Больше ста шестидесяти пяти тысяч человек посетили площадки казанского Музея изобразительных искусств в уходящем году. Спойлер: в 2024-м ждем Айвазовского, Церетели и Цигаля.
Априори, ГМИИ РТ - один из главных культурных ньюсмейкеров в республике. Его генеральный директор Розалия Нургалеева в беседе с «Вечерней Казанью» подвела итоги юбилейного для учреждения года (ему исполнилось 65 лет) и рассказала об уникальной программе-2024.
- Розалия Миргалимовна, сейчас все говорят о том, что музеям необходимо зарабатывать самим, не особо рассчитывая на государство. Разговоры чуть ли не о самоокупаемости идут…
- Министерство культуры дает нам средства на заработную плату сотрудникам и на содержание зданий. Остальное выплачиваем из внебюджетных поступлений. Например, для оформления выставок из бюджета мы получили 1 миллион 700 тысяч рублей, а 5 миллионов добавили своих (афиши, фотографии, плакаты и другая печатная продукция). И это мы еще экономим! Насчет самоокупаемости - это тенденция по всей стране, возможно, на плечи музеев возложат даже оплату за охрану. К этому все идет, я думаю.
- Помимо главного здания (усадьба Сандецкого), ГСИ и «Хазинэ» за ГМИИ РТ числятся еще несколько зданий, включая бывший Худфонд и объект культурного наследия - Дом Михляева. Что известно о сроках их реконструкции?
- В силу современной ситуации вопросы реконструкции пока повисли в воздухе. За нами числится двухэтажное здание по адресу улица Горького, 24 (между Генконсульством Турции и главным зданием музея. – «ВК»). Это «хозяйственное» место, в нем должны располагаться специалисты по обработке дерева. У всех старых картин, которые мы реставрируем, как правило, в очень плохом состоянии подрамники, и мы их меняем на подвижные, которые не травмируют холст. Например, на такой двигающийся подрамник мы «посадили» произведение Фешина, когда передавали его на выставку в Академию художеств в Санкт-Петербург. Замена подрамника была необходима, учитывая, что там другой климатический режим, и мы уверены, что с работой ничего не случится. А само здание сейчас в подвисшем состоянии и остро нуждается в ремонте. Помимо столярной мастерской в нем планируем разместить еще одного реставратора и специалистов по сувенирной продукции музея. Домик маленький, узкий, в нем даже нет подвала, но это помещение нам нужно!
Непомерным грузом на наших плечах висит комплекс из двух зданий (одно пятиэтажное, второе трехэтажное) по улице Большая Красная, дом 62, где находятся художественные мастерские. Его еще по старинке называют Худфондом, но эта организация давно ликвидирована и уже не возродится. Предпочитаю называть эти корпуса, как Харис Якупов, Домом художника. Документация готова, но… В первую очередь там надо укрепить фундамент, а это большие деньги. Фундамент двигается, потому что вокруг огромное количество коммуникаций (и жилой, и нежилой фонд). В этом районе постоянно лопаются трубы, и вся вода стекает в подвалы наших зданий. В общем, серьезная там проблема.
Во внутреннем дворе ГСИ есть еще один каменный домик, который также на нашем балансе. Стоял вопрос о его сносе, но мне удалось выяснить в архивах, что это остаток некогда большой городской усадьбы Бронникова XIX века, которая располагалась в границах улиц Грузинская (ныне Карла Маркса) и Большой Красной. Строение маленькое, но очень удобное. Конечно, хотим его отреставрировать: на первом этаже разместить мастерские, а на втором устроить гостиничный микрофонд (по типу хостела) для приезжающих в Казань на выставки и пленэры художников.
- Какие еще здания настоятельно просят обратить на себя внимание?
- Сразу за главным особняком музея на улице Карла Маркса стоит дом 62 (для ориентира - в нем хранится коллекция семьи Бренингов. - «ВК»). Наши исследования доказали, что это дом Петра Федоровича Лихачева! Есть подтверждающий документ: ему выделили эту территорию для строительства, в этом доме семья проживала, когда дети учились в казанских гимназиях. Земля вокруг - также его владения, и сейчас она закреплена за музеем. Там мечтаем разместить отдельное здание КВЦ Русского музея. Но дом этот, увы, сейчас в глубоком молчании.
- Также за ГМИИ РТ закреплен самый старый в городе кирпичный дом времен Петра Великого - ОКН федерального значения дом Михляева.
- Определенный ремонт в нем прошел, но еще много работы предстоит, а денег для реставрации было выделено немного. Не решены вопросы с коммуникациями например. Сама территория сложная, она как бы подпирает гору, на которой стоит Петропавловский собор, и вся вода сверху стекает «за спину» дома Михляева. Надеюсь на подвижки в будущем году.
- То есть после реконструкции Галереи современного искусства в 2018 году и капитального ремонта усадьбы Сандецкого в 2020-м остальные ваши объекты поставлены на паузу?
- Пока такая ситуация. Но, знаете, мы живем по принципу: если сейчас что-то не получилось, то не буксуем, не ноем и идем дальше. Думаю, перемены к лучшему обязательно будут!
- Тогда сменим тему и поговорим о планах на 2024 год.
- Перечислю только часть запланированных проектов. Во-первых, в главном здании ГМИИ РТ пройдет выставка Ивана Айвазовского из Санкт-Петербурга, а также большой проект «Пять веков» из нашей золотой коллекции. Ожидаем выставку Зураба Церетели, которому в 2024 году исполнится 90 лет! В Казань доставят его живопись, скульптуры и, надеюсь, майолику. В День памяти блокадного Ленинграда у нас 27 января откроется выставка графики Соломона Юдовина из частного собрания. Художник сам пережил блокаду. А в мае ждем Сергея Цигаля, талантливого художника и сына легендарного скульптора, создавшего для Казани памятники Мусы Джалиля и Ленина. К 225-летию Александра Сергеевича Пушкина в июне покажем выставку «Город поэтов», на которой свои работы представят современные авторы из Санкт-Петербурга.
Уверена, что казанцы оценят и крупную в прямом смысле выставку мозаичного искусства. Нам ее везет итальянский куратор. Часть произведений настолько масштабны, что не войдут ни в одну из наших дверей, и я задумала часть их выставить в открытых пространствах столицы: в Казанском кремле, в парке Черное озеро, на площади Свободы, чтобы эти локации стали маршрутом, который приведет людей в ГСИ. Из петербургского Манежа к нам доставят интересный проект «Всякие сказки», в который мы включим произведения московских и татарстанских мастеров.
И в будущем году мы покажем золотую коллекцию ГМИИ РТ: это пять столетий, включая период советского искусства. Также готовим новую выставку русского авангарда из нашего собрания, проведем триеналле печатной графики. В рамках Года семьи пройдут несколько проектов под рабочим пока названием «Семья художника»: уже готовят свои экспозиции замечательные художники Ирик Мусин и Лана Медвецкая-Масина, запланирована выставка работ Баки Урманче и нашего современника Рамина Нафикова, представим и семейную историю Ильдара Зарипова. Плюс - выставка произведений Николая Рериха из их московского Центра Рерихов.
Юбилейный год ГМИИ РТ в цифрах
165 тысяч человек посетили в уходящем году более 1100 мероприятий выставочных площадок Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан - усадьбу Сандецкого, Галерею современного искусства и Национальную галерею «Хазинэ». В их стенах прошли 58 выставок (не считая постоянных экспозиций). Еще 37 выставочных проектов состоялись вне музея: 27 - в городах Татарстана, 10 - в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Якутске и Владивостоке. Помимо экспонирования музей активно проводит культурно-образовательные (277) и культурно-массовые мероприятия (56) - концерты классической и духовной музыки, балы, а также экскурсии (1171). Культурно-выставочный центр Русского музея (открыт в Казани в 2016 году, это первый КВЦ ГРМ за пределами Северной столицы) проводил лекции, семинары и консультации ведущих специалистов в области музейной педагогики и детского творчества.
В 2023 году ГМИИ РТ выпустил уникальные издания - двухтомник «Лихачевы. Жизнь как служение Отечеству», «Встречи с Лихачевыми. Путешествие по выставке «Лихачевы - уроженцы Казанской губернии», альбомы «Николай Кузнецов (1923-1974)», «Баки Урманче». Провел всероссийскую научно-практическую конференцию «Восьмые Казанские искусствоведческие чтения», а также научно-богословскую конференцию «Богословские и светские науки» (в рамках празднования 300-летия Казанской семинарии).
Победив в конкурсе «Музей 4.0» Фонда Владимира Потанина, музей создал на грант, который составил 3 миллиона рублей, уникальный виртуальный портал своего уникального выставочного проекта «ТатАХР/ТатЛЕФ (к 100-летию творческих объединений)».
В уходящем году музей получил в дар 726 произведений искусства. Дарителями стали генеральный консул Республики Турции в Казани, директор фонда «Развитие народного творчества «ГРАНИ», соредактор журнала «Третьяковская галерея» Натэлла Войскунская. Собрание также пополнилось благодаря VI Казанской международной биеналле печатной графики «Всадник». Также известный татарстанский живописец Рустам Кильдибеков незадолго до своего ухода из жизни успел передать свою коллекцию музею.
Специально отметим, что ГМИИ РТ, пожалуй, лучше всех из «собратьев» ведет работу не только со СМИ, но и с блогерами. Более 50 человек активно продвигают достижения музея в социальных сетях. На минувшей неделе самых активных журналистов и блогеров пригласили в ГСИ на традиционную новогоднюю встречу, вручив им годовые абонементы на посещение всех площадок музея на два лица и раритетное издание «Позабытая Казань» Абдуллы Дубина.
Автор: Ольга Юхновская