В 2023 году власти Ростова попытались изменить работу общественного транспорта в лучшую сторону, разыграв между перевозчиками новые контракты на пассажирские перевозки. С 1 августа автопарки транспортных компаний пополнились новыми автобусами, изменилась часть маршрутов, ужесточились требования к водителями, произошли и другие изменения.
Что в итоге? Проезд подорожал, водители общественного транспорта в Ростове по-прежнему в дефиците, автобусов на линиях по-прежнему не хватает.
Департамент транспорта Ростова: вечером на линии выходит больше автобусов
Как пишет портал «Ростовский городской транспорт» со ссылкой на городской департамент транспорта, перевозчиками Ростова в этом году было приобретено 80 новых низкопольных автобусов и 67 автобусов возрастом не старше четырёх лет, администрацией города куплено 42 новых автобуса, закуплено 20 электробусов и шесть зарядных станций, а также начата модернизация инфраструктуры трамвая в Ростове.
В департаменте транспорта отмечают, что в 2023 году в Ростове вечером на линию стало выходить больше автобусов: по состоянию на 22:00 выпуск составляет 150-170 единиц (в 2022 году вечером выпускалось 110-140 единиц).
При этом, судя по жалобам в соцсетях, проблема с выпуском транспорта вечером (да и не только) по-прежнему актуальна.
Так, 26 декабря ростовчане с 19:50 полтора часа ждали автобус № 71 на Центральном рынке. «Яндекс.Карты» показывали, что автобусы шли с Западного, но затем просто исчезали с маршрута.
«Вчера простояла под дождём, полчаса точно, в ожидании автобуса на Западный. Ни 34, ни 34а, ни 16, ни другие автобусы не останавливались, упорно игнорируя остановку. И это еще с учётом того, что эти автобусы ходят относительно часто! Не дождавшись нужного автобуса, мне и многим другим людям пришлось ехать с пересадками», — написала Наталья Гурина в группе соцсети ВКонтакте «Ростовский городской транспорт».
«Администрация, хочется задать вопрос, ГДЕ автобусы на маршруту № 13, 13а и 50???», — пишет Александр Ошега.
И таких жалоб в соцсетях сотни.
Власти Ростова обычно отвечают горожанам примерно одно и то же: «По результатам анализа данных системы ГЛОНАСС установлены факты недовыпуска автобусов по маршруту (номер), что является основной причиной переполненности (недовыпуска). За необеспечение планового выпуска к перевозчику (название) применяются меры гражданско-правовой ответственности».
При этом уже давно известно, что проблемы общественного транспорта связаны с дефицитом водителей. Об этом неоднократно высказывались городские и областные чиновники, перевозчики, эксперты в транспортной сфере.
Для преодоления кадрового дефицита нужна водительская зарплата как минимум в два раза больше нынешней
За год ситуация с нехваткой водителей усугубилась. Так, если в январе 2023 года дефицит водительского состава в городе составлял 47%, то в ноябре — 52,4%.
В разговоре с журналистом donnews.ru один из перевозчиков и вовсе утверждал, что дефицит водителей составляет 60%.
В департаменте транспорта поясняют, что для устранения кадрового дефицита продолжает работу созданный на базе МУП «Ростовская транспортная компания» учебно-курсовой комбинат для обучения профессии водителей трамваев и троллейбусов.
«В 2023 году решением гордумы водителям предоставлена возможность получить служебные жилые помещения на время исполнения трудовых отношений в муниципальных предприятиях. Предусматривается поэтапное увеличение зарплаты», — пишет «Ростовский городской транспорт».
При этом многие эксперты, а также чиновники областного уровня говорят о том, что основная причина нехватка водителей — недостаточный уровень зарплаты. В итоге водители идут на грузовой транспорт, в такси или переезжают работать в новые регионы России.
Хотя изначально Ростов сам рассчитывал заманить водителей из того же Мариуполя к себе на работу. А вышло совсем наоборот. Как рассказывали dоnnews.ru руководители некоторых ростовских АТП, в новых регионах водителям предлагают зарплаты от 200 тысяч рублей. При этом контроль минимальный. Всё, чего требуют, — возить людей более-менее по графику.
Поэтому самое первое, что нужно сделать, — это повысить зарплату. Конкретная сумма уже называлась — около 180 тысяч рублей на руки в месяц.
Между тем в ноябре зарплата водителей в муниципальных транспортных компаниях выросла только до 80-85 тысяч рублей.
Также среди причин, влияющих на увольнение водительского состава, — износ парка автобусов и, как следствие, некомфортные условия работы: отсутствие кондиционеров, постоянный ремонт, простои. И эта проблема, как рассказывал первый замминистра транспорта Ростовской области Василий Гойда, касается не только Ростова.
Повышение стоимости проезда в Ростове
Решить проблему с недовыпуском транспорта и нехваткой водителей решили, увеличив стоимость проезда в общественном транспорте. В октябре руководители автотранспортных предприятий на встрече с замглавы администрации города Дмитрием Симковым заявляли, что это позволит повысить зарплаты уже работающим водителям, а также привлечь новых работников.
В итоге перевозчикам пошли навстречу: 25 ноября в Ростове стоимость проезда в общественном транспорте подорожала. Но не до 50-52 рублей, как предлагали руководители АПТ, а до 39 рублей.
При этом в разговоре с журналистом donnews.ru опрошенные перевозчики честно признались, что повышение стоимости проезда всего лишь «не ухудшит нынешнюю ситуацию». То есть каких-то глобальных изменений ждать не стоило.
«У нас ситуация ухудшалась с каждым месяцем, поэтому повышение цены позволит остановить этот процесс и затормозить ситуацию с оттоком водителей», — говорил руководитель транспортной компании «Авто-Лайн» Руслан Гасанов.
Получается, что несмотря на предпринятые попытки, власти Ростова за год так и не нашли решения проблемы городского общественного транспорта.