Дальневосточная ипотека, бесплатные гектары, программы для бюджетников, льготы и надбавки – Правительство России применяет множество инструментов для привлечения населения в регионы ДФО. Но люди всё равно уезжают. Ковид давно позади, к спецоперации вроде бы тоже все привыкли, но в подавляющем числе дальневосточных субъектов по итогам девяти месяцев уходящего года наблюдаются естественная убыль населения и миграционный отток. О том, почему люди уезжают и что не так с действующими программами, – в материале «Октагон.Восток».
В контексте разворота транспортно-логистической сети России на Восток развитие территорий Дальневосточного федерального округа и подъём демографии в регионах становятся принципиально важными вопросами. Посёлок-призрак не сможет обслуживать участок железной дороги с возрастающим потоком грузов. Китай готов инвестировать, но на новых больших заводах некому работать, а в будущих школах и больницах некому учить и лечить.
У границы с КНР становится всё свободнее
Территории вдоль рек Амур и Уссури возле границы с Китаем являются одними из самых развитых и густонаселённых на Дальнем Востоке. Но ни Приамурье, ни Хабаровский край, ни Приморье не продемонстрировали в уходящем году роста населения.
Наиболее тяжёлая ситуация в Еврейской автономной области. С января по октябрь разница между числом родившихся и умерших составила 657 человек в пользу последних. Похожая картина сложилась в отношении уехавших.
– С 1991 года у нас проживало 220 тысяч человек, сейчас – 147 тысяч. Поэтому неослабевающий поток уезжающих от нас – уже естественный процесс. Это же приводит к сокращению рождаемости. Биробиджан уже называют городом пенсионеров и чиновников, а ведь многие годы численность столицы ЕАО держалась на уровне чуть больше 70 тысяч человек за счёт притока людей с периферии. Казалось даже, что так будет всегда. В последние годы эта иллюзия развеялась. Население сейчас – 67–68 тысяч, что не предел. От нас выпускники школ пачками уезжают, а те, кто по какой-то причине задержались, покидают регион после института, – рассказывает депутат городской думы Биробиджана Владимир Сахаровский.
Если вспомнить планы по развитию города от 1991 года, то к 2000-му численность населения Биробиджана должна была превысить 100 тысяч человек. Собеседники «Октагон.Восток» отмечают, что уроженцы ЕАО не обязательно уезжают в Москву: даже регионы-соседи – Владивосток, Хабаровск и Благовещенск – кажутся молодёжи более привлекательными и перспективными, чем Биробиджан.
В Амурской области обстановка более оптимистичная. Отдельные муниципалитеты продемонстрировали демографический подъём. По данным Амурстата, увеличилось число жителей в Райчихинске, Свободном, Циолковском, что обусловлено наличием космодрома и других градообразующих предприятий. Повышается численность населения и в Благовещенском муниципальном округе, прилегающем к столице региона. Яркий пример – село Чигири, которое за 10 лет выросло с 6 до 30 тысяч человек. Привлекает людей и строительство железных дорог.
– Несколько лет назад областные чиновники заявили жителям Верхнезейска, что легче их выселить и при необходимости завозить вместо них вахтовиков. А ныне населённый пункт стал базой по строительству второй ветки БАМа, и подобные разговоры отпали. Есть в регионе и обратный пример – населённый пункт Олёкма, в котором долгое время строили горно-обогатительный комбинат. Лет пять-семь назад предприятие ушло, а вслед за ним распрощался с местными Сбербанк, причём сделал это со своими банкоматами. Также там практически исчезли магазины и пропала дорога, – замечает депутат Законодательного собрания Амурской области Роман Кобызов.
Однако в целом рост населения в Приамурье отрицательный.
По оценкам социологов, ожидаемая численность постоянного населения области на 1 января 2024 года составит 751,4 тысячи человек. Это на 4,8 тысячи, или на 0,64 процента, меньше, чем годом ранее.
В Хабаровском крае число жителей также снижается, и миграция из стран СНГ не помогает. С января по сентябрь специалисты зафиксировали естественную убыль населения на 3691 человека и небольшое миграционное снижение: 37 500 человек прибыли и 37 509 хабаровчан покинули край. Особо сложная демографическая обстановка возникла в северной части региона, покрытой не сетью дорог, а непроходимыми лесами. Как результат, сёла остаются без инфраструктуры и вымирают.
– В Майском исчез целый ряд важных объектов. Сперва оказалась ликвидирована Майская ГЭС, затем закрыли отделение скорой помощи, сократили аптеки, а поликлинику узкие специалисты посещают лишь наездами. Потому говорить об уровне жизни не приходится. Наряду с этим в сёлах слишком высокие тарифы на электричество, аренду и логистику. Литр дизеля в крае стоит 76 рублей, тогда как в Хабаровске, краевом центре, – 66. Недавно у нас удалось полностью закрыть вопрос с аварийным жильём. На замену власти выделили деньги, потому все из сёл спокойно переехали в города, в зависимости от накоплений. С одной стороны, хорошая новость, но с другой – мы потеряли порядка 10 процентов населения, специалистов, которых и так не хватало, – делится с изданием депутат Законодательной думы Хабаровского края Олег Сердюков.
Программы работают, но цены растут
Для привлечения населения были приняты, а впоследствии расширены и продлены программы дальневосточного гектара и дальневосточной ипотеки, ставшей особенно востребованной в южных регионах ДФО. Однако у привлекательного фасада льготных кредитных условий есть обратная сторона – ускорившийся рост стоимости жилья в новостройках, количество которых на Дальнем Востоке ограничено, а в некоторых регионах отсутствует вовсе.
– Первая и самая главная причина, по которой люди уезжают с Дальнего Востока и из Приморья, – дорогое жильё. У нас квартира стоит так же, как в Москве и Питере, а зарплаты отстают. И несмотря на то что ввели дальневосточную ипотеку, людям по-прежнему трудно приобрести себе квартиру. Более того, из-за программы цены на недвижимость даже начали расти. Что-то нужно с этим делать. Возможно, когда будут строить больше, ситуация выровняется. Сейчас темпы строительства уже наращиваются, возможно, и цены упадут. Но мы, к сожалению, такого до сих пор не наблюдаем, – комментирует политолог из Владивостока Марина Першина.
Собеседница добавляет, что, помимо прочего, имеются проблемы с социальной инфраструктурой и здравоохранением – в частности с узкими специалистами, приёма у которых приходится ждать неделями. По её мнению, не менее важно решить вопрос с трудоустройством – не только увеличить заработную плату, но и создать условия для реализации широкого профиля специалистов, а не только работников рыбной отрасли и добывающей промышленности.
Независимый демограф Алексей Ракша называет ситуацию на Дальнем Востоке стандартной для всех российских регионов, где миграционный отток фиксируется около 30 лет, хоть и начал замедляться с конца 1990-х годов.
– В Приморье, Хабаровском крае, Амурской области ситуация похожа на среднероссийскую. Закрепить население и привлечь новых жителей можно при помощи двух факторов – хороших рабочих мест и интересной, развитой инфраструктуры. И если с первым пунктом всё не так плохо – зарплаты высокие, хотя и цены высокие, – то инфраструктура откровенно слабая, особенно по сравнению с регионами в европейской части страны, – говорит эксперт.
По убеждению демографа, дальневосточникам, как и всем россиянам, нужна не только льготная ипотека (обычную многие воспринимают как кабалу), но и крупные разовые денежные выплаты на второго и третьего ребёнка, не ограниченные имущественным цензом, адресностью и другими условиями, – тогда рождаемость повысится процентов на 20.
Также собеседник предлагает обратить внимание на опыт Якутии, которая стала одним из немногих дальневосточных регионов, прирастивших население в уходящем году. Республика ведёт жёсткую антиалкогольную кампанию: полный запрет на розничную продажу спиртного действует в 200 сёлах. Именно этот фактор специалист считает значимым для демографии.
А мы пойдём на север?
В Магаданской области число жителей продолжает стремительно снижаться. На Колыме за 10 месяцев 2023 года естественная убыль населения составила 400 человек, миграционное снижение с января по сентябрь – 313 человек.
В регионе в дополнение к федеральным действует целая система иных форм социальной поддержки, направленной на повышение рождаемости. Семьям, в которых родился первый ребёнок, полагается единовременная выплата в размере двукратной величины прожиточного минимума для детей. На второго ребёнка предоставляется региональный материнский капитал – 232 688 рублей, на третьего – 172 509 рублей. Существуют областные выплаты и для мам в возрасте до 25 лет, а также для студентов.
Но такие меры не спасают. Регион и его столица неумолимо движутся к той границе, когда населения будет недостаточно для обслуживания потребностей граждан.
Впрочем, Алексей Ракша не видит в происходящем трагедии и считает подобную тенденцию закономерной:
– Это была огромная советская градостроительная ошибка: в таких суровых условиях подавляющее большинство людей терпит жизнь или даже приезжает исключительно из-за денег. Советский Союз так захотел, но после развала мощное субсидирование Колымы и подобных ей территорий прекратилось. Я считаю, что люди не должны жить в таких условиях. Подобные регионы правильнее осваивать вахтовым методом, эти процессы уже и происходят сами собой.
При этом на соседней Чукотке демографическая обстановка, кажется, стабилизировалась, достигнув отметки 47 тысяч человек. За 10 месяцев 2023 года естественный прирост составил 16 человек, миграция с января по сентябрь – 96 человек со знаком плюс.
Всё это отражает планы России по развитию Арктики и освоению Северного морского пути, которые предполагают создание опорных населённых пунктов. В список, утверждённый российским Правительством в декабре, добавлены две агломерации ДФО. В Якутии получит развитие Тикси-Найба, включающая в себя Булунский район республики, а на Чукотке – Анадырская агломерация с Певеком, Эгвекинотом и Анадырским районом в составе. В этих населённых пунктах планируется создание экономических и инфраструктурных проектов, призванных поддержать перспективную морскую магистраль.
Также свою роль в укреплении демографической ситуации в округе должны сыграть мастер-планы 25 дальневосточных городов. Как заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, в рамках этой работы запланированы около 500 мероприятий на сумму более чем 4 трлн рублей.
Но пока масштабные стройки, новый общественный транспорт, магистрали, парки, современные жилые комплексы, больницы и школы есть только на бумаге. Дальневосточники ждут дел.