Разбор произведения Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Взгляд регрессолога
⠀
Часть 2
⠀
Продолжаем разбор повести с точки зрения смены периодов годового цикла.
⠀
Вчера закончили на том, что Чуб вернулся домой, услышал голос Вакулы, решил, что ошибся домом и пошёл к матери кузнеца Солохе.
⠀
Здесь мы видим победу нового солнца над старым, тёплого над холодным, умирающим.
⠀
Солоха - это мать кузнеца Вакулы, приятная женщина средних лет. Она же ведьма, вылетевшая ранее из трубы на метле.
⠀
Интересная метафора: старое солнце, проиграв бой, идёт к той, кто породила новое солнце. Здесь очень глубокий смысл: всё замыкается на женщине. Она рожает новое, к ней же приходит умирать старое.
⠀
В преданиях почти всех народов мира именно женщины сопровождали рождение, свадебный обряд и похороны. Мужчины, скажем так, выполняли роль того, кто обслуживает процесс на физическом уровне. А вся ментальная суть встречи нового человека и проводы старого держалась на женщинах.
⠀
Почему Гоголь изобразил Солоху именно ведьмой?
⠀
Да потому что женщина, которая проводит из мира неживых новую жизнь в плотный мир, и та, что провожает из живых пространств в мертвые, она как бы потусторонняя. Она творит магию мироздания. Делает неживое живым и не боится соприкасаться со смертью.
⠀
Метель закончилась, колядующие пошли гулять. Девушки навещают Оксану, которая увидела у одной расшитые золотом башмачки. Красавица говорит Вакуле, что выйдет за него, если он принесёт ей туфельки, «которые носит царица».
⠀
Оксана просит своего будущего жениха сделать для неё что-то практически невыполнимое. Доказать ей, что он настроен серьезно и готов пройти инициацию.
⠀
Это о том, что молодое солнце ещё не готово согревать природу, оно ещё слабое. Для этого ему надо "прокачаться".
⠀
Тем временем в гостях у Солохи чёрт и ещё трое мужчин, которые пришли друг за другом попытать счастья в ее благосклонности. Солоха спрятала их всех по мешками, чтобы ее сын Вакула не подумал чего.
⠀
Интересно, что самой популярной женщиной в деревне становится дама за 40. Вокруг неё происходит весь мужской движ. Они сменяют друга друга, однако, в итоге подстраиваются под ее сына, молодое солнце. Похоже на смену временем года. Их как раз 4.
Вакула выносит мешки на улицу, сталкивается там с Оксаной, повторяющей ему своё условие. Кузнец бросает мешки, но берёт с собой тот, в котором сидит чёрт, думая, что там еда. И идёт к местному колдуну за советом.
Вакула считает, что только чёрт может ему помочь и хочет его найти. Колдун говорит, что чёрт за его спиной, и кузнец уходит, ничего не поняв.
Новое солнце понимает, что задача невыполнимая, и обращается к магии. Замечу, что в этом произведении к магии обращаются практически все. Те, кто пришли к Солохе - ведьме, в первую очередь.
Чёрт вылезает из мешка, обещая Вакуле Оксану. Но кузнец хватает его за хвост и, перекрестив, велит везти себя «в Петербург, прямо к царице».
Всё-таки новое солнце возымело власть над тьмой, теперь та подчиняется ему. День начинает прибавляться.
В Петербурге Вакула добивается аудиенции у царицы. Он просит у нее башмачки, и та их ему дарит.
Задание выполнено, инициация пройдена. Новое солнце окончательно укрепилось и может вступить в брак с природой.
В Диканьке кузнеца считают погибшим, оплакивают. Оксана тоже плачет, не найдя жениха. Люди сомневаются, им кажется, что зима никогда не кончится.
Депрессивное состояние, ощущение, что всегда будет этот грязный снег, холод и слякоть. Когда снег тает, говорят, природа плачет.
Вакула же не погиб, он поздно проснулся и отправился к Чубу свататься, тот согласен. А Оксана готова выйти за него замуж даже без башмачков. Получилось! Готовимся к наступлению тепла!
Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками. Таким образом очень хорошо показывается, как начинает расцветать природа, отсыл к цветению.
Вот такой нестандартный разбор произведения. Думаю, вы ожидали рассказа о ведьмах, магии, сущностях, однако, я увидела в нём сказ о смене времен года.
⠀
#ira_po_ty_storony
#ira_разборкнижныхперсонажей
⠀
А что увидели вы?