Предлагаем вашему вниманию книгу Николая Цискаридзе «Мой театр. Книга 1»
Николай Цискаридзе - яркая, харизматичная личность, чья эрудиция, независимость и острота суждений превращают каждое высказывание в событие.
Автобиография "Мой театр" создана на основе дневника 1985-2003 гг. Это живой, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, о времени и балете. Воспоминания: детство, семья, Тбилиси и Москва, учеба в хореографическом училище, распад СССР, отделение Грузии; приглашение в Большой театр, непростое начало карьеры, гастроли по всему миру; признание в профессии, но при этом постоянное преодоление себя, обстоятельств и многочисленных препятствий; радость творчества, несмотря на интриги недоброжелателей. История жизни разворачивается на книжных страницах подобно детективу. На фоне этого водоворота событий возникает образ уходящего Великого Театра конца ХХ века. Вырисовываются точные, во многом неожиданные, портреты известных людей, с которыми автору посчастливилось или не посчастливилось встретиться. Среди героев и антигероев книги: Пестов, Григорович и Пети, Семёнова и Уланова, Максимова и Васильев, принцесса Диана и Шеварднадзе, Живанши и Вествуд, Барышников и Волочкова, Швыдкой, Филин и многие другие. А судить: кто есть кто - привилегия читателя.
Цискаридзе, Николай Максимович (1973-). Мой театр : [по страницам дневника] / Николай Цискаридзе ; [литературная версия И.П. Дешковой ; ответственный редактор: Юлия Румянцева]. - Москва : АСТ, 2022 -. - 12+. - Текст (визуальный) : непосредственный. Книга 1 / фотографы: Алексей Бражников, Леонид Жданов, Игорь Захаркин [и др.]. - 2022. - 508, [1] с., [48] л. фот., цв. фот., факс. ; 22 см. - Имен. указ.: с. 498-508. - ISBN 978-5-17-146132-4.
Книга потрясающая! Я получила огромное удовольствие! Узнала много о балете, о знаменитых людях с которыми встречался Николай Максимович. Очень интересно читать о работе Цискаридзе с Мариной Тимофеевной Семёновой и с Галиной Сергеевной Улановой, Роланом Пети, о зарубежных гастролях, о подготовке к ролям. Книга написана легким живым языком, с юмором, а иногда и с грустью. Удивительно, но множество деталей и имён не напрягает, наоборот узнаешь много любопытного особенно из детства Николая.
Автор приоткрыл завесу мира балета, взаимоотношения великих артистов, о жестокости этого мира и какой тернистый путь становления прошел он сам. Многие пытались перейти Николаю дорогу, но к тем, кто поддерживали его, и к своим педагогам он всегда проявлял верность и уважение.
Преклоняюсь перед автором за его талант, за его профессионализм и за его человеческие качества.
Советую эту книгу всем любителям балета и таланта Николая Цискаридзе.
Цитаты из книги "Мой театр 1":
«Но к этому моменту подобные выпады меня уже не задевали. Где-то даже было жаль этих убогих людей, они же книг не читают.»
«Баба*, которая всегда меня учила всем помогать, перед смертью сказала: «Ника! Никогда никому не помогай, не верь людям!» Как она была права, но я верю по-прежнему. Наверное перед смертью тоже так скажу..».
«Перед 1 сентября мама позвонила Пестову: «Пётр Антонович, мы приехали. Я привезла вам из Тбилиси…» – « Ламара Николаевна, а вы разве не знаете, что я больше не преподаю у Коли?» – «Ну что, мы теперь с вами будем ссориться?» – «Нет». – «Я же с вами общалась не потому, что вы у Ники преподавали. Мы с вами познакомились, значит, надо встречаться». И мама с Петей продолжила общаться. У них отдельная была история взаимоотношений.»
«Гуляя с Пестовым по Вейлу, мы нашли магазин тканей и купили там Петру Антоновичу отрез. Из него в Москве, по выкройке из журнала «Бурда», я на машинке сшил для Пети рубашку, он ее очень любил и носил много лет.»
«И хотя Марина Тимофеевна, как и мама, была Обезьяна-Близнецы, в отличие от мамы, она язык за зубами не держала, всегда говорила все, что думала. Я тоже всегда так делаю, что врать-то? Можно и запутаться…»
«Не глядя на Романенко, я сказал, обращаясь к Григоровичу: «Юрий Николаевич, а этот человек меня никогда не пускал в Большой театр, он мне никогда не давал пропуск и всегда говорил, что мне никогда в Большом театре не танцевать!» Григорович на меня посмотрел, улыбнулся: «Коля, талант всегда найдет свою дорогу, а такие болваны все равно будут его поздравлять». Надо ли пояснять, что с этого дня я стал любимчиком у Романенко.»
«Я думаю, Коко Шанель была права, рассуждая о внешности, и, хотя ее известное высказывание было про женщин, оно и к мужчинам тоже относится: «В двадцать лет женщина имеет лицо, которое дала ей природа, в тридцать – которое она сделала себе сама, в сорок – то, которое она заслуживает». Быть может, я что-то на старости лет все-таки заслужил?»
«Ника, запомни: всегда дай своим конкурентам возможность выступить, тебя больше будут ценить. Вот ты посмотришь, ты вернешься – о них никто говорить не будет. Если ты достоин этого, конечно». В итоге произошло так, как сказала мама. С тех пор я этому правилу железно следовал. Я всегда давал возможность выйти второму составу или сам выходил вторым составом. Никогда не боролся за то, чтобы у кого-то что-то отобрать»
Приятного чтения!
(Светлана Дмитриева, главный библиотекарь)