Как известно, формирования афганских моджахедов в зоне действий советских пограничников, предпочитали действовать скрытно, в основном по ночам. Козырем в их руках было отличное знание местности, всех троп подхода, а также укрытий и площадок для внезапного нападения. Это давало им возможность скрытно в ночное время подходить на близкое расстояние к мксту дислокации пограничных ММГ.
Капитан В. Бреусов после окончания в 1985 году Военно-инженерной радиотехнической академии был назначен начальником инженерного отделения Серахского пограничного отряда (КСАПО). Позже, переведен в штаб округа на должность офицера инженерной службы. С начала 1988 г. неоднократно выполнял служебно-боевые задачи на территории Афганистана.
Из воспоминаний В. Бреусова:
Первая командировка в Афганистан. Нам предстояло установить на подступах к одной из мотоманевренных групп новые разведывательно-сигнализационные комплексы с загадочным названием "Реалия".
Комплекс разведывательно-сигнализационных средств 1К18 "Реалия-У" используется для дистанционного обнаружения передвижения войск и техники в тылу противника и на рубежах вероятного соприкосновения с ним и передачи сведений об обнаруженных объектах по радиоканалу на устройства приема и отображения информации (УПОИ) в масштабе времени, близком к реальному. Помимо этого изделие можно применять для охраны особо важных объектов, в тылу своих войск. Дальность обнаружения объектов: живая сила 30-70 м; колесная (гусеничная) техника 100-500 м.
Комплекс, который находился в Тахта-Базаре готовил духам неприятные сюрпризы. Его датчики реагировали сразу на три фактора: колебания почвы, звук и присутствие металла. Каждый из приборов был снабжен источником автономного питания, передатчиком и зарядом взрывчатки для непрошенных охотников покапаться в чужой технике. Эти новейшие приборы были столь чувствительны и сложны, что и нам при их установке приходилось быть максимально осторожными и внимательными. Именно поэтому систему устанавливали только два офицера - я и офицер отряда И. Полянский. Уже в первые дни мы разместили комплексы на подступах к мотомангруппе, на пути возможных передвижений бандформирований. Места установки отметили на карте, а минометчики мотоманевренной группы эти координаты пристреляли как возможные цели. Первая ночь после установки датчиков прошла спокойно, на базовый пульт не поступило ни одного тревожного сигнала. Закрались сомнения: то ли афганская ночь так тиха, то ли мы с датчиками что-то напутали. Но уже буквально на следующие сутки впервые сработала установленная система. По тревоге минометная батарея открыла огонь. Ох и не завидовали мы тем, кому в кромешной мгле на голову начали падать 80 и 120-миллиметровые мины! С рассветом группа пограничников провела осмотр местности. Трупов в зоне обстрела не обнаружили, но душманской кровью окрестные камни были залиты основательно. А вскоре командир афганского подразделения сообщил, что именно в эту ночь крупное бандформирование собиралось на них напасть. Не удалось. "Реалия" сработала четко.
В один из дней в составе группы прикрытия я сопровождал колонну, идущую из Тахта-Базара. Все шло по плану. По дороге завезли продукты в соседнюю мотомангруппу. Затем начали монтаж датчиков. В одну из остановок я вместе с капитаном Полянским пересел из командно-штабной машины в другой бронетранспортер. В необходимом месте установили датчики сигнализационной системы. Проехали километра два, и штабная машина подорвалась. Причем мина сработала именно под ней, пропустив через себя и БАТ-2, и несколько других БТРов колонны. Машину резко развернуло. Водителя взрывной волной вышибло в открытый люк. Но солдат оказался молодцом. Контуженный, он сумел найти в себе силы вновь забраться на свое место - машину остановил. Взрыв был мощным. Осколок оболочки мины ударил между мной и капитаном Полянским (мы были на броне соседнего БТРа). Он летел с такой скростью, что оставил в броне глубокую вмятину. Тогда подумалось, что от засады боевиков уберегли и десятки датчиков нашей сигнализационной системы, распололоженные на самых опасных тропах. В тот период минная война духов набирала обороты. Поэтому при последующих установках датчиков мы отказались от продвижения на технике. Размещали приборы в рюкзаках и вместе с группой пограничников преодолевали несколько десятков километров пешком. Брали с собой также специально обученную собаку.
Источник информации: По обе стороны границы (Афганистан: 1979-1989), Граница, 1999
В оформлении использованы фотографии: музей-мартьянова.рф
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!