Аграрный сектор — основа экономики любой страны, а цены на сельскохозяйственную технику — важнейший фактор его развития. С недавних пор заметно вырос спрос на китайские комбайны и тракторы. В этой статье предлагаем рассмотреть основные изменения на рынке сельхоз техники.
Что происходит?
В прошлом году российские аграрии столкнулись с нехваткой запчастей для иностранной техники, доля которой в парке некоторых компаний достигала 40%. Необходимость возникла и в поисках других партнёров и поставщиков. В этом году некоторые компании вообще покинули российский рынок сельхозтехники, например крупнейший производитель — CNH Industrial в апреле объявил об окончательном уходе из России.
Факт: Когда-то в России были собственные заводы, которые полностью закрывали потребности в сельхозтехнике. С наступлением капитализма, когда в основном думали о быстрой выгоде, а не стратегическом развитии отрасли, выяснилось, что дешевле привезти и перепродать, а после — ещё раз заработать на запчастях, чем вкладываться «в долгую». Такой подход оказался настолько выгодным, что производства не развивались и многие из них попросту разорились.
Сейчас ситуация такова: есть стабильные производства, например, Минский тракторный завод, где выпускают машины до 120 л.с. У нас — Петербургский тракторный завод: там изготавливают технику от 250 л.с. И получается, что внушительная часть ассортимента (мощностью от 120 до 250 л.с.) в России никто не производит. Потому — после ухода некоторых западных компаний китайская замена просто стала необходимостью.
По данным маркетплейсов «Авито», «Своё фермерство» и др. спрос на запчасти для сельхозтехники перед летним сезоном вырос на 250%. В основном искали запчасти на машины иностранного производства — John Deere, Claas и CNH. А лидерами по продажам стали тракторы МТЗ (старые добрые «Беларусы», которые в своей категории занимают примерно половину рынка), ПТЗ, зерноуборочные комбайны Ростсельмаша, а также относительно новые китайские бренды Zoomlion, YTO (Yituo), Foton Lovol и совсем новые для нашего рынка — Dongfeng, Xingtai, Agroapollo, Tavol, Shifeng, Ensign, Waltcher (последние, в основном, — тракторы и минитракторы).
Сегодня рынок сельскохозяйственной техники находится в стадии активного развития и передела. Производители, с которыми раньше сотрудничество не складывалось, сейчас вовсю предлагают свою продукцию российским аграриям, уверяя, что их модели комбайнов и тракторов отличаются высокой производительностью, экономичностью и экологичностью. Так ли это на самом деле — пока говорить рано, но нам удалось узнать мнение о китайской технике, информация об использовании которой уже накопилась в российском сегменте Интернета.
Китайская замена: оправдана?
На основе форумов, отзывов и обсуждений сельскохозяйственной техники из Китая искусственный интеллект по нашему заданию сформулировал следующие её слабые и сильные стороны.
Среди плюсов пользователи выделяют:
- более низкую стоимость по сравнению с западными аналогами и некоторыми российскими и белорусскими тракторами;
- привлекательный внешний вид;
- трактора известных брендов без особых нареканий работают первые 3-5 сезонов;
- неплохие перспективы развития сервисной сети.
Из минусов:
- негативное отношение и недоверие части аграриев к китайским производителям;
- ограниченная ремонтопригодность силовых узлов;
- недоступность запчастей тех брендов, которые недавно появились на рынке;
- мелкие недоработки в конструкции (предохранители, лампочки, уплотнители, хрупкий пластик и т.д.);
- слабая шумо- и гидроизоляция кабины;
- некачественная антикоррозийная обработка кузова;
- явно уступают по мощности российским и западным аналогам.
Даже из нашего исследования видно, что до сих пор в народе сильна предвзятость к китайской технике (хотя, например, в случае с телефонами — эта преграда уже преодолена); также сильно мешает отсутствие полноценной дилерской сети с ремонтными центрами и продажей запчастей; и как заслуженно отмечают аграрии — слишком «нежная» сборка. Например, применение пластика в важных узлах порой доводит до недоумения и смеха механизаторов. Ещё жалуются на неполную ремонтопригодность, к которой в нашей стране привыкли ещё с советских времён. Но по опыту последних десятилетий развития Китая, эти недочёты не кажутся таким уж серьёзными и при долгосрочном сотрудничестве будут исправлены буквально лет за пять.
Китайцы выгодней?
Одним из ключевых факторов, влияющих на состояние аграрного сектора, являются цены на сельхозтехнику. В последние годы на рынке доминировали китайские производители, предлагая свою продукцию по более низким ценам, чем европейские и американские бренды. К примеру, трактор John Deere (о нём ниже) будет в полтора-два раза дороже аналогичного «китайца», но весь фокус в том, что тот же Deere вам пришлют скорее всего китайской сборки.
Хотя китайские комбайны и тракторы отличаются высокой производительностью и инновациями, аграрии отмечают, что они требуют особого подхода и обслуживания, а потому в итоге становятся не такими уж и дешёвыми. Китайская техника так и считается «нежной», в отличие от привычной белорусской и европейской, которая более неприхотлива и устойчива к нашим условиям эксплуатации.
Новый олень российской сельхозтехники — кто он?
Ещё в марте 2022-го из России ушла глобальная компания John Deere — мировой лидер по производству сельскохозяйственной техники с максимально широким модельным рядом. И это несмотря на то, что компания планировала надолго обосноваться в России, у неё даже был собственный завод в Оренбурге.
Воистину у этого Джона, как минимум, можно поучиться вере в себя, потому что основатель не только не попытался уйти от ассоциации сомнительного толка, когда называл компанию своей фамилией (по-английски deer - олень), а наоборот — чтобы не было разночтений поместил логотип, изображающий оленя в прыжке, на свою технику.
Так вот мы и задаёмся вопросом: кто сможет стать лидером не только у нас в стране, но и попробовать свои силы на зарубежных рынках? Если есть мнение, напишите, пожалуйста в комментариях.
Новые технологии
Оказывается, уже второй год как беспилотные комбайны собирают для нас с Вами урожай с полей. А беспилотные технологии, созданные именно российскими специалистами, массово испытали во время посевных и уборочных работ в этом году. Точное количество не приводится, но если в прошлом году говорилось более чем о тысяче беспилотных комбайнов, то даже если в этом году их было ещё несколько тысяч, это уже не менее 10% от всей уборочной техники страны.
Факт: В прошлом году самым активным пользователем новых технологий был фермер из Воронежской области. Его беспилотный комбайн проехал в автоматическом режиме 600 км — это 97% всего времени уборки, которое также включает переезды между ангаром и полями, следование на заправку, разгрузку зерна и т.д. Как в песне из «Электроника»: «Вкалывают роботы, а не человек».
В итоге подсчитали, что использование беспилотной техники в агропромышленных предприятиях позволило сократить средние затраты на 30%. Ещё бы эту суть донести до «ценообразователей», а то складывается впечатление, что даже развитие научно-технического прогресса торговцы используют, как отличный повод повысить цены.
Вывод в этот раз неутешительный: остаётся неясным, почему в стране, где аграрный сектор — один из основных в экономике, до сих пор нет своей сельскохозяйственной техники с широким модельным рядом, запчастями, полным циклом производства: ведь есть и предыдущий опыт, и успешный белорусский пример… Скорее всего здесь замешаны политические причины и явно недружелюбное лобби. Надеемся, что мировая ситуация хотя бы в этом положительно повлияет на рынок сельхозтехники. А дождёмся ли мы отечественного оленя лидера производителя сельхозтехники, покажет только время...