«Briskly появился в 2018 году. Мне рассказали, что в Китае начали делать магазины-контейнеры для продажи товаров без персонала. Я решил закрыть свою web-студию, продать все, что у меня было, и на все деньги построить первый в России магазин самообслуживания», — рассказывает основатель и CEO компании Briskly Глеб Харитонов.
Когда прототип был разработан, выяснилось, что у такого магазина есть один минус: он очень дорогой. Команда Briskly нашла выход: они начали принимать участие в конкурсах стартапов, в выставках, где удалось получить первый грант на 5 млн рублей от международной платежной системы VISA.
«А позже наш будущий клиент подошел на выставке и спросил: готовы ли мы сделать такой контейнер на одном квадратном метре?», — вспоминает Глеб. Так появился микромаркет.
Микромаркеты с едой — уже не диковинка, а вполне привычный горожанину формат. В нем можно продавать готовую еду в офисах, торговых центрах, жилых домах. Во времена кризисов покупатели адаптируются к ситуации: реже посещают рестораны, а магазины, кафе и производители готовой еды режут косты и открывают в том числе микромаркеты, где они продают свои блюда без большой наценки, рассказывает Глеб.
Поэтому ситуация 2022 года так или иначе сыграла на руку Briskly: «Мы адаптируемся к ситуации. Так как Briskly — это венчурный стартап мы заметили снижение интереса со стороны иностранных инвесторов. Но, с другой стороны, мы замечаем высокий спрос на микромаркеты в этом году. Люди поняли, что лучше инвестировать в бизнес, связанный с едой, на неё всегда высокий спрос. Кроме того, в марте и апреле в микромаркетах были рекордные продажи товаров. Спрос вырос на 26% в сравнении с февралем. И мы отмечаем, что выручка микромаркетов на платформе Briskly растет в два раза от года к году)», — рассказывает он.
Он говорит, что из-за сложившейся ситуации Briskly планирует выйти на точку окупаемости раньше, чем планировалось: вместо планируемых пяти лет, они рассчитывают прийти к ней через 12-16 месяцев.
Микромаркет — это своего рода гибрид вендингового аппарата и мини-магазина (правда, без продавца). В нем можно продавать любой товар и даже готовую еду. Он работает через приложение B-Pay: покупатель сканирует QR-код на двери микромаркета, разблокирует замок, сканирует штрихкоды товаров и оплачивает их в смартфоне через приложение или POS-терминал.
В среднем, микромаркет окупается за три месяца, некоторые микромаркеты делают выручку до 20 тыс. рублей в день с одного квадратного метра. Некоторые магазины и производители, которые их используют, уже построили сети по 60 микромаркетов.
У компании уже есть крупные клиенты — «Азбука Вкуса», Почта России, «Аэромар» и другие. Это целая отрасль, которая меняет ритейл, уверен основатель Briskly.
И речь не только о России: микромаркеты Made in Russia уже стоят в Казахстане: сеть компании Simple Retail, которая за год построила сеть из 50 торговых точек. Есть они и в Белоруссии. В том числе расширять географию компании Briskly помогает участие в выставках.
В планах основателя и CEO компании Briskly Глеба Харитонова — сделать так, чтобы микромаркеты стояли в каждом офисе, в каждом подъезде и кормили людей и продавали продукты без очередей по всему миру.
Пресс-служба
АО «Российский экспортный центр» (входит в ВЭБ.РФ)
+7 495 937-47-47, доб. 1075
pressa@exportcenter.ru