Найти тему
МЧС.медиа

ФИЛОСОФИЯ УЧИТЕЛЯ: ТАТЬЯНА БАБУРОВА

Оглавление

2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия уходящего года заключалась в признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. А все мероприятия, приуроченные к Году педагога и наставника, были направлены на повышение престижа профессии.

В этом году мы делились с вами разными историями людей, чья жизнь так или иначе связана с наставничеством. Среди наших героев были и участники Великой Отечественной войны, и сотрудники МЧС России, и, конечно же, действующие педагоги. Вот и завершить 2023 год мы хотим историей женщины, которая имеет к Году наставника и педагога самое прямое отношение.

Заслуженный учитель Российской Федерации

Наша героиня, которая поделилась историей своей жизни – заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Ивановна Бабурова.

Сам Сергей Бондарчук не смог не заметить эту красоту и стать, когда снимал под Волоколамском в 1964 году киноэпопею «Война и мир». И хотя многие его жители участвовали в массовых сценах, известный режиссер отвел ей отдельную роль – девушки с косой из дома Ростовых, бежавших из сгоревшей Москвы. До этого она окончит с отличием техническое училище № 10, а впоследствии заочное отделение МАПИ имени Н.К. Крупской. А спустя почти 60 лет по-царски войдет в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, чтобы заслуженно получить медаль и звание Героя Труда России.

Татьяна Ивановна Бабурова родилась 3 апреля 1943 году в ските Иосифо-Волоцкого монастыря Волоколамского района. В 1960 году окончила Детгородковскую среднюю школу. В том же году открыла трудовую книжку в ТУ – 10, которое окончила с отличием, а затем работала на стройке в Москве.

С 1 октября 1961 года работала в детском санатории в Скиту. В 1963 году перешла на работу в родную школу в качестве старшей пионервожатой и вела уроки в вечерней школе.

С 1962 по 1968 годы училась заочно в МАПИ им Н. К. Крупской.

В апреле 1967 годы была переведена на работу в Волоколамский ГК ВЛКСМ заведующей школьным отделом и секретарем.

С 1 сентября 1968 года по настоящее время работает в гимназии № 1 города Волоколамска Московской области учителем русского языка. В 1997 году стала Заслуженным учителем РФ.

В 2004 году награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

С 2011 года – педагог-организатор.

С 20 декабря 1984 года по сей день руководит музеем «Волоколамская земля».

-2

Кроме того, что Татьяна Ивановна посвятила свою жизнь воспитанию и обучению детей, она внесла и свой неоценимый вклад в воссоздание истории. В 2011 году вышла в свет первая книга дилогии «И не было судьбы у нас другой» – «День за днем на Волоколамском направлении», подготовленной Татьяной Бабуровой. Построенная по системе календаря, книга повествует о воинских частях и конкретных людях, оборонявших дорогу на Москву: 316-ой стрелковой дивизии Панфилова, кавалерийском корпусе Л. Доватора, курсантах училища Верховного Совета РСФСР.

В 2015 году вышли в свет три тома «Волоколамских ратоборцев». В 2016 года дилогия удостоена Литературной премии М. Пришвина.

В настоящее время готово к изданию четырехтомное исследование «Из века в век. Волоколамский хронографъ» – лирическое многоголосие во славу России и ее лучших подвижников. На 2600 страницах прекрасно иллюстрированной книги (художник-дизайнер Л. В. Желеховская, выпускница гимназии №1 города Волоколамска Московской области) автор рассказывает историю России через призму судьбы родного города и всей Волоколамской земли. Каждая глава, которых всего 40 – это отдельная тема исследования, но все они объединены авторской позицией, ее отношением к людям, жившим и живущим.

«Пока не будет мотивации у ребенка изнутри, вы что хотите ему поставьте, он ничего делать не будет»

Делясь своим взглядом на воспитание и обучение детей, Татьяна Ивановна начинает рассказ с мудрости: «Мало подвести к источнику, надо, чтобы тот, кого подвели, еще захотел напиться. Пока не будет мотивации у ребенка изнутри, вы что хотите ему поставьте, он ничего делать не будет»

Татьяна Бабурова убеждена, что начинать «создавать» маленького человека должен далеко не преподаватель. Азы закладываются в самом раннем детстве. Эта задача, в первую очередь, дошкольного образования. Например, ребенок уронил погремушку. Он не поймёт, что такое труд, до тех самых пор, пока не научится поднимать её сам. И любящая своё дитя мать ни в коем случае не должна спешить нагибаться за игрушкой. Важно наблюдать, куда потянет её ребенка. Он, к примеру, хочет ударить молотком, а мать в этот момент кричит: «Положи на место, еще не хватает, чтобы дорогую полировку испортил, по сервизу долбанул!» А ребёнок ведь хочет колотить! И таким отношением родители сделают всё, чтобы к тому моменту, когда у маленького человека придёт осознание, к чему у него действительно есть призвание, он уже ни за что не возьмет в руки ни один молоток.

«Мало быть специалистом по диплому, надо еще быть по мозгам и по настрою профессионалом»

-3

Подавляющее большинство людей не работает по специальности. Жизнь многих складывается таким образом, что мечты, которые были в детстве, не свершаются из-за абсолютно бытовых и банальных преград. Например, пошёл выпускник в то образовательное учреждение, которое подходило ему по проходному баллу, а хотел ведь быть специалистом абсолютно другого профиля. И всю дальнейшую жизнь человек работает не на своем месте.

Как было раньше? Я окончила школу, пошла сдавать экзамены в пединститут и в первый раз их провалила. Возвращаться домой было стыдно, потому что я была уверена, что педагогика – моя стезя. И вот иду по улице и вижу объявление: техническое училище № 10 объявляет набор на 1-й курс на несколько специальностей, в том числе на электромонтера. И недолго думала, пошла и окончила это техническое училище с красным дипломом. Терпеть не могла в школе те предметы, которые там пришлось изучать, но в результате ни столичная прописка, ни общежитие, ни перспектива поступления в энергетический институт без экзаменов заманить меня не смогли. Я, этот год проучившись, вновь сказала себе: «Нет, только педагогика!» Возвращаюсь домой, иду воспитательницей в детский санаторий, откуда берет начало мой педагогический рост. Поэтому мало быть специалистом по диплому, надо еще быть по мозгам и по настрою профессионалом.

Родители далеко не всегда могут заметить в ребенке талант. И тут важен опыт и понимание детей классным руководителем, который может подсказать и направить детей в правильное русло. Дважды Татьяне Ивановне приходилось заходить на воспитательный процесс одновременно с двумя классами.

Одна учительница из-за отъезда оставляла седьмой класс, а у Татьяны Ивановны свой шел к выпуску. Она приходит к ребятам помладше и признаётся: «Как же я рада, что вы мне достались! Вы мне сейчас поможете воспитывать выпускной класс (надо отметить, он был сложным). Мы с вами будем готовить творческие мероприятия, а их будем приглашать, чтобы они заразились и подхватили наши начинания".

«Не обязательно подчинять интересы детей своим, но если каждому помогать заниматься тем, что ему мило-дорого, то все получится»

Опыт Татьяны Бабуровой показывает, казалось бы, очевидную вещь - все классы и дети разные. Они идут от учителя начального звена, а к нему – от воспитателя детского сада. И на этом всём стоит, разумеется, отпечаток семьи.

Татьяна Ивановна всегда была чуткой к чувствам не только детей, но и их родителей. Она изначально понимала, что никогда не стоит на общем собрании родителей касаться частного ребенка. Всё необходимо объяснять только в обтекаемой форме с помощью ассоциаций, метафоры. В конце же собрания она всегда обращалась к родителям: «Если у кого остались вопросы, я с удовольствием отвечу». И результат таких разговоров всегда был ощуимо высоким. Ведь родители, доверяя её опыту, авторитету и заинтересованности в учащихся, становились союзниками. А через них ей доверяли и дети.

Как классный руководитель я выпустила последний свой класс в 2011 году, но это были фантастические дети, потому что они приняли живое участие в работе над книгой «И не было судьбы у нас другой» про 14 тысяч волоколамцев, ушедших на фронт. Мы собрали огромное количество материалов, и ребята во всем были моими единомышленниками, каковыми по сей день и остались.
А был класс, к которому мне сложно было подобрать ключик, но я никогда никому не подыгрывала. Они мою позицию знали прекрасно: прощу все, кроме вранья и наглости. Мы с ними здорово конфликтовали, но это не мешало мне неоднократно возить их на экскурсии по Волге или на костюмированный бал в Елагин дворец Санкт-Петербурга. Совсем не обязательно подчинять их интересы своим, но если каждому помогать заниматься тем, что ему мило-дорого, то все получится.

«Не переживайте, мы с вами не расстанемся никогда!»

Каждый выпуск для любого педагога – это большое событие. У одних – слёзы печали, у других радость облегчения. И кто-то, может, действительно с облегчением прощается с выпускниками. Татьяна Бабурова никогда не обольщается на этот счет. Но со всеми своими выпусками она встречается и по сей день. Например, недавно прошла встреча учеников её школы 1973 года выпуска. То есть прошло ровно 50 лет! Возраст ребят, которые еще в те годы учились у Татьяны Ивановны, конечно же, уже совсем не юный. Но подобные встречи проходят каждые пять лет. И каждый раз они радуют её своими рассказами о жизни, воспоминаниями.

В прошлый раз они вручили мне медаль за верность идеалам класса. Хотя я не была у них даже классным руководителем! Учительница, которая их вела, давно ушла из жизни, она была участницей Великой Отечественной войны, но они не хотят расставаться с теми, кто их учил, на что я им всегда говорю: «Не переживайте, мы с вами не расстанемся никогда!

А вот вопрос про выпускников, которыми гордится Татьяна Ивановна, она не любит. И не потому, что некого назвать. Просто время и общение открыли истину: как на человека посмотреть. Татьяна Бабурова может идти по улице, и где-то по другую сторону мужчина кричит: «Татьяна Ивановна, здравствуйте, вы меня узнали?» А она ему отвечает: «Если ты подойдешь и скажешь, как тебя зовут, то я уверена на сто процентов, что я тебя вспомню».

Хотя, конечно, есть те дети, которые оставили неизгладимое впечатление. В первом выпуске Татьяны Ивановны, который состоялся в 1970 году, был один юноша – Сергей Макеев. Попутно мальчик учился в физико-математической школе МГУ. Он окончил МФТИ, защитил диссертацию, но, к сожалению, рано ушел из жизни, потому что получил облучение при каких-то научных экспериментах. Идет урок литературы, и он, физик-математик по душе, всегда готов лучше всех. Татьяна Бабурова всегда знала, что не сможет его поймать врасплох ни по одному вопросу. Он настолько уважал любого учителя, что боялся его оскорбить своим незнанием и пренебрежением к его предмету. И такого ребенка, у которого ни одна минута на уроках не пропадала даром, Татьяна Ивановна больше в своей жизни не встречала.

Среди выпускников Татьяны Ивановны есть и писательница Наталья Андреева, автор детективов, часть из которых даже экранизировали. Это Наташа Кашина, которая закончила школу в 1986 году. После поступила в институт культуры, окончила библиотечный факультет, и при работе с книгами, формулярами в тот период, когда вся страна перевернулась (герои стали врагами, а враги – авторитетами), у нее проснулся писательский дар. Причем у нее интеллектуальный детектив, она никогда не ограничивается приемами: выследил, пришел, нацелился, выстрелил. Она еще одно подтверждение тому, что может проснуться в человеке, если в нем раскопать талант.

«Если провокации нет, мозги не будут варить на сто процентов!»

Татьяна Ивановна считает, что в основе любого образования – в школе или институте – должна лежать провокация. Если провокации нет, мозги не будут варить на сто процентов!

Заслуженный педагог всегда старалась выдавать детям эту самую провокацию через какие-то оригинальные предложения. Например, брали какой-то образ и начинали размышлять: «Поэт сложил бы стихи об этом так, биолог провел свои опыты эдак, а как думаешь ты? Смотрите, вы читаете, как в романе Льва Толстого «Воскресенье» Катюша Маслова бежит, чтобы броситься под поезд, а ребенок внутри нее вдруг зашевелился. Давайте теперь мы возьмем стихотворение Александра Блока «На железной дороге» о раздавленной на рельсах. А что если сопоставить два этих произведения и их образы?»

Татьяна Ивановна убеждена, что если говорить с детьми исходя из своих убеждений и превратить это в какую-то догму, то это будет неверно. Она всегда высказывала свое мнение, но именно эти провокационные заходы и позволяют человеку смотреть на жизнь с разных точек зрения и никого опрометчиво не судить.

Например, она даёт 5-му классу задание написать сочинение «Кем я хочу быть?». Один пишет: «Хочу стать десантником, потому что он как ангел с неба слетает, зато дерется как черт». «Замечательно, значит, как ангел он несет мир, а вот скажи, пожалуйста, как ты намереваешься драться? Спортом заниматься, посещать секции по борьбе?» Впоследствии этот парень всю жизнь прослужил во внешней разведке.

Другой мальчик написал: «Я хочу быть гинекологом». Его мама была гинекологом, и он не хотел ее расстраивать. А на самом деле он хорошо рисовал и хотел пойти учиться на архитектора. Он взрослел, рос, но мы больше к этому вопросу не возвращались. Но Татьяна Бабурова стала его привлекать: «Нарисуй мне, пожалуйста, к примеру, «Метафору» Владимира Маяковского». И он создал такие изумительные рисунки, что она даже попросила их оставить у себя.

Прошло время, и однажды вечером этот мальчик пришел к неё и заявил: «Татьяна Ивановна, все, круг мой замкнулся. Вы правильно говорили: для чего придумали обочины? Для того, чтобы человек, который не знает, куда идти, сел на нее и подумал. Я так сделал и решил: иду поступать в архитектурный! Но знаете, о чем я больше всего жалею? Вот бы я им «Метафору» Маяковского показал, ведь я сейчас уже не смогу так нарисовать». А я ему отвечаю: «Игорь, какие проблемы? Они у меня в шкафу лежат!» И он поступил и сейчас работает по призванию архитектором.

А насчет того, выдающийся ребенок или нет, он добрым должен быть, человечным, рядом с ним людям должно быть комфортно. Если людям приятно жить и общаться с моим учеником, я считаю, что я своего достигла.

Но были и случаи, когда ученики если не провоцировали, то приятно удивляли Татьяну Бабурову. Однажды она давала открытый урок, где присутствовало более 30 учителей. В 5-м классе по программе была «Майская ночь, или Утопленница» Гоголя. А поскольку она всегда строила уроки на провокации, то заранее предложила ребятам посмотреть «Ундину» Жуковского или «Русалочку» Андерсона и урок начала с того, что сказала: «У вас пять минут, чтобы написать сказку о счастливой русалке». Они сразу схватились, но уже через минуту один поднимает голову, кладет ручку, другой, третий, оглянулись друг на друга, улыбнулись. Я спрашиваю: «В чем дело?» Отвечают: «Русалка – это ведь девушка, утопившаяся от несчастной любви! Разве может быть такая сказка со счастливым концом? Вы нас хотели подловить, но вам это не удалось!»

Понимаете? Вот что нужно! Чтобы включались мозги, а творчество ребенка не шло по трафарету.

Продолжается урок. И тут Татьяна Ивановна видит, что один ученик на камчатке пропал под партой и роется в портфеле. Она меняет интонацию голоса, полагая, что сейчас он среагирует. Но мальчик продолжает лазить в рюкзаке.

А я в этот день не очень хорошо себя чувствовала, плюс была вторая смена, глубокая осень, за окном уже мрак невероятный. И про себя думаю: «Сейчас урок кончится, коллеги уйдут, но я это ему так не оставлю». Вдруг он распрямляется, встает, идет ко мне без всякого спроса-вызова и в руках несет огромный гранат и говорит: «Татьяна Ивановна, съешьте его, вы такая бледная, на вас без слез смотреть нельзя!"
Тридцать учителей рыдали в один голос! У меня затряслись руки и ноги, я отвернулась к окну, чтобы совладать с собой. А мальчик этот, Николай Ильин, из простой деревенской семьи, сейчас он преподает в академии. И каждый раз, когда звонит, говорит мне, что самое большое, что можно дать ребенку, – это внимание, уважение и доброту.

«Задача ОБЖ: воспитать нравственную личность, устойчивую к любому яду и отраве»

У Татьяны Бабуровой есть свой взгляд и на такую дисциплину, как ОБЖ. Прежде, чем предположить, из чего мог бы состоять такой её открытый урок, она предлагает для начала задать вопрос: из чего состоят основы безопасности жизнедеятельности? Среди её выпускников есть ученик, который ныне преподаёт ОБЖ - Михаил Аркадьевич Казаков. С ним Татьяна Ивановна находится в постоянном противостоянии, но тем не менее она его притягиваю, как магнит. Поскольку Татьяна Бабурова окончила техническое училище, где были физика, материаловедение и другие серьезные предметы, она считает, что все навыки, предостережения, правила, касающиеся контакта с токовыми, должны изучаться на предмете «физика». И это, по её мнению, не предмет «ОБЖ». Равно как работа с щелочами, кислотами, растворами – это предмет «химия».

А сколько ребятишек обжигается на борщевике – этому должны учить на предмете «биология». Спортивное ориентирование, кстати, физкультурники должны отрабатывать. И если мы это все продумаем, то у нас очень многое отойдет. Вы спросите, а что же тогда останется? Останется главное – я могу научить ребенка, как не трогать борщевик, как не тыкать пальцы в розетку, как не заблудиться в лесу. Но мы не знаем, что он делает, когда он остается один, и что ему предлагают в интернете – синего кита или белого крокодила. И тут-то, на мой взгляд, и кроется задача ОБЖ: воспитать нравственную личность, устойчивую к любому яду и отраве.

Татьяна Ивановна убеждена, что и нравственное воспитание, и патриотизм, и любые другие темы, которые касаются будущего детей, могут по-разному преподноситься различными преподавателями. Так, например, будучи учителем русского языка и литературы, она смогла найти свой особый подход даже к вопросу антинаркотической пропаганды.

Так, на уроки по подобной теме, стали приглашать врачей, демонстрировать детям брошюры со страшными фактами и цифрами. В период, когда этой теме стали уделять пристальное внимание, у Татьяны Ивановны как раз был воспитуемый 10-й класс. Она долго думала, как ей поступить, и помог в этом деле Михаил Булгаков. Она принесла его рассказ «Морфий» в школу, попросила у завуча сдвоенный урок, зашла в класс, ни слова не говоря детям, лишь предупредила: «Сегодня вы будете наслаждаться моим выразительным чтением. Убедительная просьба, как в театре, если захотите в туалет, дождитесь антракта».

Таким образом она настроила детей на шутливый лад и начала читать. Прочла от и до. Звенит звонок, они сидят, смотрят на учителя во все глаза, а она их спрашивает: «Вы мне только одно скажите, во время моего чтения мурашки по коже бегали?» «Ой, Татьяна Ивановна, и не только мурашки, и даже дурнота подступала к горлу». И я ответила: «Друзья мои, сколько бы вам ни прочли лекций, сколько бы ни предложили предостерегающих рецептов, вы сразу вспоминайте «Морфий».

Я ни разу за свою жизнь не пришла на урок без подготовки и всесторонней продуманности урока. Это позволяет учителю быстро делать свою систему объяснения в зависимости от того, в какой класс он попал. И если преподаватель строит свой урок по одному и тому же трафарету, можно смело его назвать не учителем, а ремесленником. Он не плох, просто он исполнитель чужой фантазии, он умеет мастерски скопировать, но он все равно остается бескрылой птицей. А есть мастер, который может хвататься за одно, за другое, за третье и ничего не достичь, но это творец. И дети, за ним следуя, могут подсказать ему, и это будет совместным, но творчеством!

Награждение в Кремле

-4

С особым теплом Татьяна Бабурова вспоминает день, когда ей вручали награду в Кремле. Награждение проходило в День России.

Мы приехали в урочный час, мне представили молодого симпатичного гвардейца. Я будто бы вновь очутилась на съемках романа Льва Толстого, и вокруг меня бал Наташи Ростовой, не выдержала и произнесла: «Радость моя, даже если бы я здесь сегодня ничего не получала, один тот факт, что я иду с тобой под руку, – это высшая награда!

Всех выстроили по алфавиту, и получилось так, что Татьяна Ивановна оказалась первой при входе в Георгиевский зал и не сразу увидела, как Владимир Путин идет и со всеми здоровается.

Он доходит до меня, пожимает руку и спрашивает: «Первая? Прорвемся!» Вы знаете, так просто и в одно мгновение расположил к себе. Порой у иных важных персон сквозит такой снобизм, а тут подошел к царским дверям, поправил пиджак и спокойно вошел в зал.

Когда после вручения ей предоставили слово, она сказала про то, что в Волоколамский район четырежды прилетала звездочка Героя Социалистического Труда и сегодня, спустя больше полувека, туда отправляется пятая. За это время Татьяна Ивановна получила массу поздравлений от людей, которые говорили, что вновь поверили в торжество справедливости, отмечая, что она уже 63 года работаю в педагогике и никогда и в мыслях не держала, чтобы из нее уйти.

Когда нашей школе исполнилось 30 лет, а она была открыта 5 ноября 1965 года, Маргарита Михайловна Русанова, наша лучшая учительница русского языка, подарила мне тетрадный листочек со стихами, которые кончались такими словами:
Берегите же школу, берите ее в свои руки!
И не верьте, что школа сейчас никому не нужна.
Жажда денег пройдет, и останется жажда науки.
Жизнью движет она, это было и будет всегда!

Этими словами Татьяна Бабурова завершила свое выступление в Кремле. Она прожила на свете большую жизнь и теперь твердо знает, что только труд, понимаемый не как обязанность, а как долг и, самое главное, творческая радость, способен подарить человеку долголетие и востребованность в обществе!

Статья подготовлена по материалам ведомственного издания МЧС России "ОБЖ".