, как герой со случайной мадам, одни оставшиеся в заведении, танцуют, пока уборщик убирается в зале. И Бакстеру уже не так грустно и одиноко, как раньше. Хотя улыбки на его лице нет.

Утешение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Утешение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом мы видим уже грустного Санта Клауса:

Такая работа. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Такая работа. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И создается такое впечатление, как будто произошёл перенос части плохого настроения с Главного героя на ранее комического персонажа. Он взял всё на себя.

- Допивай папаша, мы закрывается…

- Ещё же рано, Чарли?

- Ты что не знаешь, что сегодня за вечер?

- Знаю, Чарли! Я на этом зарабатываю!

После этого, Санта Клаус уходит.

Чарли обращается к парочке танцующих:

- Эй, хватит, идите домой!

- Куда пойдём – ко мне или к тебе? – задает вопрос Бакстеру случайная мадам. Предоставляя иллюзию выбора.

- Можно и ко мне…все ведь туда ходят, - не долго думая, отвечает Бакстер.

И мы видим, что Бакстер идёт к себе домой с этой случайной мадам.

- Всё ещё сохнешь по ней? – спрашивает она его.

- Сохну? Вы меня плохо знаете…

- Да я тебя вообще не знаю!

- Позвольте представиться – Ка Ка Бакстер, младший управляющий, выпускник танцевальной студии Артура Мюррея, любовник! – приподнимает шляпу и отшучивается Бакстер.

Знакомство. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Знакомство. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- А я миссис Макдугл…для тебя – Марджи.

Так они знакомятся.

- Сюда, миссис Макдугл! - он приглашает ее войти.

- А тут уютненько! – комментирует она свои впечатления от его квартиры.

- миссис Макдугл, должен вас предупредить – вы сейчас наедине с известным сердцеедом! – продолжает Бакстер очаровывать мадам в своей милой оптимистичной манере.

Приятное удивление. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Приятное удивление. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Вы шутите?

- Вполне серьезно! Можете спросить у соседей! Вообще-то, когда настанет мой час, а он может настать совсем скоро, я завещал своё тело колумбийскому университету.

- Ух, у меня аж мурашки по телу!

- Но я ещё жив детка…принесите лёд из кухни и не будем терять времени!

- Я твоя, любовничек! – уходит в кухню…

А далее начинается прекрасная ИГРА в виде череды ОЦЕНОК ФАКТА. Теперь уже от нашего главного героя.

Герой подходит на шум окончившейся пластинки, смотрит на неё.

Пластинка. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Пластинка. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом смотрит на валяющуюся рядом коробку от пластинки.

Но пока для него в этом нет ничего загадочного. Он привык находить у себя дома разные, забытые другими людьми, вещи.

Он просто вновь переносит иголку на начало пластинки. Чтобы, пользуясь случаем, создать для себя романтическую атмосферу.

Музыка начинает играть, герой пританцовывает, снимая пальто.

Настроение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Настроение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И пока это всё происходит без слов, он продолжает отыгрывать оценку факта. Теперь его внимание привлекает что-то ещё. Он резко останавливается…подходит ближе и поднимает с дивана перчатку:

Оценка факта - Перчатка. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта - Перчатка. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Оглядывается в кухню. И здесь возникает молчаливая комичная ситуация. Зритель понимает, что в этот момент думает Бакстер. Он пришел домой с женщиной, и не хочет, чтобы она подумала что-то не то. Иначе, понимая, как женщины склонны к скандалам на почве ревности, этот может вылиться в испорченный рождественский вечер.

Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Он подбирает вторую перчатку, складывает их вместе.

И, продолжая пританцовывать и припевать, думая, что перчатки забыли любовницы его постояльцев, чтобы не вызывать лишних вопросов со стороны дамы, потихоньку уносит эти перчатки и закидывает их в комнату

С глаз долой. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
С глаз долой. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Но на этом, отыгрыш оценок факта не заканчивается.

И меня это сильно радует, как зрителя. Потому что я вижу не слова, а чувства героя, его мысли и реакции.

Закинув в комнату перчатки, и тут же быстро закрыв дверь в комнату, герой, осознает то, что только что увидел. Но он пока, как бы не верит своим глазам. Он думает – может ему показалось?

Оценка факта - Показалось? Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Оценка факта - Показалось? Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Медленным движением поворачивает сначала голову назад.

Затем осторожно приоткрывает дверь и заглядывает в комнату.

И понимает, что ему не показалось…что там лежит женщина.

Он осторожно подходит, узнает её и начинает будить:

- мисс Кубилик, вставайте, время вышло!

Странный казус. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Странный казус. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она не реагирует на его слова и легкие касания. И он уже более громким голосом заявляет:

- Администрация просит вас удалиться!

Он начинает нервничать.

- Когда то вы мне нравились, очень нравились – размахивает при этом над её лицом руками, - но теперь между нами все кончено. Так что уходите вон.

Он начинает злиться, трясти её. Но всё же старается не говорить всё это громко, чтобы не услышала мадам.

- Ну же, просыпайтесь…

И тут ещё одна оценка факта. Он находит рядом с ней флакон от снотворного. И, довольно быстро оценив этот факт, всё понимает:

- О, Боже! Мисс Кубилик! Мисс Кубилик!

Он бегом бросается к телефону.

Тут из кухни выходит мадам и жалуется:

- Я сломала ноготь, когда вытаскивала поддон…тебе надо купить новый холодильник!

Герой, бросает телефон, бежит куда-то в суете.

Суета. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Суета. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

И выбегает из квартиры.

Мадам так смешно реагирует:

-Я не говорю, что прямо сейчас… - она, наверное, подумала, что он побежал покупать холодильник. И такие комические моменты, хорошо способствуют разрядке трагичной атмосферы, и способствуют смене эмоций зрителя.

Мы видим. Что Бакстер звонит в дверь к соседу врачу.

Зов на помощь Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Зов на помощь Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Потом бешено стучит к нему:

- Доок!!!

Наконец-то ему открывают дверь:

- У меня в квартире девушка, она приняла снотворное…быстрее…я не могу её разбудить! – он торопит доктора и почти силой тянет его к себе…

Зов на помощь. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Зов на помощь. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Сейчас только сумку возьму… - отвечает доктор, понимая, что от него требуется срочная помощь.

- скорее…

Бакстер возвращается к себе:

- Эй, любовничек. Сюда! Чего разбегался? Так и перегореть можно…- удобно расположившаяся на диване мадам, зовёт его.

Он стаскивает её сдивана и просит уйти. Комичность момента в том, что она вообще не понимает, что происходит.

- Не так грубо, милый!

Вечеринка окончена. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Вечеринка окончена. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Спокойной ночи! – впихивает ей Бакстер её вещи и выпроваживает – вечеринка окончена!

- Что случилось? Я что-то сделала не так?

- У меня срочное дело…увидимся в другой раз…

Тут заходит доктор и глядит на эту женщину, как на пациентку:

Выдворение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Выдворение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Не эта! Там – док! – поясняет ему Бакстер, показывая на комнату. Возмущенная мадам, ругая Бакстера, покидает квартиру.

Итак, Фрэн делают промывание желудка. Потом док довольно жестко приводит её в чувства, с размаху отвешивая пощёчины и давая понюхать нашатырь. Но Фрэн не сразу реагирует на это, заставляя зрителя томиться в ожидании, задаваясь вопросом – спасут её или нет?

И через несколько попыток, доктору всё-таки удаётся немного расшевелить Фрэн. Она начинает мычать, просыпаясь.

Спасение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Спасение. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Вы родились в рубашке – это я вам точно говорю! – говорит доктор Бакстеру. - …ещё полчаса и вы получили бы ещё тот подарочек на рождество.

- Несите кофе! – Фрэн стала приходить в себя, и они стали поить её из кружки. - Ей нужен воздух…откройте окно!

Бакстер делает всё, что говорит ему док.

- Как её зовут? – спрашивает док у Бакстера.

- мисс Кубилик…Фрэн.

- Фрэн! Я врач! Я здесь, потому что вы наглотались снотворного! – док трясет её за лицо:

Приведение в чувства. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Приведение в чувства. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Фрэн! Вы понимаете что я говорю??? – док продолжает приводить её в чувства. - Принесите ещё кофе! – говорит он Бакстеру.

Бакстер бежит в магазин, потому что обнаруживается, что дома кофе закончился.

Потом ещё какое-то время доктор приводит Фрэн в чувства, добиваясь, чтобы она, если не отвечает на вопросы, то хотя бы повторяла то, что ей говорят. Потом, немного разбудив её, они начинают силой водить её по квартире, потому что ей нельзя засыпать ещё несколько часов.

Через время все-таки они укладывают её в кровать.

- Она будет всё время засыпать в течение суток…когда она проснётся у неё будет болеть голова… - сообщает доктор. А затем собирается с чувством выполненного долга свой чемоданчик.

- Главное, чтобы с ней было все хорошо…- говорит Бакстер.

- В таких случаях врачу труднее, чем пациенту…надо бы с вас брать плату за километраж, - говорит доктор. - …кофе остался?

- Да, конечно.

- Как пишется её фамилия?

- Кубиликк… с двумя «ка».

- Какой у нее адрес? – доктор продолжает что-то записывать.

- А вам зачем док? …Вы же не собираетесь заявлять об этом? – интересуется Бакстер.

- Таковы инструкции.

Доктор отчитывает Бакстера за происшедшую ситуацию, потому что думает, что это он во всем виноват, и уходит.

Бакстер звонит Шелдрейку. Рассказывает ему о ситуации. Но тот говорит, чтобы Бакстер разобрался без него.

Далее, Фрэн время от времени просыпается, и Бакстер, ухаживает за ней. На всякий случай, попрятав с глаз долой все острые предметы. Он идёт к соседке, жене доктора, и просит у неё одолжить кофе и пару апельсинов. Она начинает его отчитывать за разгульную жизнь и за то, как он поступил с девушкой. Она узнала об этом от мужа, так как от неё у него секретов нет.

Бакстер начинает оправдываться, и рассказывает соседке ту же историю, что как-то рассказывал ему Шелдрейк: « – я ничего не сделал, просто знаете, как это бывает, встречаешься с девушкой пару раз в неделю для удовольствия, а она себе вообразила, что замуж за меня выйдет…»

- Тоже, мне, сердцеед! Я бы ради вас и пальцем не пошевелила! – возмущается соседка. - Но бедняжке я приготовлю поесть!

Вернувшись от соседки в квартиру, он застает Фрэн у телефона. Она поясняет, что хочет позвонить сестре. Чтобы та не волновалась о ней. Но Бакстер предлагает ей вначале подумать о том, что она скажет своей сестре, чтобы та действительно не волновалась. И оказывается так, что Фрэн не может придумать ничего внятного.

- мисс Кубилик, мне кажется, вам не следует никому звонить…пока в вашей голове не исчезнет жвачка.

- Она, должно быть, обо мне беспокоится…мой зять, наверное, уже в полицию звонит.

- Поэтому надо быть осторожными! – говорит Бакстер, и он начинает уже переживать о репутации своего босса Шелдрейка, и о том, чтобы его семья не развалилась, если не дай бог что-то всплывёт о попытке его любовницы покончить с собой.

Ситуация. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Ситуация. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- Мистер Шелдрейк – женатый человек!

- Спасибо, что напомнили.

- Я не в этом смысле…я только что разговаривал с ним по телефону. Он, должно быть, беспокоится о вас.

- Да ему на меня наплевать.

- Но он сказал…

- Он лжёт…но это еще не самое худшее…ужасно то, что я все еще его люблю – объясняет Фрэн, укладываясь в постель.

Потом приходит соседка и приносит поднос с едой.

Уход за больной. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Уход за больной. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

Она очень заботливо обращается с больной.

Но Фрэн ничего не хочет есть. Она опять засыпает.

Позже, когда она просыпается, Бакстер пытается её как-то отвлечь от плохих мыслей, предлагая игру в карты. За игрой Фрэн рассказывает ему о своей печальной судьбе, что ей всегда не везло с мужчинами.

- Первый раз я поцеловалась в 15-ть..на кладбище...мы ходили туда курить…его звали…и он бросил меня ради мажоретки…

Игра. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.
Игра. Кадр из фильма «The Apartment» / «Квартира», (1960). Авторский обзор Стаси Канабис.

- У меня талант влюбляться в неправильных мужчин в неправильном месте в неправильное время.

- И сколько мужчин у вас было?

- Трое…последний менеджер финансовой компании в Питтсбурге…у него нашли недостачу, он попросил, чтобы я ждала его. Он освободиться в 1965-м. …потом я переехала в Нью-Йорк и поселилась у сестры и её мужа таксиста…

В общем, так мы получили ответ на вопрос – спасут ли Фрэн? Её спасли. Но что будет дальше? Ответит ли она взаимностью Бакстеру? Ведь она сказала, что всё ещё любит Джефа.

Потом на пороге квартиры Бакстера появляется зять Фрэн – таксист. И, думая, что Бакстер – виновник всего произошедшего с Фрэн, бьёт Бакстеру морду.

А в это время, семья Джефа всё равно разрушилась. Потому что обиженная им секретарша, которой он устроил взбучку и уволил, в отместку всё рассказала жене Джефа. И Джеф, решил «порадовать» Фрэн, что он, наконец, свободен.

Шелдрейк повысил Бакстера до должности своего первого зама и предложил ему переехать в соседний кабинет, в знак благодарности за то, что тот выполнял роль сиделки для Фрэн, когда та приходила в себя в его квартире, пока он праздновал рождество с семьей. Но после Шелдрейк вновь просит у Бакстера ключ от его квартиры. Ведь ему надо там встретиться с Фрэн. Бакстер отказывает ему и увольняется из компании.

И получается, что карьера Бакстера, построенная вот таким вот образом, где всё держалось на услугах безвозмездного предоставления своей квартиры для любовных интриг, оказалась очень шаткой, и разрушилась, как карточный домик.

Потом мы видим, что Бакстер в одиночестве собирает вещи в своей квартире, собираясь куда-то переезжать. А Фрэн, в это время, отмечает праздник где-то за столиком в ресторане вместе с Джефом.

И мы думаем, что всё! У героя всё как-то неудачно сложилось. Ни карьеры. Ни любви. И я, как зритель, уже успела расстроиться. Но в самый последний момент порадовало то, что всё таки у фильма Хэппи энд! В самый последний момент героиня передумала и неожиданно вернулась к Бакстеру. Когда и он уже не ждал такого счастья. Это тоже понравилось – что всё таки позитивная концовка!

Следующий момент, который мне понравился – это жизненность истории, классика темы, ее актуальность во все времена. Служебные романы, любовные треугольники – за этим всегда интересно наблюдать.

Понравилось то, что интрига сохраняется на протяжении всего сюжета и до самого финала.

О прекрасной режиссёрской работе я говорила. Теперь хочу сказать о хорошей сценарной работой. Мне удалось наблюдать в фильме продуманность и оригинальность сцен и диалогов. А также регулярную смену эмоций.

- Что не понравилось?

- Может быть, не совсем точное соответствие сюжета заявленному логлайну / Описанию. Тому, что представлено в интернет:

«Скромный служащий страховой компании Бакстер, чтобы хоть как-то продвинуться по карьерной лестнице, одалживает ключи от своей холостяцкой квартиры не только приятелям, желающим «погулять на сторону», но и боссу. Когда дела начинают идти в гору, случается непредвиденное: Бакстер влюбляется в любовницу босса».

Но я не смогла сформулировать его лучше. Когда я пыталась сформулировать логлайн так, чтобы лучше отразить суть сюжета, у меня получалось длиннее.

Вот что вышло у меня, когда я пыталась сформулировать логлайн по другому:

«Обычный клерк крупной корпорации Бакстер, хочет добиться повышения в карьре, предоставляя вышестоящим женатым друзьям свою квартиру для тайных встреч с любовницами. Порой сам оставаясь ночевать на улице. Вскоре Бакстеру улыбается удача, и он получает долгожданное повышение. Но выясняется, это произошло потому, что он предоставил квартиру боссу, который встречается там с девушкой, в которую влюблен Бакстер»

Также не сильно понравилось то, что главные герои уж очень хорошие и идеальные. А все их корыстные мотивы больше выглядят как наивность.

Что я сделала бы по-другому? Ничего. Ну, может быть, адаптировала бы сценарий данной классической истории на современный лад и пересняла бы современную версию.

Что касается главного драматического вопроса, то здесь все не однозначно. Потому что поначалу нам главным драматическим вопросом кажется вопрос о том, повысят ли Бакстера по должности или нет?

Но после центрального поворотного пункта, когда Бакстера уже повысили, и соответственно, это вопрос закрылся, у нас вырисовывается другой драматический вопрос. И он уже о любви. Добьется ли Бакстер взаимности от его возлюбленной, которая встречается с его боссом? Ведь если да, то наверняка, у него после этого возникнут проблемы с тем же боссом. Что он выберет? Карьеру или любовь? И он выбирает любовь и отказывается от карьеры, послав босса и уволившись. Но это не решило главный драматический вопрос, ведь мы ещё не увидели взаимности. И только в самом конце это произошло. Таким образом, можно сказать, что вопрос с карьерой – был больше «обманкой», заставляя нас какое-то время думать, что это и есть главный драматический вопрос. И только после центрального поворотного пункта, когда герой узнает, что Фрэн – любовница босса, повисает настоящий драматический вопрос. Который уже сохраняет интригу до самого финала. Или же всё-таки эти два драматических вопроса в конце объединяются в один – Карьера или Любовь?