Новый материал рубрики посвящен интересному артефакту — приспособлению для набора и печати листовок, которое использовалось в подпольной типографии самарских большевиков. Его воссоздали в 1970-е годы сотрудники музея им. Алабина для экспозиции отдела истории советского периода.
До Октябрьской революции большевистской печатью называли периодическую прессу коммунистической партии. На ее страницах публиковались партийные документы, лозунги, призывающие к стачечной борьбе, политическим выступлениям, свержению самодержавия и борьбе с капитализмом.
В условиях постоянного преследования царизмом большевистская партия использовала все возможности — печатали газеты, журналы, еженедельники, бюллетени, листовки, летучие листки, брошюры, книги. В партии были организаторы нелегальных типографий, складов литературы, сборщики денег, перевозчики печати из-за границы, развозчики ее по стране, разносчики в городах и доставщики корреспонденции.
Бесцензурные издания изготовляли в подпольных типографиях РСДРП, под охраной дружинников в буржуазных типографиях, а также за границей. В России нелегальные органы печатались более чем в 100 населенных пунктах. Не исключением была и Самара.
Артефакт, по форме напоминающий книгу, использовался в 1918 году в подпольной типографии в Самаре. Она располагалась в дачном доме фабриканта Гребежева в районе современной улицы Лесной. Тогда город частично захватил Чехословацкий корпус. Организаторами подпольной печати стали латыши-красногвардейцы, избежавшие ареста, — Мартин Андреевич Андерсон и Ян Михайлович Силин.
Для печати использовали нестандартное полиграфическое оборудование. Оно представляло собой металлический противень, на котором монтировалась матрица величиной с бумажный лист, два резиновых валика и подушка для типографской краски. Печатный шрифт хранился в деревянном ящике, для конспирации сделанный в форме большой книги. В нем для каждой буквы было свое отделение. Это приспособление было воссоздано музеем по воспоминаниям Альвины Михайловны Петерсон, которая работала в тайной типографии.
Вместе с Альвиной Петерсон листовки печатали жившие на даче супруги Силины. Они проводили валиком по подушке с краской, затем по набору, после чего сверху накладывали чистый лист бумаги, который аккуратно разглаживали вторым чистым валиком. Получался оттиск типографского качества. Тираж листовок, напечатанных на даче, достигал нескольких тысяч экземпляров.
Силин регулярно приносил новые тексты и забирал отпечатанные листовки для распространения. Первые из них с грифом «Самарский комитет большевиков» появились на улицах Самары в середине июля 1918 года.
Контрразведка вышла на след типографии Силина в начале октября, за несколько дней до вступления в город Красной Армии. Эмилия Петерсон успела подать условный знак подпольщикам, поэтому Альвина Петерсон и Ян Силин вместе с женой успели выпрыгнуть в окна со второго этажа и скрыться. Обыск оказался безрезультатным. Печатные принадлежности, оперативно спрятанные в простенок, так и не нашли.
Из воспоминаний Альвины Михайловны:
«Охрану во время работы несла моя сестра Эмилия, если появлялся кто-либо подозрительный, она стучала в дверь. «Оборудование» типографии у нас было очень несложное. Наборная касса помещалась в ящичке, напоминающем большую и толстую книгу. На железном противне набирали текст. Были еще два валика: один для накатывания краски, другой для прокатывания листа. […] Последняя листовка была нами отпечатана недели за две до освобождения Самары от белочехов. Белогвардейцы устроили налет на дачу, но нам все удалось спрятать в тайник. Они захватили с собой только железный противень, на котором набирался текст, но не смогли понять, что это такое».
Сведения о некоторых большевиках, связанных с организацией нелегальных типографий в Самаре, в том числе о Яне Силине, отражены в картотеке Самарского губернского жандармского управления. Она сохранилась в Центральном государственном архиве Самарской области и частично в музее имени Алабина.