В этот предновогодний вечер приглашаю вас посетить Италию в самом центре Москвы. На пересечении Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка стоит роскошный особняк Тарасова – побратим итальянского палаццо Тьене в Виченце 16 в. Надпись на верхней части фасада гласит «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M» («Гаврила Тарасов сделал лета Господня...»). Цифры, увы, утрачены. Но доподлинно известно, что особняк построен архитектором И. Жолтовским для купца Гавриила Тарасова в 1909-1912 годах.
Исследователи называют особняк Тарасова одной из загадок архитектуры 20 в. Иван Жолтовский, будучи опытным архитектором 40 лет, вдруг отбрасывает накопленные знания и умения и берется осваивать новую форму доселе неизвестную и чуждую для архитектуры Москвы. Однажды побывав в Италии, он влюбляется в эту солнечную страну, ее искусство. И побывает в Италии 26 раз, возвращаясь снова и снова с эскизами, зарисовками, идеями. Особенное впечатление на него производит архитектор Андреа Палладио. Он буквально цитирует палаццо Тьене , перенося итальянский особняк в центр Москвы. Недоброжелатели не преминули упрекнуть архитектора в плагиате, единомышленники же видели в опусе Жолтовского – авторский подход, дивясь его страсти к итальянской архитектуре эпохи Ренессанса.
Это сейчас особняк кажется неприступным и тяжеловесным. Однако задумывался он, как итальянское палаццо. Была парадная входная арка, которая делила здание на 2 части, через арку заезжали кареты, а позже и автомобили. Сейчас арка застроена и здание кажется монолитным. На верху были открытые террасы, что облегчало внешний вид. Из-за климатических условий, дабы не в Италии живем, и отсутствия функциональности террасы также застроили. Стоит сказать, что Жолтовский внес свою идею, а не просто скопировал Андреа Палладио. Он переосмыслил соотношение первого и второго этажей, сделав нижний этаж более массивным, верхний – меньшим по размеру. Облицовка первого этажа имитирует гранит, а второго – мрамор, но материалом служит бетон.
Внутри здания маленький итальянский дворик с фонтаном, скульптурами и лианами, где хорошо укрыться от суеты столицы.
Убранство особняка утрачено, но включив воображение, можно представить роскошные интерьеры. Владелец не скупился на пышность и изящество даже в спальне, будто ему хотелось принимать гостей и в покоях. Нам осталось лишь созерцать шикарный декор потолков, сохранившийся до сих дней. Для росписи были приглашены известные театральные художники. Игнатий Нивинский декорировал потолок в стиле эпохи Возрождения, подражая Тициану, Пинтурикьо, Тинторетто и Джулио Романо. Фрески Евгения Лансере посвящены мифам о Персее, каждой из которых соответствует надпись на латыни. Холл нижнего этажа имеет сводчатый потолок, расписанный Нивинским, с имитацией объемной живописи и мозаики. Над парадной лестницей кессонированный потолок с минималистичным орнаментом черного на золотом с изображением дуба и орла. Дуб, как символ семьи Тарасовых, орел – символ власти. В синем зале роскошный потолок, украшенный лепниной и росписью, по периметру танцующие путти.
Чтобы понять в чем причина неслыханной роскоши и почему вдруг в 20 веке обратились к эпохе Возрождения и начали строить в стиле неоренессанс, остановимся на личности заказчика, его семьи и архитектора, возглавившего проект.
Гавриил Асланович Тарасов - купец, выходец с юга с черкесскими и армянскими корнями. Тарасовы владели мануфактурой, и в 1903 г. переехали в Москву. По свидетельствам современников сначала Тарасовы были скромны, ездили третьим классом, одевались в потертые сюртуки и ели сухари. А потом быстро разбогатели, и современники стали их видеть в собольих шубах с бобровыми воротниками. Владели ватной фабрикой, имели подконтрольный банк, спонсировали строительство железной дороги. Имена Тарасовых попали в список купцов первой гильдии. Братья Гавриил и Александр стали строить особняки в Москве, соответствующие новому статусу. Гавриилу Тарасову приглянулись земли на пересечении Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Да, да, те самые пафосные «патрики». Рядом уже стояли шедевры Шехтелевского модерна: особняк Рябушинского и особняк Морозовой. Нужно не ударить в грязь лицом, создать нечто роскошное, заявляющее о себе. Благо средства позволяли. Строительство велось с 1909 по 1912 годы. Будучи не искушенным в искусстве, Тарасов полностью положился на волю архитектора, единственное требование – нарочитая роскошь. Однако до окончания строительства не дожил, и особняк отошел ближайшим родственникам – сыновьям Гавриила Георгию и Саркису. Власти города предъявили сыновьям Тарасова большой налог на наследство, мотивировав богатством внутренней отделки и большим резонансом в профессиональной прессе после завершения строительства особняка. Георгий и Саркис Тарасовы пытались торговаться: «Постройки нашего владения, правда, могут быть отнесены некоторым образом к богатым, но это богатство условно, конечно, постройка будет богатой, если она сложена из дикого камня, гранита, но та же постройка, сложенная из простого кирпича, которому посредством бетона придан вид глыб дикого камня, будет иметь уже другой характер, то есть не богатый… Внутренняя отделка этих особняков также обычная, исключая плафона потолка расписанного художником, но и эта отделка совсем не так уж и дорога, что мы можем подтвердить счетами».
Наследникам так и не довелось жить в особняке. Последующие исторические события вынудили их мигрировать. Один из потомков Тарасовых – печально известный меценат Николай Лазаревич Тарасов, приходившийся Гавриле Тарасову племянником. Баловень судьбы, богатый наследник промышленников, сам мануфактурами не занимался. Человек тонкой души, вел богемный образ жизни и был меценатом. Не раз выручал деньгами МХТ и его артистов. Организовал кабаре «Летучая мышь». Жизнь Николая оборвалась рано, в 28 лет из-за любовного треугольника. Его бывшая любовница Ольга Грибова – актриса и жена магната Грибова просила денег у Николая Тарасова для своего любовника-юнкера, который проигрался в карты. Николай денег не дал, в результате чего юнкер закончил жизнь самоубийством, спустя день из-за горя стреляется Грибова, неудачно, умирает уже в больнице. Николай Тарасов, узнав о произошедшем из газет тоже стреляется. По легенде в том самом итальянском дворике палаццо Тарасовых, но подтверждений этому факту не осталось.
Еще один из потомков Тарасовых - Лев Асланович, известный под именем Анри Труайя – популярный французский писатель, член Французской академии, лауреат многочисленных премий. Когда случилась революция, Льву было 8 лет. С семьей они бежали в свое имение в Новороссийск, а затем в Константинополь. Но в Константинополе принимали только армян. По документам же Тарасовы значились русскими с армянским происхождением. Да и фамилия с окончанием на «–ов» выдавала. После некоторых ухищрений в посольстве и смене фамилии на Торосян, удалось прибыть в Константинополь, а затем и в Париж. В Париже Лев пошел в школу, затем закончил юридический. После службы в армии поступил в полицейскую префектуру. Писал ночью, а днем зарабатывал на жизнь. Первый роман «Обманчивый свет» издатель порекомендовал опубликовать под псевдонимом, т.к. русское имя значило бы о переводной книге и привлекло меньшее количество читателей. Так Лев Тарасов, заинтересованный в издательстве, по телефону сообщил наспех выдуманную фамилию Труайя, а затем и имя Анри. Сетуя, что дважды пришлось отказаться от своего имени.
Несколько слов об архитекторе. Иван Владиславович Жолтовский был из бывших, сын обедневшего дворянина, отчество отсылает к польским корням. Несмотря на сомнительное для советской власти происхождение, смог состояться как в дореволюционную эпоху, так и в советскую. До цитирования итальянских палаццо увлекался неоклассицизмом. Однако впервые обратившись к стилю неоренессанс, до конца жизни следует этому направлению. В советский период был лично представлен Ленину Луначарским, как лучший архитектор эпохи. И несмотря на появление конструктивизма, а затем и типовой архитектуры без излишеств прожил долгую творческую жизнь, оставаясь признанным архитектурным гением. Получив заказ купца Тарасова, воплотил свои желания и любовь к архитектуре Италии сполна. Особняк до сих пор является украшением Москвы.
Расскажите, были в особняке Тарасова? Хотели бы посмотреть своими глазами?
P.s. Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Желаю ярких впечатлений и незабываемых встреч с прекрасным!