Начало 1960-х годов
СССР
В начале 1963 года органами КГБ Советского союза были перехвачены ряд донесений военных атташе Великобритании и Канады, ведущих разведку на территории нашей страны. Так было документально подтверждено, что английским разведчикам в результате поездок по Советскому Союзу в ряде случаев визуальным путём удаётся собрать важные разведывательные сведения, касающиеся обороны СССР, и сфотографировать некоторые виды военной техники. О характере этих сведений говорят приводимые ниже выдержки из добытых органами государственной безопасности периодических разведывательных отчётов и докладов военных атташатов Англии и Канады.
Так в одном перехваченном разведывательном отчете канадского военного атташе говорится:
«В этом месяце аппарат военного атташата потратил значительное время на поездки в пределах района Москвы и на возможно более полное изучение расположения тяжёлой противовоздушной артиллерии...
В течение месяца было обследовано всего 68 артиллерийских позиций и радиолокационных станций, включая шесть новых орудийных позиций. Этим обследованием было охвачено большинство известных точек тяжёлой противовоздушной артиллерии в районе, открытом для передвижений...
Новым из того, что было замечено в этом месяце, является новое строение на одной из артиллерийских позиций. Кирпичные бараки строятся по крайней мере на шести артиллерийских позициях. Они одинаковой конструкции и по своему объёму рассчитаны на восьмиорудийную батарею. Строительство всех бараков находится в полузавершенном состоянии. В ожидании окончания строительства личный состав на батареях размещён в землянках около орудий.
Подробный отчет о тяжёлой артиллерии противовоздушной обороны Москвы дается в приложении А...»
В перехваченных органами КГБ докладах помощников военного и военно-морского атташе Великобритании, совершивших разведывательную поездку в Астрахань, Баку и Тбилиси, приводятся следующие добытые ими разведывательные данные:
«Астрахань. Военные авиационные казармы, указанные в пункте 3... на плане города Астрахани, отчетливо видны только издали и представляют собой комплекс маленьких зданий с транспортным парком.
Была видна военная машина ГАЗ-67, идущая вниз по дороге в направлении от казармы к городу. В машине сидели генерал-майор пехоты и несколько майоров и полковников. Номер машины М-9-19-87.
О деталях мостов, переправ, дорог и т. д. смотри часть III этого донесения.
Баку. Совсем около гостиницы «Интурист» и немного к востоку около водного бассейна находится предполагаемый участок А. А. Там стояли две автомашины, три маленьких прицепа и три тяжёлые пушки А. А. под брезентовыми покрышками...
На посту этой территории находился один вооружённый часовой. Приблизительные координаты: вертикаль 13,4, горизонталь 17,1 на листе 4 сборника Баку...
Во время поездки из Баку поездом мы видели на станции группу высшего командного состава. В группе находился один генерал армии...
Поездка поездом Баку—Тифлис. Мы уехали из Баку в 22 ч. 30 м., так что наблюдение в течение первой трети поездки было ограничено темнотой.
В 23 ч. 15 м. поезд остановился на сортировочной станции. Вдоль нашего поезда стоял направлявшийся в сторону Баку товарный поезд, состоящий из цистерн для горючего емкостью в 40—50 тонн и платформ, на которых находились две бронированные боевые машины...
На следующий день... мимо нас проехала воинская транспортная колонна в сторону Баку. Там было 42 вагона, везущих 10 танков, 10 пушек и 15—20 грузовых автомашин, довольствие и всевозможное оборудование. Вскоре после этого прошёл военный состав из 26 вагонов, также направляющийся в Баку. В этом составе не было танков, но были видны пушки, различные автомашины и грузовики и много войск. На некоторых солдатах были опознаны артиллерийские погоны.
Тбилиси. Во время поездки по дороге по направлению к гражданскому аэропорту на окраине города (приблизительно около пункта 78 на плане 1 : 25000) мимо нас промелькнул автосклад.
Было видно много радиолокационных машин и грузовиков, но наша скорость была слишком велика для того, чтобы произвести подсчёты».
Комментарии излишни (авт.).
С моей же точки зрения всё же несколько моментов нуждаются в пояснениях.
1. "1 апреля 1951 -начало сооружения вокруг Москвы ракетной системы ПВО "Беркут " (С-25). В 1951 году постановлением Совета Министров СССР в структуре МВД СССР была образована особая организация по сооружению объектов противовоздушной обороны Москвы, или ракетной системы ПВО «Беркут» (С-25) – Главспецстрой СССР. С марта 2004 г. Федеральное агентство специального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Организация работ по системе «Беркут» была возложена на Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. Её курировал Л. П. Берия.
Задача по разработке системы была возложена на московское КБ-1 во главе с заместителем министра вооружений К. М. Герасимововым и главными конструкторами С. Л. Берия (сын Л. П. Берия) и П. Н. Куксенко. Заместителем главного конструктора был А.Расплетин. В то же время ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка одноступенчатых ракет В-300, и уже в июне 1951 года были проведены испытательные пуски ракет В-300.
Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет."
2. "Строительство системы противовоздушной обороны С-25 («Беркут») было начато в январе 1953 года в Московской и соседних областях, и завершено к 1958 году.
Военные части, оснащённые комплексами С-25, представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали установки и сооружения от посторонних глаз. Объекты были размещены на двух бетонных автомобильных дорогах, опоясывающих Москву. Дороги достаточно долгое время имели бетонное покрытие (железобетонные плиты, дорожные плиты), затем, в конце восьмидесятых, были немного расширены и заасфальтированы поверх бетона. Сейчас кольцевые дороги используются как обычные федеральные автодороги: А-107 и А-108"
3. Сотрудники военного атташата вовсе не были дебилами и искали вовсе не артпозиции ПВО. Вернее они их искали, но только для того, чтобы оценить возможные точки размещения ЗРК и станций Б-200. Тем более что у США уже был аналог...
(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)