Американский президент. Два срока в первой четверти прошлого века. Демократ, до мозга костей. Переживал, что Ленин разогнал Учредительное собрание, но как политик понимал, что иначе тот и не мог поступить. Но речь тут пойдёт не о самой персоне президента, о нём наверняка уже столько написано, переписано, что мои поверхностные сведения никому не интересны. А вот, то, что при нём началось глобальное противостояние между Штатами и Россией, эта мысль, думаю, посвежее будет.
Если до Первой мировой войны американский истеблишмент смотрел достаточно безразлично на деспотичную с их точки зрения Россию, то события разыгравшиеся в нашей стране после свержения монархии и установления большевистского правительства, кардинально повлияли на господ с Капитолийского холма.
Началось всё даже не с интервенции, западных стран на территорию советской России, в которую американцев затащили англичане. На тот момент Вильсон ещё льстил себя надеждами, что то ли большевики сами свалятся, то ли их свалят, а может их можно будет демократизировать или ещё что. Как сам писал: «Меня доводит до кровавого пота вопрос о том, что делать в России, что было бы справедливо и что — возможно. Это дело, как ртуть, ускользает из-под моих пальцев». А вот уже несколько позже, когда закладывались основы нового мира по результатам первой мировой, когда стало всем понятно, что большевики никуда не денутся и власть не упустят и от своих принципов не отступятся, тут уже Вильсон чётко сформулировал отношение к нашей стране. Вот один из фактов, говорящий сам за себя. А именно, на Парижской конференции, на которой и формировались эти новые принципы миропорядка, американская делегация во главе с Вильсоном обозначила для себя нашу страну как «русская проблема».
Тогда, сто лет назад, когда мир был ещё многополярным, несмотря на то, что в Лондоне, Париже, Риме, Токио, да и в поверженном Берлине, сидели правительства, каждый сами с усами и дёргать их за верёвочки, как в наши дни возможностей у американцев не было, но именно тогда появилась тема, которая объединила их всех. И которая со временем позволила США стать лидером антироссийской дипломатии. И если дотошней покопаться и пофантазировать, то благодаря ей Штаты стали тем, чем стали сегодня. А именно, классовый инстинкт самосохранения - страх перед большевиками и как следствие ненависть к России. Тогда и были влуплены первые санкции, с целью изолировать СССР от всего мира. Не дай бог, их рабочие массы заразятся примером и решат и у себя повторить советский опыт.
И если европейские государства через не хочу, но худо-бедно сношались с СССР, то Вашингтон проявлял себя принципиальным в этом отношении.Твёрдо не признавал советскую власть ни в каком виде. 13 лет выдерживал марку, пуская в ход те же технологии, что и сейчас. И только в 1933 г. при президенте Рузвельте Америка признала Советский Союз. И уж дальше из поколения в поколения переходил этот страх и ненависть к России в американской элите. Со временем и экономические интересы стали подогревать эти чувства.
Вообще, эта тема широкая и проходит сквозным мотивом через всю историю последних веков. Мало какие международные события она не затронула. Так что писать тут можно бесконечно. А я то обратился к ней, просто по случаю. Проглядывая календарь на предмет о ком бы или о чем бы написать, натолкнулся на дату рождения Вудро Вильсона. Ну и…вот результат.