В законодательстве Российской Федерации, в отличие от некоторых других стран, термин «репродуктивное насилие» не закреплен. За принуждение к беременности и контрацептивный саботаж на просторах нашей Родины пока нет штрафа. А многими людьми подобные действия вообще даже не осуждаются, ведь «женщина не жила, пока не родила».
Три уровня репродуктивного насилия: государство, семья, медики
Услышав в первый раз словосочетание «репродуктивное насилие», некоторые люди думают, что речь идет о брутальных действиях акушерок во время родов (это часть акушерского насилия). Но этот термин на самом деле обозначает не происходящее в роддоме, а целый спектр вещей, которые происходят задолго до появления ребенка на свет. Давайте разбираться по порядку.
Ряд специалистов предлагает делить репродуктивное насилие на два типа. В первом мы имеем дело с насилием на государственном уровне. Если в какой-то стране женщине нельзя сделать аборт по собственному желанию, то это как раз такой случай. Например, на сегодняшний день аборты законодательно запрещены в Анголе, Бангладеше, Египте и многих других странах (чаще всего исключения возможны, только если беременность представляет угрозу жизни женщины, но в целом аборт уподобляется убийству).
В Российской Федерации на данный момент прерывание беременности разрешено и входит в систему обязательного медицинского страхования. Аборты могут совершаться по желанию женщины на раннем сроке, до 12-й недели, а также по медицинским показателям в любой период беременности. Но под давлением пролайферов и некоторых церковных организаций в обществе регулярно обсуждается тема, что аборты пора запретить или хотя бы перестать оплачивать в системе ОМС.
Так что юридические нормы в этом вопросе еще могут измениться: например, в 2011 году в Госдуме вносился проект закона о том, что для прохождения процедуры аборта женщине необходимо принести врачам согласие мужа. Но в итоге депутаты, надо отдать им должное, это нововведение все же отклонили.
Ко второму типу репродуктивного насилия относится насилие внутри семьи или внутри пары: в эту группу входит целый спектр действий — от надоедливых комментариев родственников в адрес женщины о том, что часики тикают и пора рожать (здесь мы, скорее, говорим о репродуктивном давлении), до контрацептивного саботажа и принуждения к аборту. Репродуктивное насилие может совершать как мужчина, так и женщина. Раньше в обществе часто осуждалась женщина («залетела, чтобы удержать мужика»), но сегодня мы все больше убеждаемся о том, что репродуктивное насилие зачастую творят мужчины, а также другие родственники, своими репликами и поведением принуждающие женщин к деторождению.
Зная специфику нашей страны, придется добавить, что где-то между двумя этими типами находится репродуктивное давление врачей. К сожалению, многие гинекологи предлагают вариант лечения «роди» как универсальное лекарство от всех проблем (не верьте — через три года после родов эти же врачи будут говорить, что теперь все болезни у вас от родов). Мы не хотим обобщать и говорить, что все медики без исключения придерживаются такой идеологии, но подобных случаев на просторах РФ все еще много.
Репродуктивное насилие в семье: психологическое давление, контрацептивный саботаж и изнасилования
Легкой формой репродуктивного насилия в семье можно назвать психологическое давление: например, партнер присылает в мессенджере сотню фотографий улыбающихся малышей, а потенциальные бабушки с дедушками целые дни напролет поют песни о том, как бы им хотелось обрести внуков.
При тяжелой форме семейного репродуктивного насилия из сугубо психологического оно становится физическим. К этому типу относятся не только изнасилования, но и избиения — на женщину могут замахнуться за то, что она не хочет иметь детей или за то, что она забеременела ребенком не того пола, которого ждали в семье.
Еще один из подвидов репродуктивного насилия внутри пары — это контрацептивный саботаж. Вариантов здесь тоже довольно много. Партнер может пытаться отговорить женщину предохраняться во время секса. Он может сам принципиально отказываться надевать презерватив. Или может убеждать женщину, что от гормональных средств защиты у нее испортится здоровье/настроение/вырастет третья нога (нужное подчеркнуть). Или мужчина может прятать оральные средства контрацепции или подменять их другими таблетками. Контрацептивный саботаж опасен, потому что часто проходит в скрытой форме. Классическая практика — это прокалывание презервативов. Но тайное всегда становится явным, а иногда бывает даже уголовно наказуемо. Так в Германии в 2018 году первый раз вынесли обвинительный приговор парню, который во время полового акта снял презерватив, не предупредив об этом партнершу.
Важно сказать, что репродуктивное насилие внутри семьи — это про власть, а не про секс. Если женщина не смогла забеременеть естественным путем, ее могут принуждать совершить бесконечное число процедур ЭКО. И, конечно же, заставлять могут не только беременеть, но и делать аборт. Принципиален не результат, а то, кому принадлежит право контроля в вопросе «рожать или не рожать».
К несчастью, как показывают исследования, в той или иной форме с репродуктивным насилием сталкивается от восьми до 30 процентов женщин. Некоторые из них начинают использовать внутриматочную спираль, кто-то покупает противозачаточные таблетки в других странах, чтобы мужчина не мог понять, какие именно партнерша принимает медикаменты. Многие респонденты говорят о том, что, столкнувшись с репродуктивным насилием, им не хватило чуткого отношения врачей и их поддержки.
Американский фонд борьбы против насилия в семье в 2010 году призвал гинекологов при осмотре женщин уделять этой проблеме больше внимания.
В методичке организации детально описано, как построить беседу с пациентками. Вот несколько опорных вопросов, которые советуют задавать:
- Ваш партнер когда-нибудь отказывался использовать презерватив, если вы просили его об этом?
- Пытался ли ваш партнер отговорить вас от применения оральных контрацептивов?
- Ваш партнер когда-нибудь пытался оплодотворить вас без вашего согласия?
- Разделяет ли ваш партнер ваши взгляды о том, хотелось бы вам завести ребенка и когда?
- Разделяет ли ваш партнер ваше желание сохранять беременность?
Естестественно, такие вопросы — это всего лишь первый шаг в борьбе с репродуктивным насилием. Но нам бы очень хотелось, чтобы подобная практика появилась и у нас в стране. Чтобы врачи защищали нас, а не становились агрессорами сами. Так, как говорится, победим!