Как обычно, начну с отрывка из своей книги.
В своё время капиталистическая экономика росла весело, когда у неё была возможность быстро расширяться географически. Если скорость расширения уменьшалась – случались экономические кризисы, локальные или мировые.
Когда капиталистическая экономика, через колониальные империи, охватила весь земной шар – началась мировая война. Война ненадолго открыла возможности развиваться при восстановлении разрушенного, но вскоре снова пришла Великая депрессия и Вторая мировая война. К 70-м годам XX века возможности развития за счёт восстановления иссякли, и замаячил новый мировой кризис, тем более что огромные массы населения, СЭВ (включая СССР) и Китай, оказались вне капиталистической системы. Тогда было найдено решение, позволившее устранить начинающийся кризис. Раз не куда расширяться географически – можно расшириться во времени. Ресурсы стали брать у будущих поколений, наращивая государственный, корпоративный долг и задолженность физических лиц. Это на тот момент позволило пережить социалистическую систему, а её крушение затянуло кризис на целых два десятилетия – у капитализма сразу появилась возможность расширяться. Окно возможностей закрылось в 2008 году, и с тех пор снова остался единственный вариант роста – копить долги. Но копить долги невозможно бесконечно. Спасти мировую экономику от кризиса может только открытие в доступной близости новой планеты с туземцами, которую можно колонизировать. Но, увы, в Солнечной системе такой планеты не обнаружено.
Итак, война. Но в войне победит тот, у кого сильнее экономика.
Нам рассказывали, что вот сейчас западный ВПК сейчас раскачается, и даст жару. Ведь против российских 2% мирового ВВП - 45% союзников Украины! Прошло почти два года. Решения приняты, тенденции должны быть понятны. Приведу данные по производству самолётов. Вначале - предвоенные поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Текущее положение.
В России за 2023 год было передано ВКС и ВМФ:
- 5 партий Су-35С и 2 партии Су-57,
- 3 партии Су-34,
- 2 партии Су-30СМ2 и 2 партии учебно-боевых Як-130,
- 6 штук Ил-76
- 4 штуки Ту-160М (два новой постройки)
Официально количество переданных боевых самолётов не сообщается.
Но, если считать, предположительно, в каждой партии 4 самолёта, то было передано 74 самолёта. Это соответствует утверждению руководства Ростеха, что в этом году производство самолётов более чем удвоилось - в прошлом году, по оценкам было передано около 30 боевых самолётов и 5 Ил-76.
В это число не включен экспорт - переданные Ирану Су-35С и Як-130, Мьянме Су-30 и Алжиру МиГ-29. Не включен модернизация и ремонт, в том числе с хранения, кроме МиГ-31.
Википедия, которую редактируют, в основном, украинцы, начитала потери России за этот год 24 самолётов (включая сожжённые дронами, сбитые вагнерами, и потерпевшие крушение вообще без привязки к Украине). Из них 6 постсоветской постройки (Су-30, Су-35, Су-34).
Так что количество военных самолётов в России за год выросло минимум на 50.
Мощности позволяют наращивать выпуск - в 2014 было передано МО 101 машина, плюс в том году было экспортировано 24 самолёта - в сумме 125.
А что у "вероятных партнёров"? В США не выполнили план по производству модернизированных истребителей F-35 на 2023 год. Был заключён контракт на поставку 52 машин к концу 2023 года, но завершила производство только 21 истребителя.
Причина - "медленное производство ключевых деталей задерживает выпуск новых самолетов". Не тянут они по производственным мощностям. И это даже без учёта того, что глава Пентагона назвал F-35 "куском дерьма". В самолёте сохраняется около 600 дефектов, причём десятая часть из них - критические.
От безысходности Пентагон решил вернутся к F-15. Была разработана версия F-15, которая могла нести аж 22 ракеты воздух-воздухвесом 13 тонн.
Было выделено финансирование на постройку в 2021 году 12 F-15EX, а до 2025 должны были сделать 72 самолёта.
Однако в этом году в штатах произвели лишь два новых F-15EX, доведя их общее количество до 4.
ВВС Франции получат в 2023 году 13 новых истребителей Dassault Rafale.
Это всё западное производство боевых самолётов для собственных ВВС в этом году. Кроме того французы строили Рафали для ОАЭ, а шведы - Гриппены для Бразилии. Только и ОАЭ, и Бразилия - в БРИКС.
Посмотрим теперь выбытие. Если не обращать внимание на разные мелочи вроде катастроф, есть две основные причины:
1. Утилизация самолётов советского производства.
2. Списание дряхлых машин.
По первому пункту много насмешек над МО РФ - оно заявляет об уничтожении 553 самолётов, что много больше, чем было у Украины на начало СВО.
Проверим эту претензию.
На начало СВО у Украины было 44 МиГ-29 (и ещё 56 на хранении), 38 Су-27, 60 Су-24 и 36 Су-25. Ещё у них было 75 транспортных самолётов (уничтожение которых МО, наверняка ставил в общий учёт). Итого 299 машин. Вроде бы, действительно, критика справедлива.
Однако, известно, что гегемон мёл по сусекам во всём мире, собирая советскую технику. Безусловно, все такие самолёты стран НАТО были мобилизованы. Требования о передаче выставлялись и прочим странам, у которых было советское оружие. В частности, США потребовали передать Украине имеющиеся советские самолёты от Кубы и Венесуэлы в обмен на разрешение покупать американское оружие. Перу было уже готово отдать свои МиГи, но нашим дипломатам удалось остановить передачу, на что украинцы очень обиделись.
Итак, у самих США 21 МиГ-29 (купленные в 90-х в Молдавии), 3 Су-27 и 1 Су-25. Сушки были в частной собственности, но, взывая к патриотизму, вполне получить их для Украины.
У прочих стран НАТО - 80 МиГ-29 и 17 Су-25.
Большую часть из них, очевидно, можно мобилизовать. Вместе с украинскими это 421 самолёт.
Страны СНГ, за исключением Белоруссии и Армении имеют 82 МиГ-29, 49 Су-27, 61 Су-24 и 95 Су-25.
Прочие страны, за исключением Кубы, Венесуэлы, Никарагуа, Перу, Сирии, Ирана, Алжира, Индии, Китая и Вьетнама - 79 МиГ-29, 49 Су-27, 7 Су-24 и 60 Су-25.
Итого СНГ и прочие имеют 482 советских боевых самолётов. При мощном нажиме гегемона собрать четверть, а то и треть этих машин - вполне реально. Тогда и цифры МО выглядят вполне реалистично - ведь, если бы 550 живых советских самолётов были бы со стороны Украины на фронте, то война шла бы совсем по другому.
Т.е. США и их вассалы теряют в год где-то 250 боевых самолётов советского производства.
Теперь по списанию дряхлых самолётов американского производства.
В этом году списаны 21 штурмовик А-10, в следующем будет списано ещё 42.
ВВС добивались вывода в этом году из эксплуатации 33 старых истребителя F-22 и F-15. Однако конгрессмены посчитали, что это ослабит оборонный потенциал США, и предложили модернизировать машины или перед списанием заменить их на новые. Но денег на это не выделили. Так что самолёты давят бетон. Из-за сильного устаревания и крайней изношенности все оставшиеся 63 F-15 будут списаны за два следующих года. 180 F-22 должны списать до 2030 года, по 30 самолётов в год.
Я не нашёл точных данных, сколько в этом году списано F-16. Однако в 2019 было 1060 этих самолётов, сейчас осталось 578. Принято решение, что для 300 F-16 последних серий будет проведена модернизация с увеличением ресурса с 8000 лётных часов до 12 000. Остальные 278 самолётов должны быть списаны за два ближайших года.
Получается, ежегодно США списывает (и будет ближайшие годы списывать) в среднем по 220 самолётов. Где-то 100 F-16 будут списывать в год другие союзники по НАТО. Но им позволили дарить списываемые самолёты Украине.
Итого в год убыль - 570 самолётов разных типов.
Даже увеличив производство на порядок, они эту убыль не покроют. Да и как увеличить производство настолько?
А как же тогда все эти соотношения ВВП? В ВВП западных стран большая часть услуги - финансовые (главным образом), медицинские, юридические, образовательные. Есть даже такое забавное явление, как вменённая аренда - если у кого-то в собственности находится недвижимость, и он ей пользуется, то считается, что человек сам себе сдаёт её в аренду. Такая "аренда" рассчитывается по средним ставкам, и попадает в статистику, хотя никто никому денег не платит. Вменённая аренда составляет до 20% ВВП. Удивительно, что они не додумались посчитать исполнение супружеских обязанностей как вменённую проституцию, причём с обеих сторон.
Но, когда дело дошло до реальности, оказалось, что ни фьючерсы с деривативами, ни вменённая аренда, не могут делать ни снаряды, ни боевые самолёты...