Найти тему
stepsoft.info

Рождественская елка: языческая традиция, породившая украшение ели

Пророк по имени Иеремия, живший в VII веке до нашей эры, сказал, что «обычаи народов ничтожны», потому что «Срубают в лесу дерево, ремесленник обрабатывает его резцом» (Иеремия 10:3-4). Иеремия говорил о языческой привычке поклоняться «бесполезным предметам» вместо поклонения Господу, «истинному Богу». Хотя рождественской елки как таковой не существовало, из высказывания Иеремии видно, что срубать дерево для его украшения или, как это делали вавилоняне, оставлять под ним подарки, является древним обычаем.

Тертуллиан, христианин, живший между II и III веками нашей эры, был большим критиком практики вывешивания лавров (лавровых листьев) на дверях и зажигания свечей на улицах, как это делали римляне на праздниках Сатурна (Saturnalii (от лат. Saturnalius)). Кельты украшали деревья фруктами и свечами во время зимнего солнцестояния. Это был способ «оживить» дерево и обеспечить возвращение Солнца и пышной растительности.

Нет сомнений в том, что дерево всегда было символом плодородия и возрождения.

Христианство переняло и трансформировало эти языческие традиции, когда искоренить их было невозможно. Хотя точное происхождение традиции украшать елку неизвестно, существует несколько легенд, повествующих об истории рождественской елки.

Считается, что этот обычай восходит к I веку нашей эры, когда английский евангелист по имени Святой Бонифаций отправился в Нижнюю Саксонию. Легенда гласит, что на этой земле существовала языческая община, которая ритуально приносила человеческие жертвы богу Тору. Это жертвоприношение совершалось вокруг дуба, считавшегося священным и известного как «Громовой дуб».

В канун Рождества 723 года нашей эры Бонифаций, посланник католической церкви по евангелизации региона, решил остановить этот акт и спасти жизнь ребенка, которого должны были принести в жертву. Евангелист привел свой план в действие. Бонифаций срубил дуб на глазах у изумленных взоров местных жителей и, прочитав стихи из Евангелия, предложил им взамен ель (которую он посадил вместо дуба), дерево мира, которое «олицетворяет вечную жизнь, потому что его листья вечно зеленые», а крона «указывает на небо».

Происхождение украшений на елке также связано с действиями святого Бонифация. Вскоре после срубки священного дуба языческой общины Нижней Саксонии он украсил дерево элементами, напоминающими библейские сюжеты: яблоками, символизирующими первородный грех, совершенный Адамом и Евой; свечи, зажигание которых указывало на Божью благодать; и даже изображения ангелов. Чтобы сообщество забыло о человеческих жертвоприношениях, представители Церкви каждую зиму возвращались, чтобы проверить елку и украсить ее.

Со временем цивилизации по всему миру начали принимать традицию рождественской елки и сделали ее частью своих рождественских праздников. Украшения же менялись на протяжении веков.

Собственно, именно по этой причине Церковь разрешила поставить елку в центре торжеств по случаю рождения «сына Божия». Мощный смысл, который он несет, а также история, породившая его, являются для религиозных людей знаком торжества света над языческой тьмой. Какое лучшее сообщение можно передать в это время?

Многие утверждают, что родиной первой рождественской елки в 1605 году стала Германия. Горожане решили использовать ее для украшения и создания праздничной атмосферы холодной зимой.

Хотя происхождение этой традиции до сих пор неясно, нет сомнений в том, что этот обычай стал популярным и стал неотъемлемым элементом Рождества.

То, что началось как языческий ритуал, было перенято христианами и преобразовано в то, что сегодня известно как рождественская елка.

Что касается этой традиции в нашей стране, то первая публичная рождественская елка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала.