Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Диего Веласкес: художник королевской семьи

Испания 17-го века ознаменовалась периодом творческого возрождения, известным как "Золотой век Испании", который совпал с эпохой драматизма и богатством периода барокко. Среди многочисленных влиятельных художников, появившихся в это время, один из них наиболее известен своими честными и изысканными портретами королевских особ: испанский художник Диего Веласкес. Веласкесу, нанятому Филиппом IV Испанским, было поручено создать более 30 портретов короля при его жизни. Положение придворного художника давало ему возможность путешествовать по Европе и изучать искусство старых мастеров, а также создавать портреты некоторых из самых известных людей того времени. Его портреты считаются одними из лучших из когда-либо созданных, и которыми вдохновлялись будущие художники, такие как Мане и Пикассо. КЕМ БЫЛ ДИЕГО ВЕЛАСКЕС? Диего Веласкес (1599–1660) был выдающимся испанским художником эпохи барокко и важной фигурой Золотого века Испании — периода художественного возрождения в Испании. Родом из

Испания 17-го века ознаменовалась периодом творческого возрождения, известным как "Золотой век Испании", который совпал с эпохой драматизма и богатством периода барокко. Среди многочисленных влиятельных художников, появившихся в это время, один из них наиболее известен своими честными и изысканными портретами королевских особ: испанский художник Диего Веласкес.

Веласкесу, нанятому Филиппом IV Испанским, было поручено создать более 30 портретов короля при его жизни. Положение придворного художника давало ему возможность путешествовать по Европе и изучать искусство старых мастеров, а также создавать портреты некоторых из самых известных людей того времени. Его портреты считаются одними из лучших из когда-либо созданных, и которыми вдохновлялись будущие художники, такие как Мане и Пикассо.

КЕМ БЫЛ ДИЕГО ВЕЛАСКЕС?

Диего Веласкес, "Автопортрет", ок. 1640 года (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Автопортрет", ок. 1640 года (Фото из интернета)

Диего Веласкес (1599–1660) был выдающимся испанским художником эпохи барокко и важной фигурой Золотого века Испании — периода художественного возрождения в Испании. Родом из Севильи, он с юных лет проявлял талант к искусству и учился у местного художника в городе. В 1622 году умер любимый придворный художник короля Филиппа IV, и Веласкесу, который уже был весьма популярен к тому времени, было приказано сделать шаг вперед и представить свой портрет. Позже, в 1624 году, молодой художник переехал в Мадрид и стал официальным придворным художником, что стало первой вехой в его долгой карьере в королевской семье Габсбургов и многих других влиятельных людей.

ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК 

Диего Веласкес, "Филипп IV в коричневом и серебряное", ок. 1631–1632 гг. (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Филипп IV в коричневом и серебряное", ок. 1631–1632 гг. (Фото из интернета)

Филипп IV Испанский (1605–1665), которого современники также называли "королем планеты", был известен своим покровительством искусству. Когда Веласкес впервые поступил на королевскую службу, он был того же возраста, что и монарх, и у них сложились дружеские отношения. Большинство первых заказов Веласкеса представляли собой портреты короля, призванные показать богатство и величавую манеру поведения этого человека.

Диего Веласкес, "Принц Бальтазар Карл с карликом", 1632 год (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Принц Бальтазар Карл с карликом", 1632 год (Фото из интернета)

Позже, когда родился сын Филиппа IV, принц Бальтазар Чарльз, Веласкес запечатлевал наследника в серии реалистических портретов вплоть до смерти принца в 1646 году. Испанский художник также изображал первую и вторую жену короля и других его детей. Все эти работы демонстрируют мастерство художника в тенебризме — контрасте света и тьмы — и внимание к деталям. Веласкес хотел показать своих героев такими, какими их видел он сам.

Диего Веласкес, "Портрет инфанты Марии Терезы Испанской", ок. 1656 года (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Портрет инфанты Марии Терезы Испанской", ок. 1656 года (Фото из интернета)

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ 

Помимо многочисленных портретов испанской королевской семьи, Веласкес также создавал изображения придворных Филиппа, а также портреты иностранцев за рубежом.

Диего Веласкес, "Портрет Хуана де Парехи", ок. 1650 года (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Портрет Хуана де Парехи", ок. 1650 года (Фото из интернета)

Во время одной из своих поездок в Италию ему было поручено написать портрет Папы Иннокентия X. Веласкес подготовился к этому событию, написав портрет своего помощника Хуана де Парехи — испанца, родившегося в рабстве. Это произведение выполнено как-бы импрессионистскими мазками, которые Веласкес также использовал в портрете Папы вместе с ограниченной цветовой палитрой. Кстати, пару лет спустя Веласкес освободил Пареху, и он стал независимым художником.

Диего Веласкес, "Портрет Папы Иннокентия X", 1650 г. (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Портрет Папы Иннокентия X", 1650 г. (Фото из интернета)

Веласкес был известен реальностью своих сюжетов без особой лести. Задокументированный факт, что Папа, увидев готовую картину, воскликнул: "Это очень реально! Это слишком реально!" Тем не менее он принял работу, и многие историки считают этот портрет одним из величайших портретов, когда-либо созданных.

Фрэнсис Бэкон, "Этюд по мотивам Папы Иннокентия Х", 1953 г. (Фото из интернета)
Фрэнсис Бэкон, "Этюд по мотивам Папы Иннокентия Х", 1953 г. (Фото из интернета)

Фрэнсис Бэкон создал свою версию этой картины под названием "Этюд по мотивам портрета Папы Иннокентия X" Веласкеса.

ПОЗДНЕЕ ИСКУССТВО И "МЕНИНЫ"

Диего Веласкес, "Менины", 1656 г. (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Менины", 1656 г. (Фото из интернета)

Проработав 30 лет придворным художником, Веласкес стал неотъемлемой частью испанского двора и писал портреты всей королевской семьи. После того, как Филипп IV женился повторно на Мариане Австрийской, Веласкесу было поручено создать огромный портрет их дочери, инфанты Маргариты Терезы, для показа в личном кабинете короля.

На этой сложной, многослойной и загадочной картине, озаглавленной "Менины", изображена юная пятилетняя принцесса в роскошном белом платье в сопровождении своих фрейлин. Справа — свита и спящий испанский мастиф. Слева — сам Веласкес, смотрящий на зрителя во время создания своего портрета. Кроме того, на заднем плане изображены другие фигуры, в том числе сопровождающая Маргариты Терезы Марсела де Уллоа, беседующая с телохранителем, и камергер королевы Хосе Ньето, стоящий в дверях. В зеркале, висящем на задней стене, изображен еще один скрытый портрет короля Филиппа IV и королевы.

"Менины" — безусловно, самая сложная картина, созданная Веласкесом на тот момент, демонстрирующая его невероятное мастерство живописи и способность запечатлевать свои сюжеты постоянно новыми и увлекательными способами.

НАСЛЕДИЕ 

Диего Веласкес, "Прядильщицы", ок. 1656 года (Фото из интернета)
Диего Веласкес, "Прядильщицы", ок. 1656 года (Фото из интернета)

Несмотря на то, что Веласкес был важной фигурой эпохи барокко, он сохранил свой очень индивидуальный стиль, основанный на выразительных мазках, ограниченной цветовой палитре и красивом свете. Ему удалось запечатлеть в портретах внутреннюю и внешнюю реалестичность своих многочисленных моделей, заслужив похвалу любителей искусства по всей Европе.

Веласкес оказал большое влияние на ход истории искусства, особенно на творчество Эдуарда Мане (который находился на грани реализма и импрессионизма), Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, а его шедевр "Менины" считается одной из величайших картин всех времен.