Тема инопланетного вторжения достаточно часто встречается в кинематографе и обыгрывается в самых разнообразных ключах. Это и "Хищник", и "День независимости", и "День, когда Земля остановилась".
Но мой любимый - это "Знаки", вышедший в 2002 году. Сюжет, с одной стороны, типичен - инопланетяне прибывают на летающих тарелках на Землю и нападают на людей. С другой - он абсолютно не похож ни на что, виденное мною ранее или позже!
Здесь нет никаких перестрелок с килотоннами графики и захватывающими трюками. Нет этакого типично голливудского героя, который в одиночку побеждает всех. Нет невероятных гаджетов.
Сюжет невероятно прост. На ферме в американской глуши живет бывший священник Грэм Хэсс (Мел Гибсон), потерявший жену в аварии, виновник которой - пьяный сосед-доктор. Хэсс после происшествия разочаровался в вере и оставил службу, посвятив себя воспитанию детей. С ними же живет брат Грэма - Меррилл Хэсс (Хоакин Феникс, обладатель Оскара за роль Джокера в 2019 году), бейсболист-неудачник. Он - обладатель нескольких рекордов, с одной стороны, с другой - он просто бил по мячу, из-за чего мяч вылетал за пределы поля. В фильме прямо сказано устами одного из горожан - ему лишь бы бить.
Они живут, не тужат, выращивая кукурузу, как вдруг... на полях появляются загадочные круги! Из новостей герои узнают, что круги появляются по всему миру, а вскоре над крупными городами зависают НЛО. При помощи детской рации героям удается поймать сигнал инопланетян, в чаще кукурузного поля кто-то бродит, вызывая агрессию со стороны собаки.
Создатели фильма очень тонко понимают, что самое страшное - не то, что видно, а то, чего не видно! И атмосфера по ходу сюжета нагнетается просто мастерски!
Как нас пытаются испугать в большинстве фильмов ужасов? Показывают какого-нибудь ужасного монстра или сцены гибели персонажей с чересчур натуралистическими подробностями. "Знаки" пугают тем, чего не видно! И моментами в самом деле страшно!
До финальной сцена пришельцы показаны мельком, частями. Там - нога, мелькнувшая в зарослях, здесь - рука, высунувшаяся под дверью. Лишь единственный раз пришелец показан полностью - в любительском видео, в сцене, длительностью меньше секунды!
И вот это - страшно. Страшно не то, как инопланетяне мочат людей пачками, страшно именно то, что пришельцы - рядом. Они близко. Но не нападают, они что-то выжидают. Это - разведчики перед основной волной вторжения.
И страшно за героев, которые вовсе не похожи на тех перцев, кто сейчас схватит автомат и положат всех пришельцев ровным рядом. Их единственное оружие - пожарный топор, да и тот используют, чтобы заблокировать дверь.
Легко победить страх, который видно, страх рациональный, перед чем-то понятным - пусть это будут инопланетяне, мы их столько в кино видели, что лучше самих инопланетян в инопланетянах разбираемся.
Страз перед непонятным победить сложнее. И в "Знаках" страх именно такой. Понятно, что пришельцы прибыли не с добрыми намерениями - иначе зачем им такие страшные рожи и ужасающие когти? Но чего именно они добиваются? Почему не нападают? Вот в чем the question, как сказал бы Гамлет!
Герои переживают гамму чувств в ходе повествования, меняются. Меррилл сперва смеется над шапочками из фольги, которые смастерили дети, затем - одевает такую же.
И я не удержусь от того, чтобы снова похвалить сюжет. Весь фильм прямо пестрит спойлерами, подсказками, которые зритель не понимает до последнего момента. И он полон символизма.
Когда становится понятно, что именно этой ночью нападут пришельцы, брат предлагает перекусить, сын просит спагетти, а Меррилл, утверждая, что с ними долго возиться, предлагает сделать сэндвичи, Грэм одергивает его. И спрашивает у каждого, кто что хотел бы на ужин. И каждый получает на ужин именно то, чего хотел больше всего!
Это - явная отсылка на последний завтрак перед казнью. Грэм, понимая, что вся семья уже приговорена, следует ритуалу.
Меррилл в финальной сцене делает то, из-за чего ему пришлось уйти из спорта, превратив слабость в силу. Он хватает биту и бьет! Лишь бы бить!
Грэм, подпирая дверь, не давая пришельцу войти в подвал, после слов сына, что они могут читать мысли - давит на пришельца психологически, сосредоточившись на том, что не сдастся просто так.
И, наконец, сцена финального боя, когда инопланетянина побеждают при помощи простой воды - прямая отсылка на святую воду.
Могла ли не вернуться после всего вера к Грэму? Вопрос риторический - в конце мы видим его в сутане священника.
Фильма "Знаки" - отличный пример того, как нужно писать сценарий, как нужно выстраивать сюжет.
Да, я признаю, что присутствует некая натянутость в логике, а именно - в объяснении, почему инопланетяне не вооружены до зубов, почему вдруг ушли еще более внезапно, чем появились. Им не была нужна планета, им был нужен корм в виде людей. Чем их стейки не устроили? Непонятно!
Но, в общем контексте "Знаков" это - мелочь, хотя и несколько портит восприятие картины. Впрочем, ради справедливости, отмечу, что мои книги тоже хвалят за шикарные, неординарные сюжеты, но слитые по мнению многих читателей концовки.