Найти тему
TechInsider

Много-мало топлива: как заправляют локомотивы и почему расход дизеля считается несколько иначе

Это правда, что локомотив потребляет много топлива, но при этом и мало. И это не ошибка, если посмотреть как рассчитывается расход дизеля на сто километров, а также учесть и другие факторы.

ТЭП-70 Коломенский завод выпускал с 1970 по 2007 год. Всего таких тепловозов было произведено около тысячи. Каждый из них рассчитан на составы до 20 пассажирских вагонов, ну, маскимум — до 25.

ТЭП70 в двухсекционной версии. (c) TrainPix | Wikipedia
ТЭП70 в двухсекционной версии. (c) TrainPix | Wikipedia

Сердце ТЭП70 – российский дизель-генератор Д49 мощностью 4000 л. с. И важная деталь: этот локомотив односекционный, что важно помнить для дальнейших расчетов.

Расход топлива на железной дороге

Если расход топлива автотранспорта считают в литрах на 100 км, то на железной дороге все несколько иначе. Мощность двигателя локомотивов указывают не в лошадиных силах, а в киловаттах. Так что и расход дизеля измеряют по моточасам (а не километрам) – в граммах на киловатт-час.

Локомотивный дизель 5Д49(c) Wikipedia
Локомотивный дизель 5Д49(c) Wikipedia

Но это далеко не все странности. Емкость бака измеряют в литрах, у того же ТЭП70 — это 6000 литров. Но при закупке топлива цена стоит на 1 кг дизеля! А литр такого топлива весит далеко не кило, а лишь всего лишь 830-860 грамм.

А чтобы вы окончально запутались, сообщаем: бак тепловоза никогда не заливают полным.

За миллион рублей

С учетом последнего повышения биржевых цен, солярка стала стоить 72 тысячи рублей за тонну. Литр топлива РЖД должна закупать по цене около 60-70 рублей за литр. Однако пассажирский тепловоз — односекционный (помните, да?), а у грузовых таких секций может быть две или три. В каждой секции — по баку 6-7 кубометров. В общем, заправка одного мощного тепловоза может обойтись в 1 млн рублей, а то и больше.

Топливный бак тепловоза ТЭМ18(c) aVtomarket.ru
Топливный бак тепловоза ТЭМ18(c) aVtomarket.ru

Рубль в три секунды из выхлопной трубы

Итак, считаем далее. На холостом ходу, например, Д49 расходует около 19 л солярки в час. Но, конечно, при условии, что тепловоз полностью исправен. Так что каждый час он сжигает топлива на 1150 рублей. То есть каждые 3 секунды из выхлопной трубы вылетает ровно 1 рубль.

А если тепловоз поехал?

Но вот тепловоз, который тянет тяжелый состав, двигатели которого работают на полную мощь, тронулся. Тепловозные дизели обычно расходуют около 200-240 грамм топлива на киловатт-час производимой энергии. То есть тот же ТЭП70 расходует 514 литров в час. На скорости 100 км/ч у него уходит около 500 литров на 100 километров.

Тепловоз vs автомобиль

ТЭП70 с высокоскоростным поездом "Стриж"(c) Evgenii rzd | Wikipedia
ТЭП70 с высокоскоростным поездом "Стриж"(c) Evgenii rzd | Wikipedia

А теперь пересчитаем расход топлива на одного пассажира. Допустим ТЭП70 тянет 20 плацкартных вагонов, все они загружены полностью. Каждый вагон — 54 места, значит, всего 1080 пассажиров. И прибавьте к этому 25 человек поездной бригады.

Получается расход — менее 0,5 л на 100 км в расчете на пассажира. Если вы водитель со стажем, то понимаете, что поезд в таком случае экономичнее, чем автоперевозки. Ведь в среднем авто, расходует около 1 л на сто км. Плюс, в машине вы просто сидите, а в поезде к вашим услугам постель и горизонтальное положение, а также туалет.

(с) ЖД билеты на поезд онлайн
(с) ЖД билеты на поезд онлайн

Но почему тогда цены на билеты на железнодорожный транспорт достаточно высокие? А это уже совсем другая история, которая учитывает и другие факторы, а не только расход топлива.