Найти тему
Уголок скептика

Так ли хороша первая серия сериала "Слово пацана Кровь на асфальте". Разбор дилетанта.

Вроде бы и хороший сериал "Слово пацана...". Вроде всем нравится. А вроде многих раздражает. То запретить пытаются. То пропаганду в нем видят. То оправдывают и вообще ни чего не видят.

А мне захотелось разобраться в этом. И вроде мне сначала сериал не зашел. А потом даже понравился. А потом посмотрев некоторые серии еще раз, я решил пересмотреть сериал и так сказать оценить его на "трезвую голову". А так как серий немного, то для полного понимания разделаем сериал по кусочкам, по серийно.

Все начинается с убогой комнаты, освещаемой одной настольной лампой. Унылые выцветшие обои уже навевают тоску. Обстановочка так же так себе. книжный шкаф, пара стульев, да письменный стол. За столом сидит мальчик лет 15-16-ти, в школьной форме и дубасит пальцами по клавиатуре, нарисованной на картонке. Он усердно смотрит в ноты, дует губки и изображает как минимум непризнанного гения. Даже галстук красный дома не снимает. Настоящий пионер, весь такой хорошенький, с прической с челочкой. И все это под заунывные фортепьянные трели. Вроде начало серии, а уже хочется зевнуть и лечь спать. При этом мне кажется пацан перебирает пальцами абсолютную фиготень. Она даже не соответствует той музыке которая звучит за кадром. Левая рука обычно играет сопровождающие аккорды, но он перебирает пальцами будто играет и правой и левой рукой. Да ладно, это придирки. Сказали актеру изображай игру, вот он и изображает. Как собственно и весь сериал изображает, что играет.

Мы узнаем, что его зовут Андрей и в галстуке он был не просто так, а потому что ему надо в школу. Андрей выходит из дома и видит как за каким то парнем бегут другие парни. При этом понятно, что если убегающего догонят, то будут больно бить. Наш Андрюха выглядит как множество школьников того времени (по мнению авторов сериала). Поверх школьной формы на нем невзрачное, неопределенного цвета зимнее пальто с меховым воротником из искусственного бобра и кроличья шапка.

Андрюха от греха подальше пускается бежать в другую сторону от бегунов, прибегает на остановку автобуса и встретив толстого друга садятся в автобус. Тут из дворов выбегает первый бегун. Бьет одного из догонявших его по лицу и запрыгнув в автобус разрешает водителю ехать. В автобус влетает камень, разбивая одно из окон, но водиле пофиг, он едет дальше. Андрюха с толстым сидят на одном из задних сидений. Бегун подходит к ним, сгоняет с сиденья и обзывая "чушпанами" начинает трясти с них деньги. Толстый сразу ведет себя как жертва, синеет, бледнеет и лебезит. А гопарь обещает, что если найдет деньги даст им по морде. Деньги находит у толстого и бьет в результате Андрея. А дальше начальные титры.

Самое примечательное в этих сценах то, что нам втюхивают дичь. Сразу же настраивают, что в конце 80-х было уже все отвратительно и серо. Царила вопиющая деградация общества. Всем было плевать не только на всех, но и на себя. В автобусе например были взрослые люди, но всем было плевать на поведение гопаря. При чем заметьте одного гопаря. Я могу понять, если бы это была банда отморозков. Но советский человек был не так воспитан. Замечание бы точно сделали. Да и водитель показан дурачком. Ему же платить за окно. А самое смешное даже не это. Кто бежал за гопником? Как позже мы узнаем это был Марат. И он состоял в банде "Универсам", которые как раз "крышевали" эту территорию.

По ходу сериала про преследователей мы больше не узнаем. И нужны они были только для одного. Создать ситуацию в автобусе и показать насколько отморожен Марат. И как бессильны против него обычные школьники. Трусливы, слабы, безвольны и не способны дать физический отпор. Хотя Андрей не совсем трус, если быть объективным. Он больше тормоз. Он находит в себе силы хотя бы словесно противостоять хулигану Марату. Не соглашается с тем, что он чушпан и говорит, что человек. Но факт в том, что Андрей слаб и безволен. Музыкальная школа не дает 80-го левела к самообороне. Вот и остается ему как огребать. А взрослым пофиг, что у них на глазах совершают преступление.

В школьном туалете толстяк начинает истерику. Он хвастается перед Андреем, что у него брат в банде "Разъезд". И что он запомнил обидчика. А мы можем смело эту сцену забыть. Она ни к чему не ведет и вообще нафиг не нужна. Может показать. что этот толстяк переродился в дальнейшем? Нет, это так не работает. Должно было быть действие. Толстяк сказал, что запомнил, что брат в банде, что будет мстить. Что следует? Ну наверное месть Марату от толстяка. Логично? Но не в этом сериале.

А дальше Андрей дает толстяку 20 копеек и тот говорит, что не забудет этого и братом называет. Спойлер. Забудет.

На уроке не происходит ни чего интересного, как вдруг в класс заруливает местный вожак комсомольцев Денис и сотрудница милиции, инспектор по делам несовершеннолетних. Несут "пургу" о борьбе с молодежными бандами. но Андрей пропал. Он увидел улыбку инспектора и влюбился с первого движения рукой взгляда. А учительница в классе похожа на страуса, который головой в песок зарылся. Нет говорит у нас уличных банд. Ну не видела я и всё тут. И очки -10 так поправляет.

В школьном коридоре Андрюху встречает англичанка. Такая пожилая тетка. Хаю дую ду, спрашивает. Да пошла ты в..., хотел было ответить Андрей, но отвечает "Ну". Не нукай, а бери на поруки бестолкового но умного двоечника и делай из него отличника. Андрюха отказать не может и так встречаются два одиночества. Гопник Марат и терпила Андрей. И вместо того, чтобы дать Марату в рыло Андрей идет с ним на улицу к турнику.

Дальше все великолепно. Андрей считает как Марат подтягивается на перекладине. Один, пять, восемь, двенадцать. А где остальные числа? Четыре подтягивания не похожи на двенадцать. Убогий монтаж? Да вроде бы я вообще дилетант, но как мне кажется было бы логичнее показать, что Андрей считает десять, одиннадцать, двенадцать. Нам нормально понятно, что остальные девять раз Марат уже подтянулся. А так хрень какая-то получается.

Мелочи, скажете вы. Ну да мелочи.

Вот только седьмую серию ради ведра мусорного пересняли. А мужик с ведром ну вообще ни как на сюжет не влиял. Подтягивания вроде так же не влияют, но это те мелочи, которые создают впечатления от просмотра и говорят о наплевательском отношении режиссера, монтажера и кто там еще отвечает за конечный продукт.

Марат с Андреем идут домой. Марат у Андрея спрашивает сигареты, но Андрей отвечает, что не курит. Марат достает пачку сигарет из своего кармана. А что, нормальный пацан. Надо же обуть того, кто тебе помогать будет.

В подворотне они видят соседа Марата, дядю Толю, который пьяный валяется во снегу. Марат говорит, что дядя Толя хороший мужик и его надо дотащить до подъезда, а то замерзнет. Даже в скорую помощь звонит.

Сцена в очередной раз характеризует Марата. Он в принципе то парень добрый. Он готов помочь. Только круг помощи ограничен узким кругом своих. Или тех кто подходит под понятие свой.

Дома у Марата мама кормит парней борщом и Марат интересуется у Андрея может ли он играть "Седую ночь", музыкального коллектива "Ласковый май".

Мне в 1989-м году было 14 лет. Я очень хорошо помню, что мы слушали. "Ласковый май" всегда был девчачьей группой. И даже в нашем, не сильно криминальном классе засмеяли бы любого парня, если бы тот признался, что слушает эту группу. У нас в фаворе был русский и зарубежный рок, различной степени тяжести. "Любе" набиравшая тогда популярности (Люберецкий флер как не крути). Ну и иностранщина всякого пошиба. Но как правило тяжеляк. А тут малолетние бандиты от сопливого "Ласкового мая" тащатся? Вы издеваетесь?

Еще бы пацанов в юбки одели и "золотым" кипятком брызгать на концерте заставили.

Я еще могу понять "Ласковый май" как музыкальный фон. Его много было в то время. Но остальное- увольте.

Так же мы узнаем, что у Марата есть сводный брат Вова Адидас. Авторитет на районе, боксер и чемпион в своем весе (а что можно быть чемпионом в чужом? Нет. Не получится.) Воюет в Афгане, в разведроте (как далее мы увидим то ли разведрота была не та, то ли звиздел Вова).

Вова Адидас в центре
Вова Адидас в центре

Потом парни идут в комиссионку, где воруют бейсболки с надписью "USA". Андрей идет домой и свою бейсболку пытается спрятать, но его палит мамь (актриса Юлия Александрова), которая начинает истерить, что шапочка дорогая, да кто такое дарит и требует вернуть кепку назад. Знала бы кто эту кепку реально "подарил". Еще узнает.

На следующий день нам показывают как Андрей кушает в школьной столовой. К нему подсаживается толстяк и два лысых миньона. Андрей начинает с ним здороваться, но толстяк отвечает, что с чушпанами не здоровается, что Андрей ему должен три рубля если не отдаст то пожалеет. Один из лысых при этом пару раз Андрея бьет по печени. Всё портит комсомольский активист Денис. Он не дает продолжаться бардаку, спрашивает Андрея о проблеме, но Андрей ведь не сдает пацанов, он же не стукач. Поэтому терпит унижение и молчит. Толстяк гордо уходит не забывая потребовать "бабки".

Что не так в этой сцене?

Вчерашнее трусливое создание, трясущееся только от вида гопаря вдруг в один день (а по сериалу прошел день) становится наглым и борзым лидером. Обзаводится двумя дружками, умеющими драться. А как он у них то за один день авторитет получил? Они раньше его знали как трусливое создание, а тут за день под него легли? Так в реальной жизни не бывает. Авторитет надо заслужить. А тут такое перерождение. Но самое главное этот жиробас обещал отомстить Марату, но наехал на Андрея, которого до этого назвал братом. Вот где у создателей сериала логика? Да и Андрей не будь дураком и тормозом еще там бы за столом про это бы сказал. Но нет, в логике этого сериала всё как то по убогому.

Хотя Денис говорит правильные вещи. "Позволишь так с собой обращаться всю жизнь на побегушках будешь. Приходи к нам, мы поможем." Но Андрею помощь от комсомольцев не нужна. Он ведь "правильный".

Дальше под "Седую ночь" нам показывают как Андрей и Марат занимаются будничными делами. Марат учит Андрея драться, проводит курс молодого бойца, шарятся по улицам, делают уроки. Вернее Андрей за всех делает. Играют в хоккей и отжимают клюшку у малолетнего пацана. Потом воруют еду у жильцов пятиэтажек. Андрей учится курить. В общем жизнь кипит.

В музыкальной школе на концерте, где выступал Андрей играя на пианино, Марат увидел девочку Айгуль. И запал на неё.

Позже Марат встретил уголовника Кащея, авторитетного вора, заправляющего на районе. И сразу становится ясна суть всех отношений между ворами и "скорлупой". Кащей заставляет Марата вымыть машину. Даже нет. Не так. По братски просит.

А Андрея в раздевалке избивают толстяк со своими лысыми миньонами. Андрею ни чего не остается как пускать слюни и сопли и обтекать. Ведь защитить он себя не в состоянии.

Вымыв машину Марат идет на квартиру к Кащею. Там происходит занимательный разговор о понятиях и латной романтике. Воры наливают Парню водки дают закурить и зовут на дело.

А тем временем Андрей ищет деньги. Он сломлен и готов отдать их вымогателям. Но мать денег ему не дает. Андрей бежит за помощью к Марату. Но Марат посылает его подальше. И Андрею ни чего не остается как просится вступить в группировку, но Марат против, так как считает, что Андрей не способен к бандитской жизни. Но Андрей непреклонен в своем желании загнать свою жизнь в преступный водоворот. Хитростью он проникает на встречу группировки и просится в банду. Старшие товарищи, в лице Турбо и Зимы, интересуются, кто такой Андрей и после драки между Маратом и Андреем (ну как драка, скорее избиение Андрея) принимают последнего в группировку, под песню "На заре" группы "Альянс". Потом такая нежнятина пошла. все ручкаются, обнимаются, сидят у костра.

Чем плохо?

А вот это как раз и есть романтизация преступных сообществ. Нам ведь именно это показали. В группировке хорошо. Только тут все правильное и настоящее. Защитят, научат драться и быть правильным пацаном. Не то что в этих ваших комсомольцах.

То что все умерли когда покажут? А только в шестой серии. До этого еще несколько недель. Вот, что может возникнуть в башке у неокрепшего неофита за это время? Да всё что угодно. И все сравнения с фильмами тут неуместны, так как фильм это цельное произведение показанное за один раз. А тут каждая серия разделена большим промежутком времени.

Ну и дальше Всё решается у Андрюхи и с толстым вымогателем. Они опят встречаются в раздевалке. Толстяк с двумя лысыми обормотами и Андрей, которому на помощь приходит Марат и поясняет, что Андрей в группировке и его трогать не стоит. Толстяк разочарованно сваливает в туман.

Вот тут то я разбил себе лоб фейспалмом. Вспоминаем сцену в автобусе, потом в туалете. Это толстое недоразумение только при виде Марата чуть в штаны не наделал, а сейчас ходит с деловым видом и не боится Марата. Этот толстяк кричал, что запомнил и отомстит Марату, а тут вообще про это забыл. С каких это пор это толстое создание стал таким авторитетным парнем, что с ним считается Марат, который пару дней назад его унижал как щенка? Да я в жизни в это не поверю.

Дальше нас вместе с Андреем посвящают в историю группировок и административное деление города на зоны влияния. Мы немного узнаем о банде "Тяп-Ляп" и других действующих во времени сериала. И все пафосно, мол так надо и так правильно. Опять же это не романтизация? Ну конечно же нет.

Вечером, Марата и Андрея ловят на курении и наказывают. Наказание своеобразное и простое. Бьют голым кулаком по хлебалу. то бишь морде лица. Да так, что человек падает.

Что не так. На сколько я знаю в таких сообществах могли дать подзатыльник, заставляли отжиматься. Дрались же на тренировках. Почему бить по лицу глупо? Если удар хорошо поставлен то возможны варианты. Сотрясение головного мозга. Если не лечить, то возможна смерть. Перелом челюсти. Тут без комментариев. Удар в ухо- разрыв барабанной перепонки, можно височную кость сломать. И это про боковые удары, которыми били по эпизоду.

То есть один удар мог вычеркнуть из строя бойца сразу на несколько недель, а то и навсегда. Наверное авторитету, что калечишь своих, сильно прибавляет.

А дальше пацаны едут покорять Москву. Мама Андрея устраивает очередную истерику, грозит переездом в другой район, милицией и всеми кругами ада. Андрей сбегает из дому, продает фотоаппарат и покупает билет на поезд. Вот такой вот в бригаде хозрасчет. Все сам. В поезде оказывается, что курить можно и Андрею дают погоняло "Пальто".

Так же в поезде мы знакомимся с добрым мальчиком Ералашем, который на награбленное хочет купить своей бабушке утюг. Умничка, одним словом.

В Москве все идет по плану. Парни зарабатывают. Грабят, избивают воруют. Заприметив на Арбате панка в кожаной куртке Марат и Андрей решают его грабануть. Парень оказывается не из робких и пытается оказать сопротивление. В итоге его все же забивают и грабят. Марат убегает, а добренький Андрей проявляет "сострадание", спрашивает сможет ли тот дойти до дома и т.п. А панк его хватает и милицию зовет.

По мне это не просто тупость, а горячечный бред психически больного. Ну зачем было делать Андрея дебилом? Сама по себе сцена тупая. Зачем совершив преступление Андрей не убегал, а "проявлял сострадание", ну ведь реально это говорит о тупости персонажа больше, чем о его человечности. Был бы человеком, на преступление не пошел бы.

Ну и сбылась мечта Андрюхи Пальто. С инспектором ПДН Ириной Сергеевной ему придется встречаться часто. На учет поставили. Мамаша Андрея все это время, пока находится в милиции, истерит. Ирина Сергеевна пытается расколоть Андрея, на то , кто был его подельником, но Андрей не колется. А подельники все под окном стоят. Выходи и бери всех, пока тепленькие.

Вот и Андрей выходит из инспекции и его встречают пацаны. Все радуются, обнимаются, только не целуются в десны.

И уходят в закат под радостную улыбку мамы Андрея. Та видимо начала сходить с ума. Другим я это объяснить не могу.

Итог и ощущения от просмотра первой серии.

Серия абсолютно неровная. Много нелогичных действий, которых не ждешь от персонажа. А есть то, что вроде должно иметь продолжение, но про это забывают. Как например толстяк. который нужен был для одного- смотивировать Андрея вступить в банду. Других более вменяемых вариантов у авторов сериала не нашлось.

Вторая серия уже скоро.


.