Найти тему
Гарвекс Медиа

Рынок сельхозтехники России: кто на замене у импортных гигантов?

Оглавление
Аграрный сектор — основа экономики любой страны, а цены на сельскохозяйственную технику — важнейший фактор его развития. С недавних пор заметно вырос спрос на китайские комбайны и тракторы. В этой статье предлагаем рассмотреть основные изменения на рынке сельхоз техники.

Что происходит?

В прошлом году российские аграрии столкнулись с нехваткой запчастей для иностранной техники, доля которой в парке некоторых компаний достигала 40%. Необходимость возникла и в поисках других партнёров и поставщиков. В этом году некоторые компании вообще покинули российский рынок сельхозтехники, например крупнейший производитель CNH Industrial в апреле объявил об окончательном уходе из России.

Факт: Когда-то в России были собственные заводы, которые полностью закрывали потребности в сельхозтехнике. С наступлением капитализма, когда в основном думали о быстрой выгоде, а не стратегическом развитии отрасли, выяснилось, что дешевле привезти и перепродать, а после ещё раз заработать на запчастях, чем вкладываться «в долгую». Такой подход оказался настолько выгодным, что производства не развивались и многие из них попросту разорились.

Сейчас ситуация такова: есть стабильные производства, например, Минский тракторный завод, где выпускают машины до 120 л.с. У нас Петербургский тракторный завод: там изготавливают технику от 250 л.с. И получается, что внушительная часть ассортимента (мощностью от 120 до 250 л.с.) в России никто не производит. Потому после ухода некоторых западных компаний китайская замена просто стала необходимостью.

«Кировцы» Петербургского тракторного завода за работой в естественном освещении. Фото из открытых источников
«Кировцы» Петербургского тракторного завода за работой в естественном освещении. Фото из открытых источников

По данным маркетплейсов «Авито», «Своё фермерство» и др. спрос на запчасти для сельхозтехники перед летним сезоном вырос на 250%. В основном искали запчасти на машины иностранного производства John Deere, Claas и CNH. А лидерами по продажам стали тракторы МТЗ (старые добрые «Беларусы», которые в своей категории занимают примерно половину рынка), ПТЗ, зерноуборочные комбайны Ростсельмаша, а также относительно новые китайские бренды Zoomlion, YTO (Yituo), Foton Lovol и совсем новые для нашего рынка Dongfeng, Xingtai, Agroapollo, Tavol, Shifeng, Ensign, Waltcher (последние, в основном, тракторы и минитракторы).

Сегодня рынок сельскохозяйственной техники находится в стадии активного развития и передела. Производители, с которыми раньше сотрудничество не складывалось, сейчас вовсю предлагают свою продукцию российским аграриям, уверяя, что их модели комбайнов и тракторов отличаются высокой производительностью, экономичностью и экологичностью. Так ли это на самом деле пока говорить рано, но нам удалось узнать мнение о китайской технике, информация об использовании которой уже накопилась в российском сегменте Интернета.

Китайская замена: оправдана?

На основе форумов, отзывов и обсуждений сельскохозяйственной техники из Китая искусственный интеллект по нашему заданию сформулировал следующие её слабые и сильные стороны.

Среди плюсов пользователи выделяют:

  • более низкую стоимость по сравнению с западными аналогами и некоторыми российскими и белорусскими тракторами;
  • привлекательный внешний вид;
  • трактора известных брендов без особых нареканий работают первые 3-5 сезонов;
  • неплохие перспективы развития сервисной сети.

Из минусов:

  • негативное отношение и недоверие части аграриев к китайским производителям;
  • ограниченная ремонтопригодность силовых узлов;
  • недоступность запчастей тех брендов, которые недавно появились на рынке;
  • мелкие недоработки в конструкции (предохранители, лампочки, уплотнители, хрупкий пластик и т.д.);
  • слабая шумо- и гидроизоляция кабины;
  • некачественная антикоррозийная обработка кузова;
  • явно уступают по мощности российским и западным аналогам.
Один из лидеров продаж – китайский Zoomlion RN904 Pro мощностью 90 л.с. чувствует себя на российских полях вполне комфортно, почти как дома на уборке риса. Фото из открытых источников
Один из лидеров продаж – китайский Zoomlion RN904 Pro мощностью 90 л.с. чувствует себя на российских полях вполне комфортно, почти как дома на уборке риса. Фото из открытых источников

Даже из нашего исследования видно, что до сих пор в народе сильна предвзятость к китайской технике (хотя, например, в случае с телефонами эта преграда уже преодолена); также сильно мешает отсутствие полноценной дилерской сети с ремонтными центрами и продажей запчастей; и как заслуженно отмечают аграрии слишком «нежная» сборка. Например, применение пластика в важных узлах порой доводит до недоумения и смеха механизаторов. Ещё жалуются на неполную ремонтопригодность, к которой в нашей стране привыкли ещё с советских времён. Но по опыту последних десятилетий развития Китая, эти недочёты не кажутся таким уж серьёзными и при долгосрочном сотрудничестве будут исправлены буквально лет за пять.

Китайцы выгодней?

Одним из ключевых факторов, влияющих на состояние аграрного сектора, являются цены на сельхозтехнику. В последние годы на рынке доминировали китайские производители, предлагая свою продукцию по более низким ценам, чем европейские и американские бренды. К примеру, трактор John Deere (о нём ниже) будет в полтора-два раза дороже аналогичного «китайца», но весь фокус в том, что тот же Deere вам пришлют скорее всего китайской сборки.

Хотя китайские комбайны и тракторы отличаются высокой производительностью и инновациями, аграрии отмечают, что они требуют особого подхода и обслуживания, а потому в итоге становятся не такими уж и дешёвыми. Китайская техника так и считается «нежной», в отличие от привычной белорусской и европейской, которая более неприхотлива и устойчива к нашим условиям эксплуатации.

Новый олень российской сельхозтехники кто он?

Ещё в марте 2022-го из России ушла глобальная компания John Deere мировой лидер по производству сельскохозяйственной техники с максимально широким модельным рядом. И это несмотря на то, что компания планировала надолго обосноваться в России, у неё даже был собственный завод в Оренбурге.

Воистину у этого Джона, как минимум, можно поучиться вере в себя, потому что основатель не только не попытался уйти от ассоциации сомнительного толка, когда называл компанию своей фамилией (по-английски deer - олень), а наоборот — чтобы не было разночтений поместил логотип, изображающий оленя в прыжке, на свою технику.
Трактор 1958-1961 гг. компании Deere & Company. Фото из открытых источников
Трактор 1958-1961 гг. компании Deere & Company. Фото из открытых источников

Так вот мы и задаёмся вопросом: кто сможет стать лидером не только у нас в стране, но и попробовать свои силы на зарубежных рынках? Если есть мнение, напишите, пожалуйста в комментариях.

Новые технологии

Оказывается, уже второй год как беспилотные комбайны собирают для нас с Вами урожай с полей. А беспилотные технологии, созданные именно российскими специалистами, массово испытали во время посевных и уборочных работ в этом году. Точное количество не приводится, но если в прошлом году говорилось более чем о тысяче беспилотных комбайнов, то даже если в этом году их было ещё несколько тысяч, это уже не менее 10% от всей уборочной техники страны.

Факт: В прошлом году самым активным пользователем новых технологий был фермер из Воронежской области. Его беспилотный комбайн проехал в автоматическом режиме 600 км это 97% всего времени уборки, которое также включает переезды между ангаром и полями, следование на заправку, разгрузку зерна и т.д. Как в песне из «Электроника»: «Вкалывают роботы, а не человек».

В итоге подсчитали, что использование беспилотной техники в агропромышленных предприятиях позволило сократить средние затраты на 30%. Ещё бы эту суть донести до «ценообразователей», а то складывается впечатление, что даже развитие научно-технического прогресса торговцы используют, как отличный повод повысить цены.

-4

Вывод в этот раз неутешительный: остаётся неясным, почему в стране, где аграрный сектор один из основных в экономике, до сих пор нет своей сельскохозяйственной техники с широким модельным рядом, запчастями, полным циклом производства: ведь есть и предыдущий опыт, и успешный белорусский пример… Скорее всего здесь замешаны политические причины и явно недружелюбное лобби. Надеемся, что мировая ситуация хотя бы в этом положительно повлияет на рынок сельхозтехники. А дождёмся ли мы отечественного оленя лидера производителя сельхозтехники, покажет только время...