Пожалуй, нет таких правовых сфер, которых не коснутся изменения в 2024 году! Нас ждут нововведения в трудовом законодательстве, маркетплейсах, налогах, персональных данных.
Юристы GRATA International, Belarus подготовили свой бизнес-прогноз в год Зеленого Деревянного Дракона!
Новый размер базовой величины
С 1 января 2024 года размер базовой величины составит 40 белорусских рублей (сейчас – 37,00 белорусских рублей). Это повлияет на размер госпошлин, штрафов, пособий и др.
Новый Налоговый кодекс
С 1 января вступают в силу 182 изменения в Налоговый кодекс. Собрали самое важное:
- Новый платеж для физических лиц – единый имущественный платеж, который объединяет в себе налог на недвижимость, земельный налог и транспортный налог. Срок уплаты налогов не изменится.
- Операторы сотовой подвижной электросвязи (например, УП «А1», ООО «МТС») будут представлять в МНС полную версию базы данных об абонентах два раза в календарный год, удаленный доступ к базе данных об абонентах; информацию о суммах денежных средств, направленных на оплату услуг связи отдельными физическими лицами за определенный период времени, но не более чем за 5 лет.
- Установлены новые налоговые ставки для следующих налогов:
a. налог на прибыль: 25% - при превышении выручки организации размера 25 000 000,00 белорусских рублей, 10% - при реализации продукции собственного производства;
b. подоходный налог: 25% - при превышении размера всех доходов физических лиц 200 000,00 белорусских рублей, 30% - при превышении суммы всех доходов индивидуального предпринимателя 500 000,00 белорусских рублей;
c. перейти на УСН сможет юридическое лицо, валовая выручка за первые 9 месяцев года которого не превышает 1 733 440,00 белорусских рублей. Прекращение упрощенной системы будет связано с превышением валовой выручки за год 2 311 250,00 белорусских рублей.
- Индивидуальный предприниматель перестал признаваться плательщиком НДС при реализации товаров (работ, услуг) в Беларуси. В связи с этим наценка на продаваемый товар, с которой раньше уплачивался НДС, будет засчитываться в доходы индивидуального предпринимателя.
- Операторы сотовой подвижной электросвязи (например, УП «А1», ООО «МТС») будут представлять в МНС полную версию базы данных об абонентах два раза в календарный год, удаленный доступ к базе данных об абонентах; информацию о суммах денежных средств, направленных на оплату услуг связи отдельными физическими лицами за определенный период времени, но не более чем за 5 лет.
- Вводится увеличенная в 10 раз ставка транспортного налога на определенные категории машин: с момента выпуска прошло не более трех лет и машина относится к категории с повышенной комфортностью. Перечень автомобилей будет определен Советом министров впоследствии.
В 2024 году в Беларуси определят правила торговли на маркетплейсах
Сегодня (согласно действующему законодательству) продавцы могут осуществлять розничную торговлю в Интернете только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь.
Мода на торговлю через маркетплейсы или на различных интернет-площадка набирает обороты. Но на законодательном уровне не установлены какие-либо требования или правила для осуществления интернет-торговли иным образом, чем через интернет-магазины.
22 декабря в первом чтении были приняты изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Одним из ключевых нововведений данного законопроекта является расширение возможностей для торговли через интернет.
Т.е субъект торговли будет вправе торговать в Интернете не только через интернет-магазины, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, под которые полагаем будут подпадать маркетплейсы, торговые интернет-площадки и т.д.
Ожидаем, что в следующем году Правительством будут определены более конкретные требования к интернет-площадкам, приложениям для мобильных устройств, иным ресурсам при осуществлении дистанционной торговли.
Изменения в трудовом кодексе
С 1 января 2024 года вступает в силу новая редакция Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
1. Периодичность выплаты зарплаты
Зарплата будет выплачиваться не реже двух раз в месяц независимо от того, какой вид трудового договора заключен с работником. То есть, работникам, с которыми заключен контракт, зарплату также нужно будет выплачивать не реже двух раз в месяц.
2. Разделение трудового отпуска на части
В организациях, где нет коллективных договоров, можно будет делить трудовой отпуск работника более чем на две части. Это необходимо прописать соответствующее положение в ЛПА, например, в ПВТР. При этом, одна часть отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
3. Выплата отпускных
При предоставлении отпуска по графику, отпускные будут выплачиваться не позднее, чем за 2 дня до начала отпуска. Однако, если отпуск работнику предоставляется не по графику, то с его согласия выплата должна состояться не позднее 2 рабочих дней со дня начала отпуска.
4. Новые правила дистанционной организации труда
Дистанционная работа может быть постоянной, временной (непрерывно на срок до 6 месяцев в календарном году), комбинированной, предполагающей чередование работы по месту нахождения нанимателя и дистанционно.
5. Совершение кадровых действий в электронном виде
В ТК введена норма, позволяющая совершать определенные кадровые действия в электронном виде. Электронное взаимодействие работника и нанимателя возможно лишь когда программно-технические средства, используемые нанимателем, позволяют однозначно идентифицировать работника либо должна использоваться ЭЦП.
6. Предоставление дня (дней)для диспансеризации
При прохождении диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы с сохранением места работы, должности и среднего заработка по месту работы за это время. Количество дней для прохождения диспансеризации и периодичность прохождения зависит от возраста работника.
7. Предоставление социального отпуска по семейно-бытовым причинам
Продолжительность такого отпуска может быть не более 30 календарных дней в календарном году. Но его продолжительность может быть увеличена коллективным договором, иным ЛПА, нанимателем. Суммарно она не должна превышать 3 месяцев (90 дней) в течение календарного года.
Наниматель может предусмотреть предоставление работнику с сохранением зарплаты не более 3 календарных дней по каждой из следующих причин: рождение ребенка, регистрация заключения брака, смерть близких родственников (членов семьи), другие уважительные причины.
8. Продолжительность работы в предпраздничный день
В предпраздничный рабочий день для работников с неполным рабочим временем, в том числе совместителей, продолжительность рабочего времени в предпраздничный день будет сокращаться пропорционально продолжительности их рабочего времени.
9. Перерыв для отдыха и питания
Можно не предоставлять обеденный перерыв работнику с его согласия, если продолжительность его ежедневной работы не более 4 часов.
Все эти изменения должны быть отражены в локальных документах, таких как:
- трудовые договоры (контракты);
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение по оплате труда и премированию;
- коллективный договор, при его наличии в организации, и другие документы.
Персональные данные
НЦЗПД обновил свои Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью в части видеонаблюдения.
Для использования систем видеонаблюдения необходимо иметь правовое основание.
Если основание (обязанность по установке видеонаблюдения) прямо предусмотрено законодательством, обработка персональных данных осуществляется без согласия субъектов персональных данных, в том числе работников.
Если в законодательстве прямо не указана такая обязанность, то установка систем видеонаблюдения без согласия лиц может быть обусловлена необходимостью выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
Например, это обеспечение реализации нанимателем возложенных на него обязанностей в части обеспечения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины.
В любом случае наниматель должен соблюдать требования в части соразмерности обработки персональных данных заявленным целям их обработки, обеспечения справедливого соотношения интересов всех заинтересованных лиц и исключения избыточной обработки, а также учитывать особенности обработки персональных данных, входящих в состав охраняемой законом тайны.
Так, видеонаблюдение на рабочих местах допускается лишь при наличии специфических обстоятельств, требующих организации постоянного контроля на рабочем месте (на строительных площадках, иных травмоопасных производствах и т.п., кассиры на торговых объектах, в банках и т.п.).
В то же время видеонаблюдение за офисными работниками, работа которых не обременена подобными факторами, не соответствует требованиям законодательства!
Корпоративные правоотношения
С 2024 года в Беларуси начнут действовать долгожданные изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК).
Что это значит для сферы корпоративного права?
Во-первых, для всех резидентов официально закреплены многие инструменты английского права:
- опцион на заключение договора;
- опционный договор;
- договор конвертируемого займа;
- заверения об обстоятельствах;
- безотзывная доверенность.
Все указанные инструменты уже широко использовались в сфере корпоративных правоотношений, однако на законодательном уровне право пользования ими было предоставлено только резидентам ПВТ.
Обращаем внимание, что из «преференциальных» инструментов резидентов ПВТ в новый ГК не было перенесено право предусмотреть отказ от преимущественного права покупки доли в уставном фонде в соглашении об осуществлении прав участников.
Во-вторых, для обществ с ограниченной ответственностью предусмотрена возможность действовать на основании типового устава, в котором не будут предусмотрены, например, сведения о наименовании, месте нахождения и размере уставного фонда, собственнике имущества (учредителях, участниках), размере долей, представительствах и филиалах.
Полагаем, что на практике такие организации могут столкнуться с рядом сложностей, таких как открытие счетов в банках (в том числе в иностранных банках), заказ печати, прохождение due diligence в иностранных юрисдикциях и прочее.
Кроме того, такой устав не будет предусматривать защиту интересов участников и не будет отражать договоренности партнеров.
В-третьих, иностранные организации получили право открывать филиалы. В Беларуси иностранным организациям предоставили право создавать филиалы для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе, выполнения функции представительства. Стоит отметить, что не все виды предпринимательской деятельности можно будет осуществлять филиалам, ограничения бут установлены законодательством.
Если на территории Беларуси зарегистрировано постоянное представительство в рамках налогообложения, то в течение полугода с 19.11.2024 года для продолжения деятельности иностранной компании в Беларуси необходимо открыть филиал, создать организацию, войти в ее состав либо прекратить деятельность вовсе.
Преобразование представительства в филиал не представляется возможным – необходимо будет прекратить деятельность представительства и открыть филиал с передачей ему имущества, ранее числившегося на представительстве. Для минимизации издержек, связанных с вывозом и ввозом имущества представительства, рекомендуем открыть филиал до прекращения деятельности представительства, чтобы передача имущества произошла в максимально короткие сроки.
В-четвертых, более подробно урегулирована процедура уведомления и приема требований кредиторов при реорганизации.
Ранее, несмотря на то, что ГК было предусмотрено право требовать исполнения неисполненных обязательств, в связи с скудным регулированием вопроса возникало множество спорных ситуаций. Законодатель успешно отразил существующую судебную практику и внес соответствующие изменения в этой части.
В-пятых, отдельная новая глава посвящена решениям собраний (общих собраний участников, общих собраний акционеров). В частности, отдельная статья посвящена недействительности решений собраний. Предусмотренные ей правила отражают судебную практику и в целом соответствуют Постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 N 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)»:
- введено понятие «существенного нарушения порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания»;
- решение нельзя признать недействительным, если оно было подтверждено решением собрания, проведенного в полном соответствии с законодательством, уставом;
- уточнен перечень лиц, которые вправе оспаривать решения собрания:
- лицо, имеющее право на участие в данном собрании, но не принимавшее участия в собрании;
- лицо, имеющее право на участие в данном собрании и голосовавшее против оспариваемого решения;
- иные лица, для которых решение собрания порождает правовые последствия.
Полагаем, к последней категории могут относится должностные лица хозяйственного общества (ранее у них не было права на обжалование решений собраний.
Кроме того, напоминаем, что в начале 2024 года должно выйти важное для иностранных инвесторов постановление Правительства о порядке отчуждения долей (акций), принадлежащих резидентам так называемых «недружественных стран» в юридических лицах, зарегистрированных на территории Беларуси, а также о порядке отчуждения принадлежащего им недвижимого имущества.
Антимонопольное законодательство (экономическая концентрация)
В опубликованном проекте изменений в Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» предусмотрен ряд изменений в части экономической концентрации:
1. Расширен перечень ситуаций, которые не являются экономической концентрацией.
В основном изменения коснулись разного рода преобразований, однако включены также случаи наследования (правопреемство НЕ предусмотрено) и получения имущества через исполнительное производство, процедуры несостоятельности и банкротства.
2. Изменились количественные критерии для отнесения к экономической концентрации.
Ранее они составляли 200 000 БВ балансовой стоимости активов и 400 000 БВ объема выручки. С принятием изменений в закон показатели будут увеличены в два раза и составят 400 000 БВ и 800 000 БВ соответственно.
Ценные бумаги
2022-2023 были весьма насыщенными на изменения в регулировании ценных бумаг.
Основные из них:
- закреплены новые инструменты: стрип-облигации, депозитарные облигации, структурные облигации;
- введено понятие «квалифицированного инвестора»;
- изменен порядок раскрытия информации (ЗАО не раскрывают периодическую информацию и оперативную информацию).
Чего же ждать в 2024?
Определенно стоит ждать распространения использования такого инструмента привлечения средств как корпоративные облигации. В связи с этим, полагаем, стоит ждать и детализации регулирования.
В частности, об этом говорит вынесенный на публичное обсуждение проект постановления Министерства финансов, в котором предусмотрены обновленные правила раскрытия информации эмитентами облигаций.
Порядок раскрытия информации потенциально станет более автоматизированным: например, предоставление информации в Департамент по ценным бумагам будет перенесено в формат электронных носителей и веб-сайта.
С учетом динамичного развития рынка ценных бумаг, можно ожидать также совершенствования регулирования инвестиционных фондов.
Государственно-частное партнерство
В 2024 году ожидается принятие нового закона «Об инвестициях», который значительно усовершенствует сферу государственно-частного партнерства в Беларуси.
Основные значимые изменения:
1. Более подробно закреплено понятие инвестиционного договора (в том числе, специального), инвестиционного проекта (в том числе, преференциального);
2. Закреплены новые принципы осуществления инвестиций, которые в целом направлены на более индивидуализированный подход к инвесторам и послабление государственного контроля при осуществлении инвестиций на согласованных Правительством условиях;
3. Полномочия государственных органов в сфере контроля и управления инвестициями расширены: теперь они включают в себя наиболее распространенные запросы инвесторов, ранее не урегулированные законодательством (основная часть полномочий относится к стадии до заключения инвестиционного договора);
4. Расширен перечень преференций, в частности, предусмотрена возможность выдачи «бюджетного займа» по решению Президента Республики Беларусь под условием достижения определенных KPI;
5. Включена возможность предоставления гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства;
6. В случае прекращения инвестиционного договора по иным основаниям, чем его исполнение, инвестор обязан возместить суммы льгот и (или) преференций, уплатить суммы таможенных платежей и уплатить неустойку.
Продлена приостановка привязки размера арендной платы в иностранной валюте
Ранее, с 23.09.2022 по 01.01.2024 года было приостановлено право арендодателя определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
В настоящее время ожидает подписания Президентом проект Закона, который продляет действие установленного запрета до 01.01.2025 г. Следовательно, еще год необходимо устанавливать арендную плату в белорусских рублях без привязки к иностранной валюте.
Не забудьте подписаться на наши социальные сети, чтобы всегда быть в курсе правовых новостей: Facebook и Linkedin
С наступающим Новым годом и Рождеством!