Найти в Дзене
ivan.kinoman

15 отечественных фильмов на Новый год

1. Иван Васильевич меняет профессию Гениальное кино от лучшего режиссера всех времен Леонида Гайдая. Во многих сценах практически дословно воспроизводится оригинал, к слову, написанный не кем-то, а самим Михаилом Булгаковым. И да, здесь просто шедевральная музыка. К слову, в фильме нет ни одного намека на новый год, и при этом он все равно самый что ни на есть — новогодний. Блистательный Юрий Яковлев, великий и потрясающий — так по-разному сыграть двух таких непохожих людей в одном фильме — это Искусство. Сюжет всем известен наизусть: в результате поломки машины времени, собранной из подручных средств инженером Тимофеевым, в континууме мировой истории меняются местами царь Иван Васильевич, прозванный за свою жестокость Грозным, и чрезвычайно похожий на него управдом товарищ Бунша. Рецензия «Афиши»: «Фильм по мотивам пьесы Михаила Булгакова — единственная из гайдаевских экранизаций, где режиссер изменил время действия оригинала. Великий князь всея Руси попадает в семи

1. Иван Васильевич меняет профессию

Гениальное кино от лучшего режиссера всех времен Леонида Гайдая. Во многих сценах практически дословно воспроизводится оригинал, к слову, написанный не кем-то, а самим Михаилом Булгаковым. И да, здесь просто шедевральная музыка. К слову, в фильме нет ни одного намека на новый год, и при этом он все равно самый что ни на есть — новогодний.

Блистательный Юрий Яковлев, великий и потрясающий — так по-разному сыграть двух таких непохожих людей в одном фильме — это Искусство. Сюжет всем известен наизусть: в результате поломки машины времени, собранной из подручных средств инженером Тимофеевым, в континууме мировой истории меняются местами царь Иван Васильевич, прозванный за свою жестокость Грозным, и чрезвычайно похожий на него управдом товарищ Бунша.

Рецензия «Афиши»: «Фильм по мотивам пьесы Михаила Булгакова — единственная из гайдаевских экранизаций, где режиссер изменил время действия оригинала. Великий князь всея Руси попадает в семидесятые — мир курток замшевых, кинокамер заграничных, портсигаров отечественных и, конечно, магнитофонов, из которых доносится Высоцкий. Отдав дань уморительной стилизации в погонях по царским палатам и прочих «паки, паки, иже херувимах», Гайдай не смог упустить ускользающую возможность в очередной раз снайперски зафиксировать время. Как будто предчувствовал, что совсем скоро окружающая действительность утратит даже сугубо визуальное очарование, а на грядущем бесстилье споткнется и его собственное кино. И в последнем своем безусловном шедевре Гайдай дает потомкам возможность не только вдоволь посмеяться, но и совершить путешествие в лепоту все еще недавнего прошлого, которое для современного зрителя оказывается таким же удивительным и странным, как и для сменившего профессию Рюриковича».

2. Чародеи

-2

Одна из самых любимых комедий.
Странный, казалось бы, выбор. Данный фильм не входит в золотой фонд классики советского кино, его не снимал ни Гайдай, ни Рязанов, в нем не играли гениальные Никулин или Миронов... Съемка скорее «камерная», операторской работы мало, комбинированные съемки курам на смех. Но разве имеют значение эти мелочи и декорации, когда так замечательно передана новогодняя атмосфера!

Фильм, который начинает как обычная подготовка к корпоративу научных сотрудников в каком-то академгородке, сопровождается самой настоящей новогодней сказкой, где главный герой должен расколдовать свою любимую от заклятия, наложенного ведьмой, причем сделать это можно только при помощи поцелуя.

По мере достижения цели ему будут помогать незадачливые помощники (великолепный тандем Виторгана и Светина), а мешать карикатурный злодей.
Главное в этом фильме — это потрясающий юмор. Причем юмор совершенно разный. Начиная от деталей (например, номера машин в сцене, где Абдулова выбрасывают на снег) и фраз, брошенных скорее вскользь («Боже, как я похудел», «Он проходимец, и ноги у него кривые»), заканчивая культовыми сценами и цитатами («Кто так строит, а?», «Ты че, колдануть не мог? Склеротик»).

Я личное не представляю себе январские праздники без этого фильма. Это настоящее кино, сделанное талантливыми людьми: без спецэффектов, дорогих костюмов и гениальных операторов они смогли передать потрясающий колорит и вызвать ностальгию по 70м даже у тех, кто тогда и не жил вовсе.

3. Операция «Ы» и другие приключения Шурика

-3

Еще одна великая советская кинокомедия.
Когда слышишь название этого фильма, сразу вспоминаешь о легендарной троице Никулина, Вицина и Моргунова. Оно и понятно: когда эти безумно харизматичные актеры вместе оказываются на экране — все остальное меркнет, а любая фраза, а случайных фраз здесь нет, здесь не говорят попусту

Безумно круто, что они показывают такой прекрасной нашу страну, у новых поколений остается возможность прикоснуться к тому времени и увидеть, как жили наши родители. Это же 1963 год, после войны прошло менее 18 лет, главный герой — студент, который как раз олицетворяет послевоенную молодежь: правильную, скромную, храбрую, уважающую старших и труд, непреклонную к лени, преступникам и лжи. Как же хорош Александр Демьяненко, связующее звено всех трех новелл. Жаль, что он так переживал, что потомки запомнят его исключительно по роли Шурика. Сыграть роль, которая станет символом целой эпохи — это более, чем отличное достижение в карьере. Хотя я, конечно, знаю и очень люблю и другие его работы.

Не устану повторять слова, которые пишу под каждым отечественным фильмом этого списка. Тем более, что эти слова так сейчас редко можно применить к современному кинематографу: фильм снял наш гениальный режиссер, в нем сыграли наши потрясающие актеры, на выходе получилась наша безумно смешная комедия и, в целом, наше великое кино. Надеюсь и искренне верю, что в России когда-то вспомнят, как снимать такие фильмы.

4. Джентльмены удачи

-4

Ох, уж этот гениальный и вечно грустный Евгений Леонов, какой великий актер. Вицин совершенно в нетипичном для себя амплуа (как по мне, куда больше ему подходящем), вечно забавный и отличный Савелий Крамаров .

Обучение жаргону, тюрьма и побег, нелегкие заработки разгрузкой батарей и чисткой снега, новый год на даче — каждый раз с удовольствием возвращаюсь к замысловатым приключениям псевдо-Доцента, Косого, Хмыря и Василия Алибабаевича.

Казалось бы, смотришь комедию, жанр сейчас ни на что серьезное не претендующий (хорошо уже, если тебе просто нескучно), но в случае с «Джентельменами удачи» только диву даешься, какая поразительную глубину здесь можно увидеть. Момент с неудавшимся самоубийством Хмыря, разговор Косого со старым другом, грубо прерванный Доцентом («Да вор он»). Как тонко и изящно подаются пояснения характеров героев, и каким логичным выглядит их становление на новый путь. Именно такими комедии и должны быть: изящно и понятно обсмеиваться пороки общества, логично развиваться и меняться герои, и да — чуть не забыл — должно быть просто смешно.

Единственное, мне всегда грустно в конце, что бандиты так и не отблагодарили искреннего и наивного Трошкина, который весь фильм как мог, старался им помочь.

5. Ирония судьбы, или «С легким паром»!

-5

С каждым годом я все больше понимаю, насколько это грустная картина. Если в детстве я любил его за первую серию: с баней и тостами, украшениями к празднику, забавными диалогами и смешными ситуациями, то теперь я больше ценю его вторую часть, стихи, музыку, долгое молчание героев и неоднозначно положительный, а скорее печальный финал.

Да и как было оценить весь великий замысел сценариста и режиссера, если целиком я этот фильм посмотрел где-то в 20 лет первый раз, и было это, конечно, не в новогодние праздники. Фильм же мы всегда ассоциировали именно с 31 декабря: когда в перерывах между приготовлениями оливье и украшением елки удается в такт фильму сказать очередную его фразу вместе с героем «какая гадость эта ваша заливная рыба» или «я никогда не пьянею», «улетел вместо Павлика?», «ну-ка нашу, вагончики»...

А вот попробуйте рассказать, что в этом фильме хорошего для человека, который не из советского прошлого. Я выявил, пожалуй, три главные мысли:
1) в фильме удивительным образом отражена эпоха и обычаи празднования главного праздника страны. Эпоха. Парадоксально, но за 40 лет поменялось немногое. Все та же однотипная застройка, одинаковая мебель (только теперь не из Чехословакии, а из Швеции), все то же на новогоднем столе, все те же мысли в головах. Бобровые шапки разве только канули в небытие :)

2) Актерская игра. В первую очередь, Юрия Яковлева. Вот уж никогда бы не подумал, а сейчас уверен, что это наш главный актер. Забавно, как его Ипполит на удивление из отрицательного персонажа, коим я считал его в детстве, становится единственно положительным героем фильма.

3) Тонкая и сильная режиссура, которая под маской новогоднего маскарада скрывает трогательную мелодраму с печальной развязкой о страхах перед следующим жизненным шагом.

6. Бриллиантовая рука

-6

Актеры в советских фильмах с каждым годом играют все лучше. Грустная, но очень правдивая шутка.

Помимо слов, сказанных выше другим картинам и которые однозначно можно отнести и к этому фильму, хочется отметить, что здесь главные роли исполняют два моих любимых советских актера — Андрей Миронов и Юрий Никулин.
Компанию им составляет великие Анатолий Папанов («Усе у прядке, шеф», «Казадоев», «Буду бить аккуратно, но сильно») и Нонна Мордюкова («Управдом — друг человека», «Если не будут брать — отключим газ»).

Юрий Никулин — человек потрясающей харизмы, наконец, в главной роли. Простой, искренний («Я не трус, но я боюсь»), не самый сообразительный, но надежный и в важный момент не растерявшийся и давший отпор бандитам герой вышел у Никулина просто великолепно. Ну, а гениальность тандема Миронов-Папанов («- Мне надо принять ванную, выпить чашечку кофэ. — Будет тебе и кофе, и какао с чаем») нельзя просто описать словами, единственное — отмечу, как же интересно наблюдать за их абсолютно противоположными характерами героев по сравнению с «12 стульями». Эти герои все же ближе к их образам из «Берегись автомобиля».

Но моя любимая сцена до сих пор даже не включает никого из вышеперечисленных — я всегда в восторге от диалога сотрудника милиции Миши с начальником: «А может? Не может? А если? А вот это попробуйте».

7. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

-7

Как жаль, что картин с этими героями всего две.
Ну, положим, отдельно у троицы Моргунов-Никулин-Вицин есть еще несколько появлений — в тех же «Самогонщиках» или эпизодическое в «Дайте жалобную книгу», а у Шурика сольный выход в «Иване Васильевиче». Но именно их совместные картины — это совсем уж особенные фильмы.

Здесь же еще и исключительно хорош Владимир Этуш («Красавица! Комсомолка! Спортсменка!», «Шляпу сними»), который абсолютно другой в «Иван Васильевиче» — вот оно, главное величие отличных актеров — убедительно играть совершенно разных персонажей, а не себя в каждом очередном фильме. А еще печальный Фрунзик Мкртчян, человек с уникальной фамилией и удивительно грустной судьбой.
Очень жаль, что Кавказ у нас так мало был показан в кино, обычно режиссеры отдавали предпочтение Крыму. А, может, это из-за того, что здесь тема исчерпана «от и до» и сказать что-то еще новое уже нельзя. Мы видим все стереотипы и лучшие его части: горы, виды, вино, шашлык, странные обычаи и много-много солнца.
Особенный фильм, ничего общего с новым годом не имеет, но все равно стабильно на главных каналах страны каждое (чаще всего) 2 января.

К слову, все советские комедии из этого списка — это нечто особенное, это наше культурное наследие. Их невозможно поставить ряд с другими фильмами, выбрать из них самый смешной, самый лучший фильм. Это особое кино, лучшее, и доставать его нужно в лучшие моменты жизни, в Новый год, например, и каждый раз искренне смеяться и радоваться происходящему на экране, даже несмотря на то, что давно уже знаешь в них наизусть каждое слово.

8. Девчата

-8

Для меня это главный зимний неновогодний фильм Советского Союза.

В сибирский поселок приехала юная повариха Тося Кислицына — наивная и эксцентричная девчонка. Она сует свой нос во все дела, каждому стремится помочь. Местный красавец Илья на спор заводит с Тосей роман, сопровождающийся массой комичных ситуаций...

Много раз и Румянцева, и Рыбников еще встретятся зрителю в этих образах мачо того времени, лучшего и своенравного сотрудника (будь то бригадир на лесоповале в Сибири, монтажник-верхолаз, лучший сталевар завода) и неопытной, нахальной и искренней сотрудницы (опять же неважно, повар ли она, или королева бензоколонки).

Но именно здесь их тандем вызывает самые теплые чувства. Здесь все сработало лучшим образом. Конечно, поверить в эти веселые лица, которые живут счастливо и в минус сорок, валя лес и не имея никаких особых развлечений, непросто, но нельзя не прочувствовать сильных духом людей, изображенных на экране.

Мне лично очень всегда импонировала эта манера 60х годов снимать духоподъемные комедии работников, делающих общее дело.
В них была своя определенная романтика, они цепляли. Забавно сравнить, как сейчас главные герои — это блогеры, певцы, хрен с ним, даже политики — а вот так не хватает настоящего кино о настоящих людях. Это же один из лучших его примеров.

9. Гусарская баллада

-9

Исторический анекдот, удачно и к месту рассказанный, всегда найдет благодарных слушателей, а, тем более, зрителей. История девицы-корнета, желающей наравне с мужчинами защищать отечество, была счастливо вспомнена драматургом А. Гладковым, воплощена им в комедии «Давным-давно» и экранизирована Э. Рязановым в 1962 — к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном.

Очередной блестящий образ Юрия Яковлева, на этот раз он играет одиозного поручика Ржевского. Лариса Голубкина переодевается в противоположный пол задолго до культовой роли Дастина Хоффмана.

Отличный фильм, все герои изъясняются в стихах. Интереснейший Кутузов в исполнении Игоря Ильинского. Прекрасная песня «Давным-давно». Про войну 1812 у нас совсем мало фильмов, а у этого еще и столь неожиданное художественное воплощение. И при всем — прекрасная советская классика.

В общем, еще одно подтверждение величия нашего кинематографа.

10. Карнавальная ночь

-10

Первый советский новогодний фильм (1956 год!). Дебют Эльдара Рязанова и Людмилы Гурченко. Фильм построен как концерт.

Команда молодых работников клуба готовится к встрече Нового года. Они задумывают провести интересный и веселый праздник, но, на беду ребят, их берется контролировать директор клуба Огурцов — бюрократ, буквоед и чинуша. Собрав всех в своем кабинете, он подробно рассказывает о «своем видении» того, как правильно и полезно провести новогоднюю ночь. Организаторы понимают, что Огурцов собирается вместо праздника преподнести гостям клуба некий коктейль из смотра художественной самодеятельности и партсобрания. И тогда молодежь решает хитростью обойти недалекого начальника, чтобы организовать настоящий новогодний бал.

Кажущаяся простота картины, обычные главные герои, много песен и танцев — все это меркнет перед потрясающими второстепенными героями: товарищ Огурцов, исполненный тем же Игорем Ильинским, блестящая карикатура на всех мелких чиновников (за 70 лет, к слову, ничуть не утратившая своей актуальности) и великолепный Сергей Филиппов, приглашенный астроном, который все хотел прочесть лекцию «Есть ли жизнь на Марсе?»

11. О чем еще говорят мужчины

-11

Фильм колоссально проигрывает в юморе первой части и в легковесности и положительному настроению третьей.
Остается только догадываться, почему вечнопозитиный «Квартет И» так ушел в кризис среднего возраста и все эти многочисленные разговоры о любовницах. Совершенно лишние персонажи Виталия Хаева и Екатерины Вилковой, настолько инородные в этом фильме — очередном диалоге интересных людей. А вот линия жен Камиля и Леши, исполненная Подкаминской и Бабенко, наоборот, позволяет увидеть женский взгляд на, в целом, ту же тематику размышлений ни о чем и сразу обо всем.

В фильме есть очень смешные ситуации: тот же момент с диспозицией перед открытием двери, где Алексей Макаров командует — кому где встать; или пьяный Леша, строящий из себя крутого парня; почти все моменты с Подкаминской и Бабенко. Есть серьезные и важные мысли, например, монолог Камиля ближе к концу. Но куда больше здесь грустного, особенно печальным выглядит сюжетная линия с охранником, мечтавшим в детстве стать космонавтом, и то, что начало года все герои опять начинают с тех же ошибок, а Новый год, его магия так и не смогли ничем помочь.

Но такие фильмы полезны, они нужны, позволяя взглянуть на праздник с другой точки зрения, где нет этой всепоглощающей любви, сбычи всех мечт каждого героя и прочего. В той же «Иронии судьбы» ведь тоже не то, чтобы хороший конец (странно думать, что Женя и Надя там будут вместе). И вот если помнить, что кино должно не только развлекать, но и учить — даже в том случае, если сами герои этого самого кино озвученные ошибки так и не могут исправить — то можно вынести много интересного. А красивая картинка Москвы, юмор и знакомые и уже любимые многими персонажи могут в этом поспособствовать.

12. Сирота казанская

-12

Не самый известный фильм.
Снятая за «3 копейки» в одной локации в 90е годы, эта комедия тем не менее оказалась довольно оригинальной и интересной историей.

Молодая сельская учительница пишет письмо в газету о том, что разыскивает своего отца, описывает приметы и просит того откликнуться. На просьбу в канун нового года к девушке приезжает не один, а сразу три потенциальных кандидата, и у каждого свое убедительное объяснение. Один — фокусник, другой — бывший космонавт, третий — вообще корабельный кок, который был во всех странах мира. И на манер мюзикла «Mamma Mia», снятого, в принципе, про то же самое, они начинают забавно выяснять между собой отношения и доказывать свою уникальность и превосходство перед другими кандидатами.

Все потенциальные родители сыграны исключительно талантливыми актерами: Валентином Гафтом, Львом Дуровым и Олегом Табаковым (у последнего здесь очень смешной конский хвост). Компанию им составляет молодой Николай Фоменко, жених учительницы.

Обилие комичных фраз и ситуаций, когда каждый отец по-своему старается проявить свои лучшие качества перед дочкой, достигают апогея при приготовлении праздничного ужина. Фокусник украшает квартиру, космонавт чинит старый телевизор и настаивает, что его тюбики с едой — лучшая еда, ну, а кок, разумеется, поражает своим кулинарным мастерством.

P.S.: к слову, фильм срежиссирован молодым еще тогда Владимиром Машковым.

13. Не может быть!

-13

Куда менее известный, а зря, фильм Леонида Гайдая, которому я не устану признаваться в любви. После удачнейших опытов с Шуриком и «Бриллиантовой рукой» он решил экранизировать классику Михаила Зощенко.

Фильм включает три новеллы о негативных явлениях провинциальной жизни молодой страны Советов: тупости, пьянстве, стяжательстве, бездуховности - всем том, что и сейчас существует благополучно и повсеместно.

Первая история - про Михаила Пуговкина, которого вызывают в суд, а в это время его жена старается как можно быстрее продать все его имущество, пока не отобрали) Вторая - про сразу несколько любовных треугольников, в центре которых блистательный актер Олег Даль.

И, наконец, третья история, про скорую женитьбу видевшихся лишь пару раз молодых, где главную роль играет Леонид Куравлев, но главный в этой истории - все же отец невесты в шикарном исполнении Георгия Вицина. Его «Не желаете ли трахнуть по маленькой?» было бы вульгарным от кого угодно, но только не от него.

14. Мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

-14

Давным-давно, во времена, когда отечественное телевидение еще не было захвачено идиотскими генеральными продюсерами с манией величия, телевизионные новогодние эфиры были очень смешными. В это очень трудно поверить, но это так. Когда-то, вот уже 20 лет назад, люди не просто кривлялись, наливали себе лимонад и изображали безумное и бессильное веселье, в десятитысячный раз по кругу проигрывая одни и те же песни.

В 90х годах Первый канал, тогда еще просто ОРТ каждый год готовил особенную праздничную программу. Все началось с 94 года, когда на Новый год нам показывали истории из жизни доктора Адама, блистательно сыгранного Игорем Угольниковым. Это был наш «Монти Пайтон» — феерично смешной и странный, отчасти симпровизированный, но всегда талантливо.

Потом появились «Старые песни о главном» — альманах, в котором от серии к серии исполнялись старые российские песни, за 5 серий были показаны лучшие хиты от 30х годов до 90х. А после в 2001 году как раз появился телевизионный мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». С костюмами от Юдашкина, отличной музыкой от Константина Меладзе, лучшего российского поп-композитора последних лет 30ти и шикарным юмором от, о удивление, наших поп-звезд.

Филипп Киркоров, кажется, на единственно органичном для себя месте :) Можно найти на YouTube, если не найдете - пишите, я скину ссылку.

15. Мюзикл «Золушка»

-15

Сюда можно добавить классическую «Золушку» от Ленфильма 40х годов, но я решил выбрать более необычный вариант.

Это еще один замечательный телевизионный мюзикл, 2002 года. И опять же все наши артисты удивительно органичны и очень смешны. Да, даже Басков и Леонтьев. Так в это странно поверить. Особенно мне нравится здесь Леонтьев в роли Короля:

  • ⁃ Ну как я пел?
  • ⁃ Несравненно, Ваше Величество.
  • ⁃ Зайдешь ко мне в девять.
  • ⁃ Ахаха...
  • ⁃ А ты в десять.

И в том, и другом мюзикле авторство всех музыкальных композиций принадлежит Константину Меладзе. Так что пожалуй, и правильно, что лучшую свою песню Константин Меладзе оставил брату Валерию, исполняющему здесь роль отца Золушки — песня «Время» лучшее, что происходило с наше поп-музыкой в 00вые.

П.С. Для тех, кто не любит Новый год: Обзор Badcomedian на «Ирония судьбы: Продолжение»

-16

Я очень не люблю продолжение классической «Иронии судьбы».
Мне кажется, это был совершенно ненужный фильм, еще и с плохим сценарием, единственная цель которого - заработать как можно больше денег, без внимания на художественную ценность.
От того печальнее, что в нем еще и снялись почти все актеры из оригинала.

Все мои эмоции и недовольства в очень смешном ключе озвучил Евгений Баженов, более известный как блогер BadComedian на своем YouTube-канале.
Мне кажется, это его лучший обзор. Смотрю его каждый год и вам советую :)

Ну, реально, порой же кажется, что в сиквеле главные роли у майонеза и билайна)
А увлечения героя Безрукова своей телефонной гарнитурой?)
А Боярская, которая может быть отличной актрисой, но здесь растеряла все навыки? А Ширвиндт, который по сюжету более 6 часов сидит в сауне?)

В общем, рекомендую. Отличное и, что главное, новогоднее настроение вам гарантировано!