Найти тему
43,8K подписчиков

Мимо кассы: 10 фильмов 2023-го, которые не заслуживали провала

8,1K прочитали
Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения. Вроде бы мир оправился от ковидных ограничений, но для кинотеатров лучшие времена так и не наступили – не только в России, которая оказалась лишена голливудских релизов, Запад тоже переживает кинотеатральный кризис, поскольку онлайн-платформы стали перетягивать на себя крупные денежные проекты, способные создавать зрительский ажиотаж. В результате в кинозалах, с одной стороны, образовался вакуум, а с другой, многие большие релизы недополучили внимания публики. Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто остался обделен кассовыми сборами, хотя заслуживал большего.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Год назад, готовясь к большому киносезону, я опубликовал десятку картин, каждая из которых, на мой взгляд, могла преодолеть планку в миллиард долларов мировых кассовых сборов. Признаю, угадал я только "Братьев Супер Марио", а "Барби" вообще не упомянул, но покажите мне того, кто в январе 2023 года написал бы, что ни один проект Marvel не наберет больше привычной для студии кассы, что забуксует "Форсаж", что коммерческая миссия окажется действительно невыполнимой для Тома Круза, что про новых "Трансформеров" забудут раньше, чем они пропадут из расписаний сеансов кинозалов...

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-3

Да, кто-то объективно заслужил таких результатов – скажем, супергероям достаточно почивать на лаврах, свое реноме нужно поддерживать чем-то более изобретательным, чем дешевая графика. Но часть картин – как блокбастеров, так и крепких середняков – не заслуживала столь бережного отношения зрителей к своим кошелькам. Вот несколько фильмов, которые были достойны не просто окупиться в прокате, но и принести прибыль своим создателям – в конце концов, коммерческий успех дает стимул к дальнейшему развитию ничуть не меньший, чем "Оскары" и "Золотые глобусы".

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-4

Итак, кто там у нас не получил положенного...

"Убийцы цветочной луны"

Строго говоря, само появление такого фильма на экранах – это уже чудо. Сложно представить себе, что какая-то студия сподобится выдать бюджет крутого блокбастера на трех с половиной часовую драму об угнетении коренных американцев во времена нефтяного бума – для этого должны были найтись подлинные энтузиасты большого кино. К счастью, они нашлись – Мартину Скорсезе удалось найти взаимопонимание с Apple, которая престижным релизом застолбила себе место в пантеоне главных онлайн-платформ для самого высококачественного контента. Разумеется, для "яблочников" потеря пары сотен миллионов долларов – сущие копейки, но Скорсезе наверняка польстили бы впечатляющие кассовые сборы картины.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-5

"Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет"

Вышедший в 1970 году подростковый роман "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" писательницы Джуди Блум стал бестселлером и вдохновил миллионы детей по всему англоязычному миру. Вероятно, тот, кто взялся бы адаптировать книгу для большого экрана в 1980-е, когда комедии и драмы о юном поколении находились на пике популярности, озолотился бы, но судьба распорядилась иначе – фильм вышел только полвека спустя. К сожалению, несмотря на взлет интереса публики к драматическим театральным постановкам фильм с Рэйчел Макадамс и Кэти Бейтс прошел незамеченным широкой аудиторией. Лента попала во многие итоговые списки лучших картин 2023-го, но с коммерческой точки зрения провалилась с треском.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-6

"Все страхи Бо"

Ну, ладно – никто, на самом деле, не ожидал, что мистическая головоломка Ари Астера "Все страхи Бо" сможет тягаться с "Форсажами" и "Невыполнимыми миссиями", это все-таки кино совсем другого калибра. Но и полнейший игнор со стороны аудитории стал для авторов и студии неприятным сюрпризом. Казалось бы, Астер наработал впечатляющий авторитет, способный заставить поклонников хитровыдуманных хорроров вожделеть новую картину, однако успеха "Реинкарнации" и "Солнцестояния" оказалось недостаточно, чтобы запустить на орбиту сюрреалистическую трехчасовую эпопею человека, заплутавшего в чертогах разума. Не помогло ни участие Хоакина Феникса, ни красочная картинка, ни бюджет, позволивший воплотить самые странные фантазии режиссера. Бо напугал только боссов компании А24.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-7

"Безумная поездочка"

С точки зрения работы современных маркетинговых механизмов в ушедшем году оказался интересным кейс выхода на экраны двух голливудских комедий с взрослым рейтингом – в июне вышла "Без обид", а в июле "Безумная поездочка" рассчитанные примерно на одну и ту же аудиторию. При сопоставимых бюджете и уровне юмора первой картине удалось устоять на ногах, собрать сколько-то приличную кассу и даже выдвинуть Дженифер Лоуренс в соискатели "Золотого глобуса". Китайскому трипу четырех азиатских актрис повезло существенно меньше – при том, что кино получилось действительно смешным и могло развиться в самостоятельную франшизу, публика предпочла испытать иные эмоции. Или всё дело в голой ДженЛо?..

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-8

"Air. Большой прыжок"

У биографического фильма "Air. Большой прыжок" имелось почти всё для того, чтобы выстрелить: интересная история, армия фанатов, крутые актеры, занятые на ведущих ролях. Не было одного – в фильме о Майкле Джордане нет... Майкла Джордана. И хотя такой ход легко объясним, и авторы о нем предупреждали заранее, в кинотеатры этаким недобайопиком публику не привлечешь. С другой стороны, на определенном этапе вообще предполагалось, что картина Бена Аффлека выйдет прямиком на Amazon Prime, так что небольшая кинотеатральная прогулка стала всего лишь приятным бонусом ко всем остальным способам извлечения прибыли. И всё же, думаю, Аффлек хотел чего-то большего.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-9

"Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1"

567 миллионов долларов мирового проката большинству проектов было бы достаточно для того, чтобы облегченно вздохнуть, зафиксировать прибыль и со спокойной душой приступить к реализации новых идей. Но не в случае Тома Круза и его "невыполнимых миссий". Из-за вызванных пандемией переносов бюджет картины вырос до неприличных 290 миллионов долларов, а это означает, что в ноль лента могла выйти, лишь преодолев рубеж в 700-730 миллионов долларов. Большинство аналитиков предполагало, что Итан Хант с новым фильмом перемахнет рубеж в миллиард, но "Барби" и "Оппенгеймер" притормозили уверенный ход спецагента, сражающегося с искусственным интеллектом. Возможно, зрителей смутила "Часть 1" в заголовке – мол, зачем смотреть фильм сейчас, лучше посмотреть перед выходом второго. Посмотрим, удастся ли Крузу вернуться в седло с восьмой частью.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-10

"Переводчик"

Крайне обидно было за Гая Ричи в ушедшем году – стартовал британский режиссер разухабистым комедийным боевиком "Операция Фортуна", а чуть позже порадовал гораздо более серьезной военной драмой "Переводчик", но в обоих случаях зрители отказались осыпать Ричи деньгами. И если "Фортуна", по справедливости, не заслуживала лавров, изначально выглядя пародией на всё то, что режиссер снимал прежде, то "Переводчик", напротив, подчеркивал способность постановщика двигаться вперед, пробовать новые способы коммуникации со зрителем, работать на более высоком уровне. Отчасти в провале проката "Переводчика" оказалась виновата компания MGM, не вложившаяся в маркетинг, пустившая фильм в ограниченное число кинозалов, не сделавшая из ленты "событие", но Гая Ричи это вряд ли удовлетворяет. Грустно, когда ты пытаешься вырваться за пределы своего "пузыря", а тебе подрезают крылья.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-11

"Дурные деньги"

Так иногда бывает – хорошее, умное, яркое кино на каком-то этапе оказывается не нужным прокатчику или производственной компании, его доделывают спустя рукава и пускают в прокат без рекламы и с наспех скроенным трейлером. Молодежная комедия "Дурные деньги", сюжет которой основан на реальных событиях, потрясших устои американской финансовой системы, попала ровно в такую ситуацию. Изначально проект анонсировался едва не как новая "Игра на понижение", в кадр привлекли множество интересных артистов, руководить ансамблем поставили режиссера "Тони против всех" и "Круэллы" Крэйга Гиллеспи, но потом запал иссяк, ленту доделали, но прокат откровенно саботировали. При 84% "свежести" на Rotten Tomatoes фильм вполне мог рассчитывать на сотню-другую миллионов сборов, но заработал всего 16. Это похоже на заговор финансистов!

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-12

"Подземелья и Драконы: Честь среди воров"

Вот уж кто совершенно не заслуживал столь звонкой пощечины, так это Крис Пайн и команда, работавшая над адаптацией для большого экрана вселенной игр и приключений "Подземелья и драконы". Безупречной картину Джона Дэйли и Джонатана Голдштейна не назовешь, но она выполнена с большой любовью к исходному материалу, со старанием актерского ансамбля, с изобретательностью и чувством юмора операторов, гримеров, костюмеров и специалистов по графике. Это увлекательная история, но зрители жертву не оценили и со спокойной душой отправились смотреть "Братьев Марио". "Драконы" собрали чуть больше 200 миллионов, и это вдвое меньше той грани, за которой Paramount могла включить зеленый свет для сиквела. А так – придется ждать еще десяток лет, пока кто-нибудь опять соберется с силами и пустится во все фэнтезийные тяжкие.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-13

"Индиана Джонс и Колесо судьбы"

Новый Индиана Джонс – моя персональная боль. Не могу сказать, что жаждал увидеть пятую часть, но когда ее выход оказался неизбежен, готов был поддерживать релиз всеми силами. Вы помните, я даже безумный трип совершил ради премьерного показа. И мне всё понравилось, я получил ровно то, что хотел, хотя на протяжении всей картины чувство натянутости и неискренности всё же не оставляло – не надо было Disney браться за продолжение. Однако – что вышло, то вышло – впору радоваться! Но зритель в кинотеатр не пошел. Почему? Самый простой ответ – потому что поклонники Индианы Джонса сидят дома с артритом и подагрой, предпочитают походам в кинотеатры плед и газету, а попкорн давно поменяли на чай с лимоном из стакана с подстаканником. 384 миллиона долларов сборов при бюджете в 300 миллионов – это позор, которого ни фильм, ни герой, ни актеры не заслуживали. Но таково колесо судьбы – всё хорошо вовремя.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-14

Безусловно, кассовые показатели – это не тот критерий, по которому однозначно определяется качество картины. История знает сотни примеров того, как фильмы, никак не проявившие себя в прокате, вдруг становились культовыми, получали статус исторического достояния или обретали любовь миллионов поклонников. Допускаю, что и в выше обозначенном списке со временем у кого-то судьба сложится чуть лучше, чем на старте проката. Как минимум, не пропадут Индиана Джонс, Итан Хант и герои Мартина Скорсезе. Последние вообще легко могут отыграться на "Оскаре" и "Глобусе". Правда, это уже совсем другая история.

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-15

И мы обязательно вернемся к некоторым фильмам, незаслуженно попавшим в опалу, но до этого обсудим еще много интересных вопросов и тем – отдыхать можно и нужно в содружестве с кино и сериалами, поэтому я приложу все усилия, чтобы радовать вас новыми текстами регулярно. Вам остается лишь время от времени заглядывать на канал и получать удовольствие от несогласия с автором. Еще более эффективный вариант – подписка на телеграм-канал, он наполняется занятными эксклюзивами, горячими новостями и интересными подробностями о ваших любимых картинах. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не скупитесь на покупку билетов, и...

Ушедший год был в высшей степени странным для индустрии кино – слишком быстро и круто меняется ландшафт вокруг кинопроизводства и киносмотрения.-16

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: