Найти тему

Какие обезьяны строили мост из Индии на Ланку? Можно ли было избежать войны?

В этой публикации мы вспомним известный сюжет из Рамаяны о строительстве моста из Индии на Ланку, а также поразмышляем над метафорическим смыслом этого эпизода. Что бы мы ни думали, но, кажется, что именно в этом месте древнего эпоса сказка встречается с реальностью и вызывает множество вопросов, на которые вряд ли кто-то способен дать вразумительные ответы. Всё дело в том, что между Индией и Шри-Ланкой существует отмель слегка изогнутой формы, похожая на путь. Имеет ли она природное происхождение или была создана людьми? Это одна из величайших загадок не только Индии, но и всего человечества!

Строительство моста на Ланку
Строительство моста на Ланку

Про настоящую дорогу через океан чуть позже, а пока давайте вспомним эпизод из Рамаяны.

Рама принимает решение о начале войны

Когда обезьяний бог Хануман вернулся с Ланки из королевства Равана, куда был послан со спецзаданием разыскать Ситу и разведать местность, он предоставил Раме главное доказательство того, что Сита находится в плену, - её кольцо. И тогда Рама принял решение о начале войны против Равана.

Главный союзник Рамы - обезьяний царь Сугрива с его многочисленной армией обезьян. Нам остаётся только гадать, действительно ли это были обезьяны или это особая человеческая раса. Здесь уместно вспомнить, что Рама - это воплощение Бога на Земле. Предположим, что в Рамаяне всех персонажей просто "спустили" на ступеньку пониже: Бога - на уровень человека, а людей - на уровень обезьян. То есть если сравнивать с богами, то люди вовсе и не люди уже, а настоящие обезьяны, во всяком случае по манерам и чертам характера.

Война с Раваном с целью освобождения Ситы - это война с пороками, с развращенным сознанием и порочным образом жизни ради того, чтобы вернуть душе её изначальную свободу. А кто будет воевать? Один Рама? Вообще-то, если Рама Бог, то ему не нужна война, он выше этого. Он мог бы освободить Ситу и без войны. Но Бог заботится обо всех своих детях - обо всех душах. Просто то, что в Рамаяне показана одна Сита как супруга Рамы, говорит о том, что у каждой души - свои, очень личные и сокровенные, взаимоотношения с Богом. Это индивидуальная связь, не поддающаяся шаблонным описаниям. Если же все души принадлежат Богу, Он будет думать о спасении не только какой-то одной души. Ему важны все. А откуда взялся образ Бога как Жениха в христианстве? Связь времён, народов и религиозных представлений становится всё более очевидной.

Войско из обезьян начинает вызывать сомнения: а обезьяны ли это? В Рамаяне этих обезьян называют
ванарами. Многие учёные-исследователи не сомневаются в существовании древнего племени людей под таким названием. То, что в Рамаяне им придали образ обезьян, всего лишь аллегория. Их описывают как великолепных воинов и строителей. Именно они и помогли господу Раме добраться до Ланки, построив мост!

А если предположить, что именно этим «обезьянам» и нужна была война? Ради того, чтобы вернуть себе духовные ценности и божественный облик, воплощением чего как раз и являлась Сита! То есть всё, что происходит в Рамаяне, с точки зрения зашифрованного послания человечеству в виде сказки, разворачивается не в физическом мире на территории Индии и Шри-Ланки, а в человеческом сознании. Люди, утратившие высокие ценности и ставшие похожими на обезьян по образу жизни, борются за освобождение души от власти пороков - и в этом им помогает Бог. Тогда пазл складывается. Бог не ведёт войну, Он просто вдохновляет людей, которые морально превратились в обезьян, объявить войну порокам.

Нужен мост!

Нам всем знакомо выражение «наводить мосты». Мы используем его, когда ищем точки соприкосновения и нечто общее, что связывало бы нас с другими людьми и помогало бы в общении. Согласно Рамаяне, Сита томится в плену в неприступном королевстве на острове Ланка, окруженном со всех сторон океаном.

Как всем этим обезьянам из войска Сугривы попасть на Ланку и побороться за освобождение Ситы или, если расшифровывать образ, то за освобождение души? Нужно проложить мост! Мост – это символ связи с тем, что важно, что действительно представляет ценность. Мост должен быть проложен во вражеский стан, но врагов, по сути, нет, ведь если вспомнить историю Равана, то этот повелитель демонов в действительности является брахманом, внуком Брахмы, очень образованным мудрецом. Просто в какой-то момент он, видимо, возгордился, и тогда начала действовать демоническая природа. Раван сам оказался заложником того зла, которое, проявившись, разрослось и обрело неимоверное влияние.

В конце концов, должно было произойти какое-то событие, которое положило бы конец демоническому правлению Равана. Обычно зло само себя компрометирует. До поры до времени оно может существовать безнаказанно, творя мелкие пакости. И люди могут даже не замечать, как постепенно теряют моральный «человеческий» облик. Ведь изо дня в день они сталкиваются с ложью и обманом, когда зло маскируется под нечто благовидное и добродетельное. Вспомним, как Раван сначала подослал золотого оленя, а потом и сам принял облик святого нищего, чтобы выманить Ситу из хижины… Так и все люди оказываются жертвами безграничного обмана и незаметно для самих себя выходят за рамки морального кодекса, гоняясь за «золотыми оленями» и «давая пищу» (то есть оказывая поддержку) недобрым делам.

Но наступает момент прозрения! Достаточно проникнуть в королевство Равана ночью, как это сделал Хануман, чтобы увидеть, какой разврат там творится. Такой чистой душе, как Сита, там не место. Но Раван не отдаст её просто так. Для него это было бы равносильно поражению. Поэтому у него нет обратного пути. И для Рамы тоже есть только один путь – объявить Равану войну и вызвать его на честный бой.

Это праведная война. Война ради восстановления справедливости и защиты истинных ценностей. Примечательно, как легко Рама находит союзников. Даже брат Равана по имени Вибхишана переходит в итоге на сторону Рамы. Кажется, что исход битвы предрешен, победа Рамы гарантирована, но Раван уверен в своей неуязвимости, поэтому нашим героям предстоит еще долгий путь, прежде чем Сита будет освобождена.