Рассказывает Олег Вайнберг, преподаватель CADD TAFW QLD.
Несколько дней назад я с удивлением узнал, что все еще являюсь почетным членом Питерского клуба ИТ Директоров. За последние 10 лет я три или четыре раза поменял профессию и даже страну, в которой живу, но положение обязывает. Я живу в Австралии, я преподаватель TAFE, но бывших CIO не бывает, и для своих австралийских коллег я навсегда «that bloody Russian CIO», что произносится с уважительным придыханием и в переводе означает «этот чертов русский, который может то, чего не может никто». Впрочем, наверное, стоит рассказать, что я тут делаю, что такое TAFE, как вообще устроена система подготовки ИТ-специалистов в Австралии и чем она глобально отличается от российской.
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
В. Высоцкий
Образование в Австралии — это бизнес и национальная идея. Примерно четверть студентов — иностранцы, которые приехали по учебной визе и, скорее всего, останутся в Австралии. Это приветствуется, департамент эмиграции, с несколько двусмысленным девизом «Наш бизнес — люди» подсчитал, что эмигрант за время своей жизни приносит в казну около $800 тысяч разнообразных налогов. Тогда как родившийся в Австралии, с учетом всех пособий от рождения до смерти, наоборот, требует примерно $90 тысяч затрат.
Если отложить в сторонку 10 или 12 лет, проведенных в школе, в Австралии есть два вида образования: академическое и профессиональное. Академическое — это университеты. Их много, они очень хорошие, хотя совершенно не похожи ни на советские, ни на российские. Университеты готовят ученых и преподавателей. Но ведь надо же кому-то и работать. Ученых готовят университеты, специалистов — мы.
Небось, картошку все мы уважаем,
когда с сольцой ее намять.
В. Высоцкий
Когда-то давно надо было быть ученым, чтобы встретиться в своей жизни с электричеством. Потом скорее инженером. А потом появились электрики. Полагаю, что с ИТ произошло то же самое. Информация и компьютерные вычисления стали, во-первых массовым, а во-вторых, стремительно меняющимся полем деятельности. Специалистов нужно много. Годовая потребность, по мнению Австралийского бюро статистики, составляет около 70 тысяч в год. А вся индустрия обучения, по мнению того же Бюро, в состоянии подготовить около 7 тысяч в год. Специалисты нужны современные. Учить человека пять лет долго и дорого, и к окончанию обучения то, чему учили первые два-три года, можно смело сдавать в архив. И еще нужна какая-то гарантия, что сертификат или диплом стоит бумаги, на которой напечатан.
Мы — антиподы, мы здесь живем!
У нас тут анти-анти-антиординаты.
Стоим на пятках твердо мы и на своем,
И кто не с нами, те — антипяты!
В. Высоцкий
С последним австралийцы справились просто. Существует государственный ресурс, где расписаны все знания и навыки, которыми должен обладать специалист любого уровня в любой области. И подробно описаны методики ассессмента. Это гигантская работа, но если человек предъявляет диплом или сертификат, более-менее понятно, что именно он знает-умеет и как это проверяли. И это не зависит от учебного заведения. Учить можно как угодно, но вот ассессмент должен проверять все знания и навыки, перечисленные в требованиях.
Бой кипел, и в тайных целях
Кто-то партой дверь припёр.
В. Высоцкий
Практически все профессиональное образование в Австралии сосредоточено в TAFE. Это Technical and Further Education — австралийская национальная система профессионального образования более чем со 140-летней историей и полумиллионом студентов ежегодно. Кстати, курс MBA тоже дается в TAFE. Система частная, и его единственный владелец... правительство. Всего в Австралии десять уровней образования, TAFE готовит сертифицированных специалистов от второго до четвертого и дипломированных специалистов пятого и даже шестого уровня. Дальше уже бакалавры, магистры и доктора наук. Именно TAFE обучает всех ИТ-специалистов и кибербезопасников. На подготовку сертифицированного специалиста мы тратим от шести месяцев до года. Дипломированного — год. Собственно, меня это не удивляет. Пока я работал CIO, меня скорее удивило, что «Майкросфт» умудряется за год подготовить инженера «Майкрософт», который, возможно, звезд с неба не хватает, но сервер и поставит, и сконфигурирует, и поддержит. А вся российская система образование выдает на-гора какие-то полуфабрикаты, которых потом этот самый год и приходится доучивать на рабочем месте.
...