Политический год в Приморье подходит к концу, и настало время считать цыплят, собирать камни, сводить дебит с кредитом, расставлять точки над i и соединять дней связующую нить. События прошедших 12 месяцев значительно повлияли на расстановку сил в регионе и на общий фон. Впрочем, как говорил один шекспировский герой другому, "нет надобности в духах из могилы для истин вроде этой". Обратимся к экспертам, которые "обернут глаза зрачками в душу", в самую суть того, что происходило в Приморье, и выделят из новостной руды драгоценные материалы.
ИА PrimaMedia опросило ведущих приморских специалистов, какие события, на их взгляд, привлекли больше всего внимания, повлияв на политическую жизнь региона, и составило путем сложения экспертный топ. Отдельно были вынесены губернаторские выборы, которые попали в финальный список вне конкуренции и на безальтернативной основе. С них и начнем.
Гетштальт зарубцевался
Интригу губернаторским выборам в Приморье создавал контекст — над ними тенью гамлетовского отца нависла скандальная кампания 2018 года, когда в сентябре из искры (фаворит Андрей Тарасенко не смог победить в первом туре) разжегся пожар (Тарасенко вроде бы одержал победу, но из-за многочисленных нарушений результаты второго тура пришлось отменять Центризбиркому). Тушить протестные настроения с Сахалина прибыл Олег Кожемяко, который титаническими ресурсами справился с задачей. Однако, по мнению экспертов, гештальт 2018 года оставался не закрытым и давал о себе знать, словно вывихнутый сустав. Ввернуть его на место можно было только убедительной повторной победой, что и было произведено с куда меньшими трудозатратами.
Выборы не стали остросюжетными, зато обозначили либо подтвердили целый ряд политических обстоятельств. Парламентские партии (ЛДПР и СР) не решились выдвигать своих региональных лидеров, обойдясь скромными функционерами. Коммунисты же, как и пять лет назад, предпочли проигнорировать плебисцит, разыграв карту оскорбленной гордости (вариант "у нас отняли победу и поэтому мы не будем участвовать" 2018 года трансформировался в "у нас все равно отнимут победу и поэтому мы не будем участвовать" 2023-го). Региональных лидеров на выборы отправили только партии-спойлеры, что повлияло разве что на рост их политической монетизации.
Уличный протест в Приморье остался в баснях, былинах и древних преданиях, оппозиционные партии встроились в систему до степени смешения, а некогда главная оппозиционная сила в лице КПРФ после серии сокрушительных ударов, часть из которых нанесла себе сама, взяла за практику не отсвечивать.
Глава Приморья Олег Кожемяко удачно переизбрался на второй срок и набрал 72,7%, сохранив комфортный люфт для президентской кампании, где считается хорошим тоном, если результат главы государства с запасом превышает губернаторский. Тем дальневосточным главам, чьи цифры ушли за 82, придется потрудиться чуть более усердно.
"Избрание депутата на 20-м округе подтвердило опасение того, что на муниципальном уровне выборная система отмирает под воздействием отработанных технологий, с которыми оппозиционные кандидаты, увы, справиться объективно не в состоянии", — говорит Марина Першина.
Взятие Бахмута (Артемовска) и "пригожинский" мятеж. Еще в начале июня Евгений Пригожин посещал Приморье с рабочим визитом и давал пресс-конференцию в спортзале, сидя на автомобильных покрышках и рассуждая, как победить Украину, а уже в конце июня двинул танки на Москву.
"И во взятии Артемовска, и в вооруженном мятеже важную роль сыграл ЧВК "Вагнер". Кроме того, второе плавно вытекает из первого. С одной стороны, эти события напрямую Приморский край не затронули. Но, с другой стороны, неизбежная реакция центрального российского руководства должна была скорректировать политические процессы как в стране в целом, так и в Приморье, в частности", — отмечает Виктор Бурлаков.
Убытие мэра Большого Камня на СВО. Глава города Рустям Абушаев внезапно отправился в зону проведения спецоперации. Произошло это за несколько дней до возбуждения против него уголовного дела. Сейчас мэр получил несколько боевых наград, отправляет видеосообщения с полей, но известий о прекращении против него уголовного преследования не было.
"Удивительная история Рустяма Абушаева. Уголовное дело, побег, розыск, появление в зоне СВО, награды, отмена розыска и фактически прекращение уголовного преследования — такая насыщенная жизнь у главы Большого Камня. Раньше подобное развитие событий представить было сложно. В целом же, с точки зрения опыта муниципального управления, можно отметить, что это первый случай в Приморье, когда человек, столь длительное время отсутствует на территории, находится под прицелом силовиков, но при этом продолжает оставаться главой", — отмечает Ольга Кишаковская.