-Когда возникает право собственности на имущество?
– Как правило, право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права в связи с (пп. 3 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131, ст. ст. 217, 219, п. п. 2, 3 ст. 223, п. 2 ст. 389, п. 1 ст. 551, ст. 567 ГК РФ; Письмо Минэкономразвития России 11.10.2017 № Д23и-5890):
- созданием нового имущества, а именно строительством жилого дома, дачи, гаража;
- приобретением жилых помещений в порядке приватизации;
- приобретением недвижимого имущества по договору купли-продажи, по договору мены или по договору уступки требования;
- вступлением в силу судебного решения, которым установлено право собственности гражданина на имущество.
Если гражданин оформил в отношении своего имущества ипотеку (заложил недвижимость) или передал принадлежащее ему имущество иному лицу в пользование (например, по договору аренды), то право собственности на это имущество за ним также сохраняется (п. 2 ст. 209, п. 1 ст. 338 ГК РФ; п. 1 ст. 1 Закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
Особый случай – возникновение права собственности на недвижимость в день открытия наследства.
Днем открытия наследства следует считать дату, на которую приходится момент смерти наследодателя, то есть дату его смерти. С этой даты и возникает право собственности на унаследованную недвижимость независимо от времени фактического принятия этого наследства, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на унаследованное имущество (п. 1 ст. 1114, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ право собственности на это имущество признается юридически действительным, если право собственности на имущество возникло до 31.01.1998 (то есть до момента вступления в силу Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ) и у гражданина отсутствуют правоустанавливающие документы из органов Росреестра, например, имеется только договор купли-продажи квартиры, зарегистрированный в органах БТИ.
– Можно ли цифровую валюту истребовать из чужого незаконного владения?
– Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении.
В силу положений ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в соответствии с частью 1 статьи 27 цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
В силу положений ч. 6 ст. 14 ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования лиц, в том числе физических лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отражено, что, применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.