1994 год. Разгар «лихих девяностых» и «криминального беспредела». К тому моменту количество действующих в стране организованных преступных групп составляло почти 6 тысяч. Общую численность мафиозной «армии» правоохранительные органы оценивали в 100 тысяч человек! Оргпреступность полностью контролировала шоу-бизнес, торговлю Москвы, Питера и других крупных городов, включая Нижний Новгород, почти все производство и продажу алкогольных напитков и экспортные поставки сырья. 90% бизнесменов были обложены данью (как тогда говорили, «имели крышу» и «платили»). Прогнозы также не радовали. Эксперты предсказывали скорое начало криминальных войн за передел сфер влияния, а также приход выдвиженцев мафии или ее прямых ставленников на посты мэров, руководителей регионов и крупных федеральных чиновников. Ну а улицы, в особенности темные и вечерние, заполонили гопники. Дорогих айфонов на руках у жителей еще не имелось, посему отнимали в основном наличность, часы и одежду. Особый размах приобрели ограбления дальнобойщиков на междугородних трассах.
Сил обычной милиции для борьбы с бандитизмом не хватало и по всей стране стали формироваться дополнительные спецподразделения. 6 апреля 1993 г. в Нижнем Новгороде был сформирован отряд милиции особого назначения (ОМОН) «Нижегородская гвардия». Благодаря своей успешной работе он быстро стал известен на всю Россию. При этом финансово-технической поддержки у омоновцев почти не было, отсутствовала даже специальная форма и экипировка. С транспортом у спецподразделений тоже обстояло не очень. Точнее, совсем плохо. Только в 1994 году Нижегородский ОМОН получил 15 внедорожников УАЗ, которые на несколько лет стали одним из символов милицейской гвардии. А вот бойцам специального отряда быстрого реагирования Волго-Вятского РУБОП (СОБР), также созданного в 1993 году, долгое время приходилось выезжать на операции на обычных оперских легковушках типа ВАЗ-2109. Кроме того, для этих целей переоборудовали рафик «скорая помощь». «Все медицинское оборудование было демонтировано, а в салоне вдоль бортов разместили сиденья, – рассказывал автору ветеран СОБРа Иван Акифьев. – Главным преимуществом рафика было наличие мигалки, с которой легче было доехать до места операций, а также „маскировка“ в виде белых стекол, благодаря которой сотрудники были не видны снаружи. Ну а преступники оказывались в полном недоумении, когда к ним подъезжала „скорая“ и из боковой или задней двери выпрыгивал „десант“ из 5–6 сотрудников СОБРа». Как правило, никакого сопротивления бойцам спецподразделений бандиты не оказывали, а сами клали руки на капот или на стены.
Весной 1994 года губернатор Борис Немцов решил «помочь» своим гвардейцам со спецтехникой. Он подарил ОМОНу настоящий… ракетовоз. «Создан спецавтомобиль по соседству с Нижегородчиной – в городе Шумерля Чувашской Республики на базе… стандартного армейского ракетовоза, многие годы эксплуатировавшегося в ракетных войсках страны стратегического назначения. Теперь вчерашний ракетовоз послужит верой и правдой нижегородским омоновцам», - писала газета «Нижегородские новости». Кое-кто даже пошутил на сей счет, что Немцов собрался бороться с оргпреступностью с помощью межконтинентальных ракет. Фактически речь, конечно, шла не о «ракетовозе», а о модификации МАЗ-543М «Ураган» – машине обеспечения боевого дежурства межконтинентальных ракетных комплексов с перекомпонованной передней частью, демонтированной правой кабиной и огромным грузовым отсеком. Правда, зачем ОМОНу была нужна столь огромная восьмиколесная махина весом 22 тонны и длиной почти 12 метров, было, мягко говоря, не совсем понятно. Заместитель командира отряда Сергей Бирюков не стал обижать губернатора, пояснив, что авто сгодится в качестве казармы для личного состава, передвижного штаба, кухни и столовой. Ну или для подавления массовых беспорядков в местах лишения свободы. «До 1 апреля спецавтомобиль будет парковаться в отряде, затем он будет апробирован в деле», – писали СМИ.
Но никакого подходящего «дела» для «Урагана» так и не нашлось. Да и не могло найтись! Ведь чтобы, скажем, подавить беспорядки в колонии, до нее еще надо было доехать. А МАЗ-543М ну никак не был рассчитан для движения по узким городским улицам и тем более пригородным трассам. Если только напрямки, через поля и леса… Но и тогда он мог подоспеть к месту беспорядков уже к их концу, ведь скорость у машины обеспечения была немногим больше, чем у танка! «Ураган» использовался в основном для „представительских“ целей. Например, по праздникам его пригоняли в центр города детишкампоказать. Были планы сделать из МАЗа передвижную баню, но вскоре его и вовсе пришлось поставить на прикол. Машина, у которой ведущими были все восемь колес, расходовала 125 литров горючего на 100 километров и бюджет спецподразделения не мог позволить себе подобные траты. Самый большой в мире полицейский (точнее милицейский) автомобиль по сей день стоит на территории одного из спецподразделений в Нижнем Новгороде.
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев