Су-11. Сверхзвуковая "труба" оркестра ПВО.

350 прочитали

Перехватчик Су-11 стал первым отечественным истребителем, вооружённым УР "воздух-воздух" средней дальности.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7.
Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7.

Ещё на стадии проектирования перехватчика Т-3 предусматривалась разработка двух вариантов - одного с ракетами малой дальности К-5 (Т-43) и второго с ракетами средней дальности Р-7 и более мощной РЛС "Алмаз" (Т-47). Разработка "средней" ракеты и системы управления вооружением на основе мощной РЛС затянулась. Поэтому в серию первым пошёл более простой Су-9, вооружённый УР К-5. Тем временем создававшаяся в КБ завода № 134 под руководством И.И. Торопова ракета К-7 проиграла в "социалистическом соревновании" аналогичной по назначению УР К-8 разработки ОКБ-4 (главный конструктор М.Р. Бисноват).

Для ОКБ-51 во главе с главным конструктором П.О. Сухим главной проблемой стали две антенны РЛС "Алмаз", обтекатели которых очень портили аэродинамику машины. Разработчики прицела сумели разместить обе антенны в регулируемом конусе воздухозаборника двигателя, но диаметр конуса увеличился. Под новый конус пришлось изменить конструкцию носовой части фюзеляжа Т-3. Первый Т-47 предназначался, прежде всего, для отработки формы конуса - облик носовой части самолёта полностью диктовался размерами антенны РЛС. Ясности с вооружением всё ещё не было. Т-47 проектировали под неуправляемые ракеты, его аналог ПТ8-4 предназначался для испытаний ракет К-7, оба самолёта имели пушки. Ракета К-7 явно не получалась, поэтому П.О. Сухой всё более склонялся в пользу вооружения перехватчика УР К-8, которая предназначалась для вооружения тяжёлых перехватчиков конструкции А.И. Микояна И-75 и Е-150, в серию так и не запущенных. Другим потенциальным носителем этой ракеты виделся перехватчик Як-27К, под который, помимо новой ракеты, спроектировали весьма современную для своего времени одноантенную РЛС "Орёл". Но самолёт не получался - его доводка заняла много времени.

Опытный перехватчик Т-3 с РЛС «Алмаз-3».
Опытный перехватчик Т-3 с РЛС «Алмаз-3».

В конце 1950-х годов над СССР начали выполнять разведывательные полёты самолёты-шпионы RB-57 и U-2. Основной перехватчик ПВО МиГ-19 для борьбы с такими целями не годился, а Су-9 по своим лётным данным перехватить цель мог, но вероятность поражения оставалась очень низкой. В сложившейся обстановке логичной стала идея сменить носитель - перенести СУВ и ракетное вооружение с Як-27К на Т-3.

Проработки нового Т-47 начались в 1958 году, когда самолёт ещё толком не освоили в серии. В полной мере был использован задел по носителям ракет К-7 - самолётам ПТ-7 и ПТ-8 и первому Т-47. Главное отличие в самолётах заключалось в вооружении и системе управления вооружением.

Т-47 с РЛС "Орёл" и ракетами К-8М в мае 1961 года успешно прошёл Государственные испытания, а 5 февраля 1962 года в составе комплекса перехвата "Су-11-8М" был принят на вооружение авиации ПВО (ИА ПВО). Самолёт Т-47 получил секретное обозначение Су-11, ракета К-8М - Р-8М, а РЛС "Орёл" - РП-11. Серийное производство Су-11 развернули на заводе № 153 в Новосибирске.

Су-11. ЦМ ВВС Монино.
Су-11. ЦМ ВВС Монино.

Подобно своему предшественнику Су-9, перехватчик Су-11 состоял только на вооружении ИА ПВО Советского Союза. Небольшого количества построенных Су-11 хватило для вооружения всего трёх полков. Исходя из количества построенных машин, перехватчик Су-11 оказался переходным типом от Су-9 к Су-15, что не помешало самолёту оставаться на вооружении в течении 15 лет. Вне всяких сомнений, судьба Су-11 могла оказаться куда более удачной, если бы не начался серийный выпуск на заводе №153 весьма неоднозначного перехватчика Як-28П.

Т47-5 с подвешенными ракетами Р-8М. Звёздочками на борту фюзеляжа отмечены четыре сбитые в ходе Государственных испытаний мишени.
Т47-5 с подвешенными ракетами Р-8М. Звёздочками на борту фюзеляжа отмечены четыре сбитые в ходе Государственных испытаний мишени.

Первым новые перехватчики получил летом 1964-го года 393-й Гвардейский ИАП ПВО , дислоцированный под Астраханью. За ним на Су-11 перевооружили дислоцированный в Хотилово 790ИАП ПВО и 191ИАП ПВО из Ефремова.

Хотиловский полк должен был получить в 1961 году перехватчики Су-9. Поэтому на новый тип самолёта началось переучивание лётного и технического состава, однако затем задачу освоения Су-9 сняли, и полк до 1964 года, "пересел" на Су-11 в тоже время продолжая эксплуатировать МиГ-17ПФ. На боевое дежурство на перехватчиках Су-11 790-й ИАП заступил в 1965 году. На воздушном параде 1967 года лётчикам полка доверили демонстрацию мощи Истребительной авиации ПВО - над Домодедово прошли 30 перехватчиков из Хотилово, практически весь полк! По итогам парада командир полка полковник Куськин был награждён орденом Красного Знамени, а 22 лётчика - орденами Красной Звезды. В Хотилово Су-11 эксплуатировался до 1979-го года, когда на вооружение поступил МиГ-25П. В Ефремове на смену Су-11 пришли МиГ-23П.

Один из первых серийных Су-11, на перехватчике подвешены ракеты Р-8М. На снимке хорошо видно, что фюзеляж представляет собой трубу почти постоянного сечения.
Один из первых серийных Су-11, на перехватчике подвешены ракеты Р-8М. На снимке хорошо видно, что фюзеляж представляет собой трубу почти постоянного сечения.

Во всех полках, вооружённых Су-11, для тренировок лётчиков использовались спарки Су-9У. Освоение Су-11 прошло почти безболезненно, хотя катастроф избежать не удалось. Роковой для Су-11 стала первая катастрофа - гибель лётчика -испытателя ГК НИИ ВВС В.М. Андреева в Новосибирске 31 октября 1962 года. Именно она послужила поводом к принятию решения о прекращении производства однодвигательного перехватчика Сухого и о запуске в серию на авиазаводе № 153 двухдвигательного Як-28П, как более безопасного в эксплуатации. В 790ИАП за 15 лет эксплуатации разбились два Су-11, в обоих случаях техника была ни при чём.

Яркими страницами карьера Су-11 не изобилует. Самолётов построили сравнительно не много, а вооружены ими были полки, дислоцированные во внутренних районах СССР, куда к концу 1960-х годов самолёты-шпионы соваться уже не рисковали. Перехватчик просто честно нёс службу - в течении полутора десятков лет круглосуточно в боевой готовности на аэродромах Хотилово и Ефремов стояла дежурное звено Су-11.

Перехватчики Су-11 из 790-го ИАП ПВО на ВПП перед парадом 1967 года в Домодедово.
Перехватчики Су-11 из 790-го ИАП ПВО на ВПП перед парадом 1967 года в Домодедово.

Все перехватчики Су-11 имели цвет натурального металла. В зелёный цвет окрашивались радиопрозрачные законцовки килей и подвижные конусы воздухозаборников. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звёзд красного цвета с красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера, обычно красного или голубого цветов, наносились на борта фюзеляжа перед кабиной. Индивидуальная символика на строевые Су-11 не наносилась, однако на опытных Т-47 мишени, сбитые ракетами в ходе испытаний, отмечали красными звёздочками, нарисованными на левом борту фюзеляжа в районе кабины.

МОДИФИКАЦИИ

  • Т-47

Первый истребитель-перехватчик Т-47 стал развитием Т-3, прообраза Су-9, спроектированного под двухантенную РЛС "Алмаз". Антенны РЛС закрывались неподвижными обтекателями, значительно ухудшавшими аэродинамику самолёта. Конструкторы РЛС сумели разместить обе антенны в подвижном центральном теле (конусе) осесимметричного воздухозаборника Т-3. Однако диаметр конуса увеличился, из-за чего пришлось увеличить и диаметр носовой части фюзеляжа. Кроме того, для обеспечения необходимой диаграммы направленности приёмной антенны РЛС в бортах фюзеляжа пришлось сделать радиопрозрачные вставки. Обновлённый самолёт Т-3 получил обозначение Т-47. Вооружение - две 30-ти мм. пушки НР-30, расположенные в корневых частях крыла, и два блока НАР. Завод № 153, строивший Су-9, получил задание изготовить в 1958 году десять Т-47. Первый Т-47 собирали силами опытного производства ОКБ из комплектующих ПТ8-02. Первый полёт Т-47 выполнил 6 января 1957 года (лётчик-испытатель Е.К. Кукушев). Работу по программе перехватчика с РЛС "Алмаз" свернули летом 1958 года. Самолёт Т-47 использовался в ЛИИ для испытаний двигателя АЛ-7Ф-1 до 1963 года.

Су-11 из 790-го ИАП ПВО, начало1970-х годов. На фото хорошо видно выпущенные тормозные щитки.
Су-11 из 790-го ИАП ПВО, начало1970-х годов. На фото хорошо видно выпущенные тормозные щитки.
  • ПТ8-4

В ПТ8-04 на опытном производстве ОКБ был доработан первый серийный ПТ-8 (Су-9). Вооружение самолёта состояло из двух пушек НР-30 и двух управляемых ракет "воздух-воздух" К-7. Первый полёт на ПТ8-04 выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин 21 февраля 1958 года. 5 апреля 1958-го на ПТ8-04 в полёте остановился двигатель, В.С. Ильюшин благополучно посадил самолёт в "режиме планера", это была одна из первых в мире удачных посадок сверхзвукового истребителя с неработающим двигателем. В сентябре 1958-го на испытаниях в ЛИИ Э.В. Елян из-за отказа бортового оборудования выполнил аварийную посадку на ПТ8-04, самолёт получил серьёзные повреждения и не восстанавливался. Ставка была сделана на комплекс перехвата в составе истребителя с РЛС "Орёл" и управляемыми ракетами К-8.

Т-47 и ПТ8-04 использовались для отработки обводов центрального тела воздухозаборника двигателя и оценки эффективности крыла с "зубом" на передней кромке (такой "зуб" в семействе Су-9/Су-11 имели только два этих самолёта).

  • Опытные Т-47

В Т-47-3 в ноябре 1958 года доработали второй прототип перехватчика Т-3 (ПТ-7), первый полёт в новом облике самолёт выполнил 25 декабря того же года. На заводе в Новосибирске два Су-9 достроили как опытные Т-47-04 и Т-47-05, затем оба самолёта дополнительно дорабатывались ещё и в ОКБ, их испытания начались в 1959 году. Пушечное вооружение на перехватчиках отсутствовало, поскольку страна вступала в эпоху "ракетной эйфории". РЛС "Орёл" впервые смонтировали на Т-47-05, на Т-47-03 и 04 РЛС установили в начале 1960-го года. Эти три прототипа принимали участие в этапе "А" Государственных испытаний, предусматривавших пуски ракет только с тепловой ГСН. Для этапа "Б" с пусками ракет с радиолокационной ГСН построили опытные машины Т-47-07 и Т-47-08. По настоянию заказчика в конструкцию Т-47-08 внесли существенные изменения, направленные на повышение лётных данных и увеличение продолжительности полёта. Т-47-08 получил более мощный вариант ТРДФ АЛ-7Ф-2, также в хвостовой части фюзеляжа установили топливный бак, интегральные топливные баки разместили в корневых отсеках крыла, а жгуты электропроводки вынесли на верхнюю поверхность фюзеляжа и закрыли обтекателями. Фактически Т-47-08 стал эталоном для серийных Су-11. В этапе "Б" Государственных испытаний принимали участие пять машин Т-47. Летом 1961 года Т-47-08 продемонстрировали на воздушном параде в Тушино, перехватчик пилотировал лётчик-испытатель Е.С. Соловьёв.

  • Серийные Су-11 ("изделие 36")

Решением СМ СССР от 27 ноября 1961 года самолёт Т-47 под обозначением Су-11 запустили в серийное производство на авиационном заводе № 153 в Новосибирске. Выбор завода не был случайным. Именно здесь велось производство перехватчиков Су-9, а Су-11 являлся его модификацией, причём не особенно радикальной. Первый серийный Су-11 поднялся в воздух с заводского аэродрома в Новосибирске в августе 1962 года. Изначально планировалась большая серия перехватчиков, но из-за катастрофы, произошедшей 31 октября 1962 года при облёте Су-11, и подковерных интриг в верхах Советской авиационной промышленности построили всего 108 самолётов Су-11. Уже в 1953 году завод № 153 получил задание освоить производство перехватчиков Як-28П. В 1964 году завод должен был прекратить выпуск Су-11, однако последний 108-й перехватчик был сдан в первом квартале 1965-го года.

  • Учебно-тренировочный вариант.

Велись работы по двухместной учебно-тренировочной модификации с сохранением всех боевых возможностей Су-11. Но из-за прекращения серийного производства перехватчиков Су-11 работы по двухместному варианту не вышли из стадии проектирования.

КОНСТРУКЦИЯ

Конструктивно самолёт Су-11 представляет собой развитие истребителя-перехватчика Су-9. Самолёт спроектирован по классической (нормальной) аэродинамической схеме с треугольным в плане крылом и однокилевым стреловидным хвостовым оперением. Планер изготовлен, главным образом, из лёгких сплавов, в наиболее нагруженных местах конструкции используется сталь, радиопрозрачные панели и обтекатели изготовлены из стекловолокна.

Перехватчик Су-11 стал первым отечественным истребителем, вооружённым УР "воздух-воздух" средней дальности.-8

ФЮЗЕЛЯЖ: полумонококовой конструкции, выполнен с учётом правила площадей (уменьшение сечения фюзеляжа на величину площади сечения крыла). Технологически фюзеляж разделён на две части: носовую и хвостовую. Диаметр носовой части фюзеляжа в сравнении с самолётом Су-9 увеличен, из-за чего внешне фюзеляж стал ещё больше напоминать трубу. В носовой части расположен осесимметричный воздухозаборник двигателя с регулируемым центральным телом. В районе кабины лётчика канал подвода воздуха к двигателю разделяется на два рукава. Лётчик размещён в герметичной кабине на катапультном кресле КС конструкции ОКБ-51. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с плоским лобовым бронестеклом и сдвигаемым назад подвижным сегментом. За кабиной расположены отсеки БРЭО и фюзеляжные топливные баки. В хвостовой части фюзеляжа размещены двигатель, удлинительная труба форсажной камеры и бак-отсек. В хвостовой части фюзеляжа установлены четыре тормозных щитка.

Носовая часть фюзеляжа Су-11. Хорошо видны кабина и створки перепуска воздуха в открытом положении. В отличии от Су-9 диаметр фюзеляжа Су-11 перед фонарём кабины практически не изменялся, из-за чего фюзеляж в ещё большей степени стал похож на трубу.
Носовая часть фюзеляжа Су-11. Хорошо видны кабина и створки перепуска воздуха в открытом положении. В отличии от Су-9 диаметр фюзеляжа Су-11 перед фонарём кабины практически не изменялся, из-за чего фюзеляж в ещё большей степени стал похож на трубу.

КРЫЛО: треугольной в плане формы консольного типа, двухлонжеронное. Установочный угол атаки крыла 0*, поперечное V крыла - 2*. Стреловидность по передней кромке 60*. В консолях крыла расположены топливные баки. Механизация крыла состоит из элеронов и выдвижных односекционных щелевых закрылков.

ХВОСТОВОЕРЕНИЕХ ОПЕРЕНИЕ: включает киль с рулём направления и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор.

Хвостовое оперение Су-11 идентично хвостовому оперению Су-9. В зелёный цвет окрашены радиопрозрачные панели обшивки. ЦМ ВВС Монино.
Хвостовое оперение Су-11 идентично хвостовому оперению Су-9. В зелёный цвет окрашены радиопрозрачные панели обшивки. ЦМ ВВС Монино.

ШАССИ: трёхопорное, убираемое. Все опоры одноколёсные. Передняя опора убирается в фюзеляж под кабину. Основные опоры шасси убираются поворотом в направлении продольной оси фюзеляжа в крыло. Диаметр колеса передней опоры шасси в сравнении с колесом передней опоры шасси самолёта Су-9 увеличен.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: состоит из одного турбореактивного двигателя с форсажной камерой АЛ-7Ф-2 тягой по 10100 кгс. на форсаже, тяга на максимальном режиме работы - 6800 кгс. Форсажная камера снабжена двухпозиционным регулируемым соплом. Топливная система включает в себя фюзеляжные и крыльевые баки суммарной ёмкостью 4195 л. Предусмотрена подвеска под фюзеляжем двух ПТБ ёмкостью 1440 л.

Большинство Советских истребителей в силу недостаточной продолжительности полёта практически всегда летали с подвесными баками. Су-11 исключением не стал, под фюзеляжем подвешены два ПТБ ёмкостью 1440 л.
Большинство Советских истребителей в силу недостаточной продолжительности полёта практически всегда летали с подвесными баками. Су-11 исключением не стал, под фюзеляжем подвешены два ПТБ ёмкостью 1440 л.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ: необратимая бустерная, с жёсткой проводкой в каналах управления стабилизатором и элеронами. Органы управления традиционные - РУС и РУД. Установлен трёхканальный автопилот.

Кабина Су-11. Музей войск ПВО МО.
Кабина Су-11. Музей войск ПВО МО.

БРЭО: пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение полётов и сложного пилотажа днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В кабине установлены приборы аналогового типа.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: основой системы управления вооружением является РЛС РП-11 ("Орёл"), антенна которой смонтирована в центральном теле воздухозаборника двигателя. Дальность обнаружения воздушных целей порядка 25 км. максимальная дальность захвата на автосопровождение цели - 16-17 км. Максимальная дальность пуска ракет - 12 км. РЛС не способна выделять и сопровождать цели на фоне земной поверхности.

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: включает в себя радиостанцию УКВ-диапазона, автоматический радиокомпас, маркерный радиоприёмник, ответчик системы госопознавания, бортовую аппаратуру системы директорного наведения на цель "Воздух". В процессе серийного производства самолёта состав БРЭО менялся.

Обтекатели электрожгутов на верхней поверхности фюзеляжа стали самым заметным внешним отличием Су-11 от Су-9.
Обтекатели электрожгутов на верхней поверхности фюзеляжа стали самым заметным внешним отличием Су-11 от Су-9.

ВООРУЖЕНИЕ: две ракеты Р-8М на подкрыльевых узлах подвески. Ракета Р-8М выпускалась в вариантах с тепловой ГСН (Р-8МТ) и с полуактивной радиолокационной ГСН (Р-8МР). Пуск ракет возможен как по одной, так и залпом с интервалом в 0,5 с. Штатно на перехватчике подвешивали одну ракету Р-8МТ и одну Р-8МР. Масса ракеты - 275 кг. масса боевой части - 40 кг. В процессе эксплуатации самолёты доработали под подвеску вместо ракет пушечных контейнеров УПК-23 с одной двуствольной пушкой ГШ-23.

Су-11 имел чисто ракетное вооружение - две УР "воздух-воздух" Р-8М. ГСН ракеты закрыта кожухом, который перед полётом снимался.
Су-11 имел чисто ракетное вооружение - две УР "воздух-воздух" Р-8М. ГСН ракеты закрыта кожухом, который перед полётом снимался.

Тактико-технические характеристики:

  • Технические характеристики

Экипаж: 1 человек.

Длина: 18.23 м

Размах крыла: 8.54 м

Высота: 4.70 м

Площадь крыла: 34 м кв.

Угол стреловидности по передней кромке:

Масса пустого: 8,562 кг

Нормальная взлётная масса: 12 674кг

Максимальная взлётная масса: 13 990

Масса топлива во внутренних баках: 3 440 кг

Объём подвесных топливных баков: 2 × 600 л

Силовая установка: 1 × ТРДФ АЛ-7Ф-2

Бесфорсажная тяга: 1 × 6 800 кгс

Форсажная тяга: 1 × 10 100 кгс

  • Лётные характеристики:

Максимальная скорость: 2 340км/ч на 12 000 м

Боевой радиус: 500 км

Практическая дальность:

без ПТБ: 1 350 км

с ПТБ: 1 800 км

Практический потолок: 18 000 м

Скороподъёмность: 13600 м/мин.

Длина разбега: 1 200 м

Длина пробега: 1 250 м (без тормозного парашюта)

  • Вооружение:

Боевая нагрузка: 1000 кг

Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 х Р-8М

Перехватчик Су-11 стал первым отечественным истребителем, вооружённым УР "воздух-воздух" средней дальности.-15

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!!! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте!!! Дальше, интересней!!!