Дед мороз - это один из зимних фольклорных персонажей. Самый главный волшебник нашего детства.
Его прообразом являются Мороз (это персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов) и западноевропейские рождественские персонажи (такие как Санта-Клаус), основанные на образе святого Николая Чудотворца.
В XVIII—XIX веках персонаж с именем Дед Мороз или какой-либо дух, отвечающий за мороз и холод, среди русского крестьянства не был известен. Версия, что это языческое божество, появилась позже. С ним связан определенный набор обрядов разных народов, но не всегда в нём можно было увидеть знакомые черты сегодняшнего доброго Дедушки Мороза, а был этот персонаж воплощением холода. Во время праздничного застолья (зимних праздников: в Васильев вечер (13 января, День Святого Василия — «Мороза Васильевича»), накануне Рождества, Крещения, в день Сорока мучеников Севастийских (Сороки, 22 марта), в Чистый четверг или на Пасху и другие) глава семейства приглашал Мороза на обильное угощение, предлагая есть кутью, кисель или блины, и просил не губить будущий урожай.
В сказках XIX века, начиная с собрания сказок, записанных А.Н. Афанасьевым (1856), появляется Морозко, олицетворяющий зиму. Хотя в литературу Дед Мороз вошёл раньше сказок Афанасьева. В сборник В.Ф. Одоевского "Сказки дедушки Иринея" (1840) была включена сказка "Мороз Иванович", где впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза. Но стоит отметить, что образ, созданный Одоевским не особо похож на привычного нам Деда Мороза. Сказка не относится ни к Рождеству, ни к Новому году. Да и сам персонаж никаких подарков не делает, хотя может наградить за хорошо выполненную работу. Русский народный образ Мороза получил поэтическую обработку в поэме Н. А. Некрасова "Мороз Красный Нос" (1863). Здесь он описан как "воевода Мороз", а его образ был позаимствован из сказки "Морозко".
Долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом не были связаны. Объединение этих образов произошло во второй половине XIX века. Тогда в некоторых городах России были первые попытки создать образ "рождественского деда", дарящего подарки русским детям, как Николай Угодник в западных странах. При Александре II упоминаются "старый Рупрехт" (спутник святого Николая в немецком фольклоре), святой Николай или "дедушка Николай". Это были единичные случаи, которые так и не прижились в нашей стране.
Представление о Дедушке Морозе с подарками для детей начинает закрепляться у нас в 1880-х годах. А уже к началу XX века складывается знакомый нам образ сказочного волшебника. В 1910-х годах Дед Мороз стал появляться на ёлках.
Когда советское правительство, проводя антирелигиозную политику, предпринимало попытки искоренить празднование Рождества и Нового года, власти распространяли идею о том, что Дед Мороз - злое языческое божество, "дух ёлки", которому славяне приносили жертвы, развешивая их на ветках деревьев.
В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Тогда П.П. Постышев опубликовал в газете "Правда" статью с предложением организовать празднование Нового года с новогодней ёлкой для детей. И хотя про Деда Мороза там не упоминалось, официальное его возвращение произошло очень скоро. Первая новогодняя ёлка прошла в Харьковском Дворце пионеров 30 декабря 1935 года. А Москве первая встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой прошла в Доме Союзов в январе 1937 года.
В советский период Деда Мороза иногда, помимо Снегурочки и зверей, сопровождал Мальчик Новый Год в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто указывался наступающий/наступивший год). Мальчик был олицетворением нового года, тогда как сам Дед Мороз олицетворял уходящий/ушедший год. Чаще всего мальчик изображался на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов. В одном из мультфильмов был представлен в качестве внука Деда Мороза и летал на самолёте. Позднее популярность этого персонажа стала падать, и к настоящему времени он почти забыт.
В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 года были созданы ЗАО "Дом Деда Мороза" и ТОО "Почта Деда Мороза", зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект "Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза", по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект "Великий Устюг — родина Деда Мороза". В рамках этого проекта была создана московская усадьба Деда Мороза и с 2005 года отмечается "официальный" день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы. 25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие "Дома Деда Мороза" (подробнее в этой статье). В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России.
О аналогичных персонажах в других странах можно узнать здесь.
А вы знали об этом?))))