Психология цвета — наука, которая изучает то, как человек воспринимает цвета и как они на него влияют. Основоположником считается немецкий поэт и учёный Иоганн Гёте, опубликовавший в 1810 году труд «Учение о цвете». Гёте впервые высказал мысль, что цвет «независимо от строения и формы предмета оказывает известное воздействие… на душевное настроение». А в 1940-х швейцарский психолог Макс Люшер экспериментально доказал, что:
- человек склонен реагировать на отдельные цвета положительно, отрицательно или нейтрально;
- наше восприятие цвета индивидуально и во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии мы находимся.
Как же цвета влияют на психику и эмоции
- Красный ассоциируется с энергией. Это цвет силы, активности, агрессии. Вызывает чувство опасности и предостережения. Некоторые исследователи предполагают, что красный повышает частоту сердечных сокращений, кровяное давление и даже влияет на скорость и силу двигательной активности.
- Зелёный — это гармония и природа. Погружает в состояние умиротворения и покоя. Ассоциируется со здоровьем и отдыхом. Уменьшает стресс и улучшает концентрацию.
- Синий ассоциируется с миром, спокойствием и стабильностью. В окружении синего люди обычно чувствуют себя хорошо и расслабленно. Цвет вызывает ощущение глубины и пространства. На физическом уровне короткая световая волна синего — противоположность красного — уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает давление.
- Жёлтый — радость, оптимизм и энергия. Даёт ощущение тепла и солнца. Ассоциируется с дружелюбием, общением, улучшает настроение.
- Любой цвет может вызывать уникальные эмоциональные реакции и ассоциации. Оранжевый ассоциируется с воодушевлением и теплотой, фиолетовый — с роскошью и загадочностью, розовый — с нежностью и женственностью, белый — с чистотой и свежестью, чёрный — с элегантностью и силой.
Влияние цвета на восприятие
Вкус
Цвет также влияет на то, как люди воспринимают съедобность и вкус продуктов и напитков. Это выходит за рамки просто цвета самой еды. Упаковка продукта питания и его размещение среди других продуктов и предметов также влияют на то, как люди его воспринимают. Например, в продуктовых магазинах хлеб обычно продается в упаковке, украшенной или тонированной в золотистые или коричневые тона, чтобы продвигать идею домашней выпечки и свежести в духовке. Люди могут ошибочно принять напиток со вкусом вишни за напиток со вкусом лайма или лимона, если этот напиток был зеленого цвета. Кроме того, вкус может быть усилен цветом. Люди могут оценить коричневое M & M как более шоколадное, чем зеленое M & M, в зависимости от цвета. Это взаимодействие также может быть опосредовано нашим восприятием, особенно в зависимости от культурных ожиданий. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что люди, пьющие коричневый напиток, будут иметь разные ожидания относительно вкуса, в то время как кто-то из Тайваня может ожидать напиток со вкусом винограда, потому что популярные напитки коричневого цвета в их культуре обычно имеют виноградный вкус.
Время
Недавние исследования показали, что воспринимаемая продолжительность красного экрана была больше, чем у синего экрана. Результаты отражали половые различия; мужчины переоценивали продолжительность красного экрана. Кроме того, время реакции на красный экран было быстрее, чем на синий экран. Участники, которые быстро отреагировали на красный экран, переоценили его продолжительность. В демонстрации, в которой 150 человек были выбраны случайным образом, было обнаружено, что внутри капсулы, окрашенной в синий цвет, средняя воспринимаемая продолжительность минуты была на 11 секунд короче, чем в капсуле, окрашенной в красный цвет. Однако другое исследование, изучающее воспринимаемую продолжительность, показало противоположные результаты в отношении синих и красных стимулов.
Свет
Цвет источника света влияет на видимый цвет объекта, на который падает свет. Например, цвет объекта может отличаться в свете солнца по сравнению с лампой накаливания (вольфрамовой). При лампочке накаливания объект может казаться более оранжевым или "коричневатым", а темные цвета могут выглядеть еще темнее. Свет и цвет объекта могут влиять на то, как человек воспринимает его расположение. Если свет, тень или цвет объекта маскируют истинный контур объекта (очертания фигуры), может показаться, что его форма отличается от реальности. Объекты, находящиеся под равномерным источником света, будут способствовать лучшему восприятию трехмерной формы. Цвет объекта может влиять на то, кажется ли, что он находится в движении. В частности, траектории объектов под воздействием источника света, интенсивность которого меняется в зависимости от пространства, определить сложнее, чем идентичные объекты под воздействием однородного источника света. Возможно, это можно интерпретировать как вмешательство между движением и восприятием цвета, оба из которых более сложны при переменном освещении.
Синий свет заставляет людей чувствовать себя расслабленными, что привело к тому, что страны добавили синие уличные фонари, чтобы снизить уровень самоубийств. Железнодорожная компания в Японии установила синее освещение на своих станциях в октябре 2009 года в попытке сократить количество попыток самоубийства, хотя эффект этого метода был поставлен под сомнение. В 2000 году город Глазко установил голубое уличное освещение в определенных районах и впоследствии сообщил об анекдотическом обнаружении снижения преступности в этих районах.
Цвет освещения также может оказывать сильное влияние на восприятие в магазинах и в других ситуациях. Например, кажется, что при красном освещении время течет медленнее, а при синем - быстрее. Казино в полной мере используют это явление, используя цвет, чтобы заставить людей тратить больше времени и, следовательно, больше денег в их казино. Однако предполагаемое влияние цветного света (красного или синего) на рискованное поведение продемонстрировать не удалось.
Медицина
Сообщается, что цвет таблеток плацебо является фактором их эффективности: таблетки "горячего цвета" (красный, желтый и т.д.) Лучше действуют как стимуляторы, а таблетки "холодного цвета" (синий, фиолетовый и т.д.) Лучше действуют как депрессанты. Считается, что эта взаимосвязь является следствием ожиданий пациента, а не прямым воздействием самого цвета.[Следовательно, эти эффекты, по-видимому, зависят от культуры.
Одно исследование показало, что изменение первоначального цвета противоэпилептической таблетки увеличивает риск несоблюдения режима приема лекарств у пациентов с диагнозом судорожный синдром.