Найти тему
Андрей Ведяев

НАЧАЛЬНИК РАЗВЕДКИ

Павел Михайлович Фитин навсегда войдёт в историю внешней разведки как руководитель первой национальной разведывательной службы, созданной в нашей стране в 1938-1939 годах усилиями и гением наркома внутренних дел Лаврентия Павловича Берия.

Генерал-лейтенант Павел Михайлович Фитин
Генерал-лейтенант Павел Михайлович Фитин

К середине тридцатых годов советская разведка была захвачена международными авантюристами из числа сторонников идеи мировой революции, к тому же тесно опутанными родственными связями. Так, сбежавший в 1938 году в США резидент НКВД в Испании А. Орлов (Лейба Фельдбин) приходился двоюродным братом зам. начальника ГУЛАГа Зиновию Кацнельсону, а нелегальный резидент НКВД в Берлине и Риме Борис Берман, с 1935 года первый заместитель начальника ИНО (внешняя разведка) ГУГБ НКВД СССР Абрама Ароновича Слуцкого, был родным братом начальника ГУЛАГа Матвея Бермана. Начались побеги за кордон, ценнейшую агентуру сдавали пачками, после чего выступали на Западе с обличительными речами в адрес “кровавого сталинского режима”. Как следствие из-за кордона для проверки с последующим арестом отзывают большинство сотрудников резидентур. Среди них резидент ИНО в Лондоне Адольф Сигизмундович Чапский (Авраам Абба Давидович), сменивший его Григорий Борисович Графпен, руководитель нелегальной резидентуры в Риме Моисей Маркович Аксельрод, резидент в Берлине Борис Моисеевич Гордон, руководитель нелегальной резидентуры в Германии Файвель Калманович Парпаров, резидент в Вашингтоне Пётр Давидович Гутцайт, резидент в Литве Николай Самойлович Фридгут и многие другие. Всего в 1937-1938 годах из 450 сотрудников ИНО (включая загранаппарат) было арестовано 275 человек. На высвобождающиеся места Берия расставляет выпускников Центральной школы (с 1939 года – Высшей школы) НКВД, Школы особого назначения (ШОН) НКВД, межкраевых школ НКВД, а также молодых рабочих, комсомольских активистов, выпускников вузов. Все они выросли в советской стране, участвовали в её индустриализации и были готовы до конца защищать завоевания социализма.

Начальником внешней разведки (на тот момент 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР) был назначен 31-летний Павел Фитин, причем среди всех своих двенадцати предшественников, начиная с 1920 года, он стал первым русским на этом посту. Выходец из крестьян, он родился 28 декабря 1907 года в селе Ожогино Тобольской губернии, был пионерским вожаком и комсомольским активистом, затем перебрался в Тюмень. Осенью 1928 года Павел поступает на инженерный факультет Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева в Москве – как раз в первый год Первой пятилетки, затем работает заместителем главного редактора издательства «Сельхозгиз». 28 марта 1938 года Фитин был зачислен на службу в органы госбезопасности и направлен на учебу в Центральную школу НКВД СССР в Большом Кисельном переулке, а осенью того же года переведен на ускоренные курсы вновь созданной ШОН. Как отмечал сам Павел Михайлович, «в октябре 1938 года я пришел на работу в Иностранный отдел оперативным уполномоченным отделения по разработке троцкистов и “правых” за кордоном, однако вскоре меня назначили начальником этого отделения. В январе 1939 года (по другим данным 1 ноября 1938 года. – А.В.) я стал заместителем начальника 5-го отдела, а в мае 1939 года возглавил 5-ый отдел НКВД. На посту начальника внешней разведки находился до середины 1946 года». Согласно воспоминаниям атомного разведчика Александра Семёновича Феклисова: «Во главе [внешней] разведки стоял Павел Михайлович Фитин, стройный, спокойный, импозантный блондин. Он отличался немногословием и сдержанностью».

Майор госбезопасности Павел Михайлович Фитин
Майор госбезопасности Павел Михайлович Фитин

18 января 1942 года решением ЦК ВКП(б) из состава внешней разведки (1-го Управления НКВД СССР) было выделено 4-е Управление (террор и диверсии в тылу противника) НКВД СССР, в задачи которого входила вся зафронтовая разведка и партизанское движение. Его возглавил старший майор госбезопасности Павел Анатольевич Судоплатов. Оставшийся штат внешней разведки под руководством старшего майора госбезопасности Павла Михайловича Фитина был сориентирован на освещение политики США и Англии и ведение научно-технической разведки. Как пишет Павел Михайлович, «большой заслугой внешней разведки в этот период, особенно резидентур Первого управления в США, Канаде, Англии, явилось получение научно-технической информации в области атомной энергии, которая в значительной мере помогла ускорить решение вопроса по созданию атомной бомбы в Советском Союзе. Мне часто приходилось встречаться с Игорем Васильевичем Курчатовым, который выражал большую признательность за получаемые от нашей разведки материалы по вопросам атомной энергии». Сбором этих материалов в ходе агентурной операции «Энормоз» в Нью-Йорке руководил заместитель резидента майор госбезопасности Леонид Романович Квасников. Важнейшими его источниками, в том числе в ядерном центре в Лос-Аламосе, были физики Клаус Фукс («Чарльз»), Тед Холл («Млад», «Персей»), Мортон Собелл («Коно») и механик Дэвид Грингласс («Калибр»). Двое последних входили в группу Юлиуса Розенберга «Волонтёры», которая насчитывала не менее 18 человек — инженеров американских компаний, занятых в военно-промышленном комплексе США. Связь с агентами осуществляли Александр Феклисов («Калистрат») и Анатолий Яцков («Яковлев»), а также граждане США Гарри Голд («Раймонд») и супруги Моррис и Леонтина Коэн («Луис» и «Лесли»). Большой агентурной сетью среди американских ученых располагал работавший там с 1938 года выпускник Массачусетского технологического института майор госбезопасности Семён Маркович Семёнов («Твен»). Именно он установил код «Манхэттенского проекта» и местонахождение его главного научного центра — бывшей колонии для малолетних преступников в Лос-Аламосе (штат Нью-Мексико). Супруга резидента НКВД в Нью-Йорке комиссара госбезопасности Василия Михайловича Зарубина, майор госбезопасности Елизавета Юльевна Зарубина, познакомилась с женой научного руководителя «Манхэттенского проекта» Роберта Оппенгеймера Кэтрин, и через неё стала оказывать нужное влияние на отцов американской атомной бомбы, среди которых были Энрико Ферми и Лео Силлард.

После варварских американских ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, распоряжением ГКО № 9887сс/оп от 20 августа 1945 года был образован Спецкомитет при СМ СССР под председательством Лаврентия Павловича Берия, которому предписывалось создать ядерное оружие в сжатые сроки. Спецкомитет был наделён чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства СССР. В качестве заместителя начальника Управления МГБ СССР по Свердловской области Фитин с 1 апреля 1947 года курировал все «закрытые города», где создавалось ядерное оружие.

Генерал-лейтенант Павел Михайлович Фитин в поле
Генерал-лейтенант Павел Михайлович Фитин в поле

27 сентября 1951 года Фитина назначают министром госбезопасности Казахской ССР, где под его контроль попал Семипалатинский ядерный полигон. Как указывает Павел Михайлович, «в послевоенные годы мне на протяжении почти пяти лет пришлось заниматься вопросами, связанными со специальным производством и пуском урановых заводов, и в этой связи вновь неоднократно встречаться с Игорем Васильевичем, талантливым ученым и замечательным человеком. В беседах он вновь подчеркивал, какую неоценимую услугу в решении атомной проблемы в СССР сыграли материалы, добытые советской разведкой».

26 июня 1953 года группа заговорщиков во главе с Хрущевым совершила государственный переворот, в ходе которого Берия был убит. Начались репрессии против бывших его соратников, в том числе участников Атомного проекта. 29 ноября 1953 года генерал-лейтенант Павел Михайлович Фитин был уволен из органов «по служебному несоответствию» – без пенсии, так как не имел необходимой выслуги лет…

В последние годы жизни он работал директором фотокомбината Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. 24 декабря 1971 года Фитин умер в Москве на операционном столе. Ему было 63 года. По мнению родственников Павла Михайловича, показаний для операции по поводу прободной язвы не было…

Памятник Павлу Михайловичу Фитину на территории пресс-бюро СВР России (второй слева автор этой статьи)
Памятник Павлу Михайловичу Фитину на территории пресс-бюро СВР России (второй слева автор этой статьи)

В октябре 2015 года по инициативе советника губернатора Курганской области генерал-майора Владимира Викторовича Усманова на малой родине Павла Михайловича в сибирском селе Ожогино Курганской области прошел сход жителей, на котором было решено выступить с ходатайством перед правительством России о присвоении Павлу Михайловичу Фитину звания Героя России (посмертно). Ведь мирное небо над нашей страной сохраняется благодаря ядерному щиту, в создание которого Павел Михайлович Фитин внёс немалый вклад.