Правильное чтение является одним из условий сознательного чтения. Основы правильного чтения закладываются еще в процессе первоначального обучения грамоте. Развитие твердого навыка слогового чтения предупреждает в дальнейшем поверхностное усвоение ребенком внешней формы слов при чтении, ведущее к их искажению и непониманию. Поспешный переход учителя от слогового чтения к чтению целыми словами является основной причиной появления у детей ошибок при чтении. Развитие навыка правильного чтения во многом зависит от внимания учителя к предупреждению ошибок и работы над ними. Одним из приемов предупреждения ошибок при чтении в младших классах заключается в предварительном чтении трудных слов. Наметив такие слова, учитель сначала разбирает с учащимися их смысл; затем дети под руководством учителя складывают слова из букв разрезной азбуки, читают по слогам, затем читают в тексте. Как способ предупреждения ошибок на первой ступени обучения , когда учащиеся уже начинают плавно, используется предварительное чтение по слогам вслух наиболее трудных слов.
Приёмы работы над ошибками и недочетами чтения находятся в прямой зависимости от их характера.
Разнообразные ошибки, допускаемые детьми в чтении, можно в основном разбить на три группы: искажение слова, неправильные ударения, ошибки, связанные с недостатком произношения. При искажении слов полезно заставить ученика прочитать слово правильно и объяснить его смысл. Если ученик заменил слово похожим по начертанию или сходным по смыслу, то надо указать на невозможность такой замены, искажающей смысл прочитанного, и заставить ученика исправить свою ошибку.
Неправильность ударения в слове, связанная с местным говором, исчезают постепенно, по мере овладения детьми литературной речью. Незнакомые детям слова в ряде случаев целесообразно разобрать в предварительной беседе, знакомя детей со смысловым значением слова различными способами: разъяснением, показа предмета, наглядного пособия и пр.
Особую группу составляют ошибки, связанные с недостатками произношения. Одни из них вызываются неисправностью речевого аппарата ребенка (шепелявость,картавость и т.п.), другие обуславливаются местным произношением. Во всех случаях необходимо как можно чаще упражнять детей в произношении слов, в которых они допускают ошибки. Особенно же следует обратить внимание на нарушение детьми правил литературного произношения, например ребенок читает так, как написано: ЧТО вместо ШТО, ЧЕГО вместо ЧЕВО, ДОБРОГО вместо ДОБРОВА и тд. Этот вид ошибок очень распространен среди учащихся начальной школы. Только путем постоянного напоминания и упражнений учитель добивается того, чтобы дети правильно читали и произносили слова.
Существуют различные мнения по вопросу о том, как должно протекать исправление ошибок на уроке. Одни считают, что ученика, сделавшего ошибку, следует остановить тотчас и заставить перечитать слово, в котором сделана ошибка; другие полагают,что нельзя останавливать ученика, пока он не закончит предложения, а иные идут еще дальше, не считая возможным останавливать ученика раньше, чем им будет прочитан законченный отрывок. Расходятся мнения и в вопросе об участии класса в исправлении ошибок чтения Некоторые учителя предлагают детям, слушая чтения одноклассника, запоминать замеченные ошибки и по окончании чтения небольшого отрывка по вызову учителя указывают их. Другие находят такой приём исправления ошибок вредным и сами фиксируют ошибки сделанные учеником.
Решение вопроса о том,когда целесообразно исправить ошибку ученика, зависит от характера ошибки: если ошибка, допущенная учеником , искажает смысл всего предложения, следует исправить её тотчас; если ошибка вызвана торопливостью чтения и не веде к искажению смысла, надо напомнить ученику о необходимости читать медленнее и заставить перечитать ошибочно прочитанное слово по окончании чтения предложения. Тотчас же надо исправлять ошибки в произношении,связанные с местным говором или с недостатками литературного произношения. Исключение приходиться делать в тех случаях,когда ученик выразительно читает стихотворение,басню или отрывок художественной прозы: чтобы не нарушать целостности эстетического восприятия слушающих и эмоциональности чтения, ошибки , если их немного,отмечаются после чтения. Участием класса в исправлении ошибок не следует злоупотреблять: надо иметь ввиду, что фиксирование ошибок отвлекает учащихся от содержания читаемого, поэтому это участие может быть полезно лишь тогда,когда дети уже хорошо разобрались в содержании текста,т.е. при одном из повторных чтений.