Каждый год мир меняется, и туристический мир, разумеется, тоже. Лично мне очень интересно наблюдать, что и как меняется для туристов и путешественников. Но не только наблюдать. А еще анализировать, делать выводы и вычислять тренды. Как российские, так и общемировые. И хоть давать прогнозы - дело неблагодарное, я все таки рискну. Итак, поехали...
1. Тренд первый. Разворот на восток.
Что не удивительно, поскольку западные границы для нас пока закрыты: какие на задвижку, а какие на засов. И как долго они будут закрыты, никто не знает. Но восточные границы-то открыты. Поэтому не будем расстраиваться, а лучше изучим это направление. Китай снял ковидные ограничения, возобновил с нами транспортное сообщение не только воздушное, но и наземное, продлил на год возможность не сдавать биометрию на визу. Возобновилось паромное сообщение с Японией и Южной Кореей. Тайланд, Вьетнам, Лаос, Индия, Иран, Монголия, Мьянма - все эти страны удивительны по природной красоте и могут похвастаться поразительными творениями рук человеческих. Для тех, кто не был, но хотел, сейчас отличный шанс соприкоснуться с культурой Востока.
2. Тренд второй. Скоростные поезда.
Вполне ожидаемый тренд на фоне стоимости авиационных билетов и экоповестки. В Европе ЖД-транспорт заменяет самолеты на короткие дистанции, дабы сохранить атмосферу. В РФ - преимущество ЖД-транспорта в логистике, поскольку вокзалы расположены в центре городов, рядом с метро или автовокзалами, в доступности по цене, поскольку электроэнергия и даже уголь дешевле, чем авиатопливо. К тому же самолеты поберечь надо, весь импортный парк заменить пока нечем, а скорость перемещения между точками снижать не хочется. Также хочу отметить, что поезда и вокзалы все больше становятся friendly к пассажирам. Разумеется, работы еще непочатый край, но радует, что технологии не остались в стороне от этой отрасли.
3. Тренд третий. Путешествующие одиночки.
Тема, конечно, не вчера родилась, но сейчас стала очень заметна, даже выпукла. И опять из-за денег. Расходы семьи на путешествия и поездки растут как снежный ком, начиная от билетов и заканчивая едой. Неплохо зарабатывающие одиночки без обременения в виде иждивенцев разного уровня - основные потребители нестандартных туристических продуктов. При этом не обязательно путешествовать одному, можно объединяться во временные группы, а потом снова расходиться. Одиночки также могут позволить себе летать лоукостами в неудобное время и без багажа, рейсы с двумя-тремя пересадками, автобусы на дальние расстояния, проживать в хостелах или каучсерфить, питаться стрит-фудом, посещать эпидемиологически рисковые страны и тп. Именно потому что они одиночки и несут ответственность и траты только за себя.
4. Тренд четвертый. Экономия.
Понятно, что богатые и состоятельные люди становятся все более богатыми и состоятельными. Но в процентном соотношении к общей массе путешествующих их не так много, а экономические сложности больше задевают средний или небогатый бюджет. В мире, где каждый день дорожает самое необходимое, бездумные траты все чаще заменяются рациональным планированием. Люди начинают сопоставлять, купить ли мне новый айфон или поехать со старым в путешествие, купить ли мне 10 пару туфель или валюту для путешествий итп. Люди продолжают активно искать дешевые билеты, скидки на проживание, акции и промокоды, чтобы именно сэкономить на стоимости для сохранения комфорта путешествия. Причем это не только российский тренд, но и общемировой.
5. Тренд пятый. Автопутешествия.
На развитие этого тренда в нашей стране в том числе повлияла политическая и экономическая ситуация последних лет. Сложности с авиаперевозками и ажиотажный спрос на жд-билеты пересадили за руль даже тех, кто не помышлял. А потом пошло-поехало, ибо в автопутешествиях есть своя романтика, свобода и удовольствие. Смотрите, как сразу стали строить связующие трассы. Пусть платные (это неприятно, но переживем), но трансформация налицо. И это не конец, а только начало. В 30-е годы XX-го века , во времена Великой депрессии в США, именно строительство автодорог вывело страну из кризиса. Нам это тоже поможет. Заметили, сколько интереса стало проявляться к автодомам? Обратили внимание, что образуются целые сообщества автопутешественников? И новые дороги, и более комфортный транспорт, и развитие инфраструктуры регионов, и возможность удаленной работы - все это формирует устойчивый тренд на автопутешествия.
Вот такая получается картинка на 2024 год. Может, не слишком радужная, но не все потеряно)). А фантазирую ли я или мой анализ верный, покажет только время. Путешествуйте! Пока хочется, пока можете и пока можно.